Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
26 Dec 2011, 12:00Политика
Обострение в «Фолклендском вопросе»: с чего все начиналось и чем закончится
Спор вокруг Фолклендских островов, расположенных на юге Атлантического океана, похоже, вскоре получит свое продолжение. Президент Уругвая Хосе Мурика заявил о том, что правительства стран Южноамериканского общего рынка запретили британским кораблям с Фолклендскими флагами швартоваться в своих портах. Аргентина, Парагвай, Бразилия и Уругвай даже заявили о своей готовности пойти на обострение отношений с Великобританией.
Раннее правительство Уругвая уже предприняло некоторые меры. Поддерживая претензии Аргентины на подконтрольный британцам архипелаг, правительство Уругвая запретило английским кораблям останавливаться в порту Монтевидео. Аргентина приняла подобные меры уже давно. Теперь же к ней присоединились и Парагвай с Бразилией, даже несмотря на то, что исторически отношения между этими государствами складывались очень непросто.
Конфликт вокруг Мальвинских островов начался еще в 2010 году, когда британские геологи сделали заявление об огромных залежах нефти на шельфе недалеко от островов. Разрешение на разработку шельфа получила одна из британских компаний Desire Petroleum. В ответ на это Аргентина объявила об установлении контроля над прибрежной зоной протяженностью в 500 километров, куда вошли и Фолклендские острова. В результате, аргентинское правительство потребовало, чтобы все суда, зашедшие в данную зону, имели разрешение из Буэнос-Айреса. Однако англичане никак не отреагировали на эти требования, и 21 февраля 2010 года начали разработку шельфа.
Реакция не заставила себя долго ждать. Уже на следующий день на саммите глав стран Латинской Америки и Карибского бассейна все присутствующие заявили о своей поддержке Аргентины в борьбе за установление контроля над Мальвинами. Кроме того, правительство Аргентины обратилось в Организацию Объединенных Наций с требованием принять меры против Великобритании, чтобы она отказалась от своих планов.
Никакого конкретного ответа получить не удалось. А вот правительство США высказалось более, чем понятно. Представители Госдепартамента заявили о том, что, несмотря на признание британской администрации на островах, в данном спорном вопросе американское правительство не поддерживает ни одну из участниц конфликта. Во времена президентства Рональда Рейгана Америка поддерживала Англию, однако на сегодня ситуация изменилась. Штаты начали лавировать.
Немногим позже, в октябре этого же года, Великобритания решила провести недалеко от островов военные учения, на что очень остро отреагировала глава аргентинского правительства Кристина Киршнер. Она резко высказалась в отношении англичан, назвав подобные действия ярким примером колониализма 21 века, нарушением норм международного права. Более того, она недвузначно дала понять, что считает англичан пиратами. Кроме того, аргентинское правительство считает, что Англия нарушила пункты международных договоров относительно демилитаризации Южной Атлантики.
На первый взгляд кажется странным, что весь сыр-бор разгорелся вокруг настолько небольшого участка земли с холодным климатом. Но не следует забывать, что установление контроля над Фолклендскими островами даст возможность Великобритании добраться до шельфа с нефтью, ведь других выходов на материк у англичан нет. Но если посмотреть с точки зрения географического расположения, то эти острова ближе все-таки к Аргентине...
Исторически сложилось так, что право обладания дальними островами принадлежит тому государству, которое их открыло. Однако и по таким параметрам аргентинцы и англичане договориться не могут. Аргентина твердит о том, что Мальвины были открыты участником экспедиции Магеллана Эстебаном Гомесом в 1522 году. Англичане же, напротив, уверены, что первый человек на острове появился в 1592 году, и это был не кто иной, как британский корсар Джон Дейвис.
На протяжении веков борьба за остров захватывала не только Аргентину и Великобританию. В нее втягивались и Испания, и Франция. В середине XVIII столетия французы отказались от участия в дележе Мальвин. Таким образом, осталось два соперника — Англия и Испания. Но, ни одно из этих государств не собиралось уступать свои права на остров. Поэтому на остров было назначено по одному губернатору от каждой из них. В 1811 году испанцы передали бразды правления Аргентине, которая сумела освободиться от господства Испании. К тому же, в 1776 году претензии на остров появились у Соединенных Штатов Америки.
Когда в 1832 году аргентинское правительство попыталось восстановить на острове постоянное аргентинское поселение, англичане моментально отреагировали высадкой своей военной эскадры. А поскольку Аргентина была сравнительно молодым государством, то сил справиться с хорошо развитой Британией у нее не было. В результате на Мальвинах появилось британское поселение Порт-Стэнли.
Обострение ситуации вокруг островов наступило после Второй мировой войны, когда ООН подписала декларацию о независимости колониальных государств и народов. Аргентина захотела вернуть Фолклендские острова. Но британские власти наотрез отказались вернуть их и потребовали проведения референдума. И результата никого не удивил, ведь основным населением на острове были англичане и шотландцы. А многочисленные переговоры двух стран так ни к чему и не привели.
Но аргентинцы не оставляли попыток вернуть острова. В 1982 году президент Аргентины Леопольдо Галтиери приказал высадить аргентинский десант. Это привело к капитуляции британского гарнизона. Однако премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер незамедлительно отправила ударную группу ВМС в Аргентину, объявив ей войну. Победа осталась за англичанами.
Вопрос о том, за кем останутся Фолклендские острова, остается открытым. Даже в случае, если на шельфе не будет найдено никакой нефти, противостояние двух государств все равно не закончится, уверены международные эксперты. И на это есть весомые причины. Во-первых, острова служат отличным перевалочным пунктом между Атлантикой и Тихим Океаном. Во-вторых, контроль над ними подразумевает контроль над всей Атлантикой, и в-третьих, это хороший плацдарм для освоения Антарктиды.
Аргентинское правительство говорит о необходимости усиления национальных вооруженных сил. Это не может не вызвать тревогу в Британии, тем более, что США не гарантируют никакой поддержки. Более того, некоторые представители американского правительства говорят о том, что Аргентина имеет больше прав на Мальвины, чем Англия.
Неудивительно, что в подобной обстановке Великобритания также усилила свою военную группировку. На данный момент в регионе находится 4 боевых английских корабля, 4 боевых самолета и 2 вертолета, а также около 1 тысячи военнослужащих. Понятно, что таких сил не хватил для противостояния Аргентине. Однако и техника, и люди находятся в Афганистане. А сама Англия — на расстоянии 12 тысяч километров от Фолклендов. Так что на быстрое появление подкрепления рассчитывать нечего.
Военные аналитики предполагают, что в случае военного конфликта события будут развиваться по сценарию 1982 года. Что касается Америки, то, по их мнению, они никогда не откажут в помощи своему союзнику — Великобритании. А вот что касается поддержки Аргентины со стороны латиноамериканских государств, то она будет только на словах. Однако, если Аргентина сможет значительно усилить свои вооруженные силы, то у нее появится шанс вернуть острова.
Вокруг Фолклендских островов сложилась ситуация, которую не в силах разрешить международное право, ведь здесь столкнулись два важных принципа — самоутверждения и территориальной целостности. И хотя правительство Аргентины апеллирует к различным международным организациям, а британцы в свою очередь, всячески игнорируют все предписания этих организаций.
Становится понятным, что ситуация в дальнейшем будет только обостряться. И чем все закончится — неизвестно...
Валерий БОВАЛ