Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
19 Mar 2012, 10:03Политика
Склад боеприпасов для «информационной войны»
Ответ на этот вопрос дает одно из исследований Альберта-Ласло Барабаши. Ученый, которого некоторые уже склонны называть Эйнштейном XXI века за его исследования безмасштабных сетей применительно к биологии, генной инженерии, социуму и Интернету, в 2011 году опубликовал результаты исследования под названием «Достижение социального консенсуса в результате влияния убежденного меньшинства». В работе говорилось, что при достижении в социуме пороговой границы примерно в 10% убежденных сторонников какой-либо идеи, возникает лавинообразный процесс завоевания этой идеей умов большинства членов социума.
После публикации этих результатом их тут же приложили ко многим происходящим на планете событиям, геополитическим в том числе, и результаты эти много объясняли. Например, серию североафриканских революций.
Ну раз уж заговорили про науку, то поговорим и про финансирование науки. До 2010 года ученый Барабаши занимался теоретическими исследованиями безмасштабных сетей в биологии, в коллективном поведении генов, вирусов, распространении идей.
А потом исследования ученого взяли в оборот более серьезные структуры. Барабаши подключился к работам созданного на средства Пентагона Центра по исследованию социально-когнитивных сетей (SCNARC). Задача Барабаши в рамках центра был следующей: проверка разработанных теоретических моделей на больших объемах реальных данных. Вот результатом этой деятельности и стала работа «Достижение социального консенсуса в результате влияния убежденного меньшинства».
И в этом же году вышла его статья «Controllability of complex networks», в которой было показано, как организовывается управление сложными системами (сотовые сети, метаболические сети в человеческом организме), в том числе социальными медиа.
Цель работы: как и где найти минимально необходимое число «драйверов» — людей, деятельность которых переведет сеть из исходного состояния в требуемое.
Вот показательная статья, посвященная условиям смены власти в России.
«Задача у центра SCNARC нешуточная. Поскольку уже ясно, что современное общество — это огромная социальная сеть, по которой курсируют идеи, знания, мифы, слухи и т.д., то можно попытаться понять законы, по которым они распространяются. Не менее важно понять, во что эти идеи, знания, мифы и слухи превращаются в головах людей (в убеждения, сомнения, страхи и т.п.), и как влияют на эти процессы такие факторы, как доверие, убежденность, пассионарность и пр. Кроме того, перед исследователями были поставлены и другие, более практические задачи. Например, в разных организациях или институтах у людей, которые работают вместе, складываются разные роли, — они могут быть «наставниками», «друзьями», «соперниками». Перед SCNARC был поставлен вопрос: можно ли оказать влияние на производительность наставничества?»
Так что «информационная война» — это не просто интернер-термин, это явление вполне конкретное, на которое выделяются серьезные средства. И результаты исследований в этой области применяются и с каждым днем будут применяться все шире. Способ защиты прост и сложен одновременно — это анализ получаемой информации, а не просто «вера на слово».