Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
11 Apr 2012, 13:43Политика
Что мы увидим, когда снимем все слои советской пропаганды
Был раньше такой публицистический жанр, как разоблачение советских мифов. Что Павка Корчагин, оказывается, никогда не строил узкоколейку в Боярке, а выдумавший это Николай Островский страдал не от ранений с гражданской войны, а от чего-то заразного или наследственного. Что легендарных панфиловцев на самом деле было не двадцать восемь, а намного больше, и кто-то из них попал в плен, а потом служил немцам. Что Павлик Морозов был не пионером, а последней сволочью, тогда как маршал Жуков таки был не только сволочью, но и плохим стратегом.
Именно в контексте разоблачений я впервые познакомился с историей о «матче смерти» 1942 года, не зная тогда ещё легенды-оригинала. Оказывается, расстреляли не всех и не сразу. Оказывается, матч с немцами был не последним, через неделю «Старт» сыграл ещё против полицаев, разгромив «Рух» со счётом 8:0. Оказывается, никакой офицер не заходил в раздевалку футболистов с ультиматумом: поражение или смерть. А произошла банальная вещь — обиженные разгромным счётом полицаи пошли и настучали в гестапо, дескать, в команде соперников играют бывшие работники НКВД. Ну, и так далее.
В своё время такие публикации были не только интересны, но и в чём-то даже полезны. Казённая мифология советской эпохи в позднем СССР не просто приелась, она уже не воспринималась. Поэтому «разоблачения» не столько разрушали легенды, сколько оживляли их, наполняли новыми смыслами. Да, судьба реальных панфиловцев оказалась сложнее (и страшнее), чем та глянцевая история о двадцати восьми бойцах, якобы просто и геройски погибших. Что с того? Сам подвиг-то никуда от этого не делся. А конкретно то, что 16 ноября 1941 года 4-я рота 1075-го полка остановила танковую колону врага. И Николай Островский тоже мог всё что угодно нафантазировать о своём автобиографическом персонаже. Но это никак не отменяет подвига ослепшего и почти уже парализованного человека, который перед смертью рассказал нам, как нужно прожить жизнь, чтобы не было мучительно больно.
Точно так же дело обстоит с так называемым «матчем смерти». Отбросим пафос, снимем все слои советской пропаганды, доберемся до живых людей и реальных судеб — и всё равно в конечном итоге увидим подвиг. Трагедию. Эпоху. Именно то, что меньше всего хочет видеть нынешняя украинская власть. Это проблема, которая выходит далеко за стремление «не показывать» фильм «Матч». Это категорическое нежелание видеть и обсуждать советскую эпоху исторического бытия украинского народа. Даже разоблачать не пытаются, потому что в конечном итоге результат такой дискуссии известен. Уже пробовали.
Пользуясь случаем, хочу сообщить, что на днях Национальный союз кинематографистов Украины составил рейтинг лучших отечественных фильмов за всю историю. Итак:
1. «Тени забытых предков», 1964 г.
2. «Земля», 1930 г.
3. «Белая птица с чёрной отметиной», 1970 г.
4. «Каменный крест», 1968 г.
5. «За двумя зайцами», 1961 г.
6. «В бой идут одни старики», 1973 г.
7. «Пропала грамота», 1972 г.
8. «Полёты во сне и наяву», 1982 г.
9. «Вавилон XX», 1979 г.
10. «Долгие проводы», 1971 г.
Ни один фильм, снятый после 1991 года, в первую десятку рейтинга не попал. Что интересно, опрос проводился среди киножурналистов из разных регионов Украины.
Валентин ЖАРОНКИН