Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
11 Apr 2012, 14:20Политика
Петр Симоненко: Крупный капитал должен быть отстранен от переговоров по газу
— Петр Николаевич, недавно Российская Федерация приняла решение о сокращении объема газа, который перекачивается через территорию Украины. Не означает ли это, что Украине стоит кардинально пересмотреть свою политику в газовом вопросе и обратиться к Европе?
— Сейчас очень много комментариев по поводу причин сокращения транзита. Все это слабые попытки украинских политиков объяснить причину, по которой сокращается транзит российского газа. Было бы уместнее говорить не о сокращении объемов газа, транспортируемого через территорию Украины, а о неуклюжей политике, которая ведется в этом вопросе. Очевидно, что даже в Европе существует проблема сокращения транзита газа, а Украина может стать тем государством, которое одно из первых вообще перестанет осуществлять транзит. Здесь много причин: у России есть “Северный поток”, “Белтрансгаз”, это дает ей возможность обеспечить транзит объемов, необходимых Европе.
— Чем грозит Украине прекращение транзита через ее территорию?
— В этой ситуации мы будем недополучать в государственный бюджет большие средства, десятки тысяч людей останутся без работы, в металлолом превратится все, что было создано несколько десятилетий назад для развития наших западных регионов... Собственно я уже говорил, что проблема не только в уменьшении объема транзита. Нам необходимо радикально менять политику переговоров с Российской Федерацией.
— Как, по-вашему, должны измениться эти переговоры?
— Здесь речь идет о построении линии переговоров даже не в контексте консорциума, поскольку это нужно было решать несколько лет назад. Сегодня, Россия борется за возможность предстать в мировом сообществе как мощное государство, за рынки. Исходя из этого, нам необходимо также вести борьбу за украинские рынки, за отечественного производителя. Вот тут мы могли бы с Россией определить общие подходы, линию поведения по отношению к мировому сообществу. Очевидно, что в условиях глобализации и кризиса нас выбросят со всех рынков... Сейчас в Украине насаждается базарно-сырьевой вариант экономики, и он уже привел к тому, что страна находится в таком тяжелом положении, когда ее будущее просто оседает в карманах определенных групп людей.
— Что именно необходимо изменить украинской власти в переговорном процессе?
— Переговорный процесс с Россией по газу и по транзиту необходимо вести в формате новой модели: Единое экономическое пространство, Евроазиатское сообщество и Таможенный союз.
— Учитывается ли тогда фактор национальных интересов — защита отечественного рынка?
— Недавно я провел встречу с представителями китайской Компартии и еще раз убедился, что наши коллеги-коммунисты выбрали очень правильную стратегию — во внешней политике вести борьбу за то, чтобы китайский производитель был уверен в завтрашнем дне — как через китайский рынок, так и через зарубежный. Это для нас реальный пример, как можно учитывать свои интересы и при этом вести нормальные переговоры с соседними государствами.
Если говорить об Украине и России, то нам необходима “перезагрузка” в отношениях. Сегодня переговоры от имени народа Украины проводит крупный капитал. Никто не учитывает, что именно будет выгодно нашим гражданам: ЕС или Таможенный союз. Все опросы решаются на уровне олигархических групп. Однако это вопрос стратегического значения и принятие того или иного решения может оказать серьезное влияние на будущее страны.
— Сейчас в парламенте находится законопроект о реформировании нефтегазового комплекса, который исключает приватизацию украинской ГТС, но пока он принят только в первом чтении. Возможны ли такие правки в этом документе, которые изменят его суть?
— К сожалению, все поправки вносятся не с точки зрения повышения экономической эффективности этого комплекса в интересах Украины, а лишь в интересах определенных групп олигархов. Сейчас пытаются кое-что прикрыть “фиговым листком”, объясняя все тем, что якобы Европа требует разделения на газодобытчиков, транзитеров и. т.д. Но извините, раз мы говорим о том, что это государственная собственность, государственные природные ресурсы, то нужно все это держать под контролем, чтобы была устойчивая база по тарифам, приемлемая цена на газ для нашего производителя — химических предприятий, металлургов и. т.д.
Поэтому считаю, что такой законопроект — это путь к тому, чтобы малыми кусками в очередной раз растащить то, что сегодня может принести результат и является предметом российско-украинских переговоров.
Беседовала Ольга КАРЕТНИКОВА