Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
30 Jun 2012, 16:06Политика

«Агентам Госдепа» предложат «выйти из сумрака»

Несколько депутатов от партии власти во главе с автором скандального закона о митингах Александром Сидякиным сегодня или в понедельник внесут на рассмотрение в нижнюю палату парламента законопроект, ужесточающий контроль государства над деятельностью тех некоммерческих организаций (НКО), которые получают финансирование из-за рубежа и работают в сфере политики. Документ предусматривает приостановку их деятельности за нарушения, а также штрафы и уголовную ответственность для руководства.



Политической деятельностью НКО с внешним финансированием, независимо от того, какие цели работы будут прописаны у них в уставе, согласно законопроекту, будет считаться участие в проведении акций, которые призваны оказать воздействие на решения и политику государства, а также на формирование соответствующего «общественного мнения», сообщает «Коммерсантъ», располагающий копией документа.
Для начала подобные НКО пересчитают. Министерством юстиции будет создан для этих целей специальный реестр организаций, «функционирующих как иностранные агенты». Устрашающая терминология времен «охоты на ведьм», по признанию авторов, взята из аналогичных законов, действующих, к примеру, в США.
Справка
Некоммерческая организация (НКО) – организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации. [/i]
Считать станут очень просто: НКО должны будут сами заявить о себе. В течение 90 дней с момента вступления в силу закона занятым в политике организациям, которые получают средства из-за рубежа (как пожертвования физических лиц, так и гранты международных организаций), полагается совершить «явку с повинной» – добровольно встать на учет в качестве этих самых «агентов». В общем, практически как в «Дозорах» Сергея Лукьяненко: всем предложат «выйти из сумрака».
Затем они попадут в зону пристального внимания к своей деятельности. Например, им придется особым образом маркировать свою литературу, доклады и другие публичные продукты в соответствии с новым статусом – «НКО, функционирующие как иностранные агенты». До сих пор, кстати, подобную маркировку ставили только на сигаретах: «Курение убивает».
Но – шутки в сторону: за невыполнение этого требования предполагается ввести штраф от полумиллиона до миллиона рублей (такие же суммы указывались в первоначальном варианте закона о штрафах за нарушения на митингах). А финансовая отчетность должна представляться НКО-»агентами» дважды в год с обязательной ежегодной налоговой проверкой (всех прочих юрлиц налоговая проверяет один раз в три года). Необходим «агентам» также внешний аудит, представляющий собой довольно дорогостоящую процедуру.
Нарушившим правила предоставления отчетности грозят штрафные санкции в размере 200 000 – 300 000 руб. для должностных лиц, а для злостных нарушителей и вовсе предусмотрено лишение свободы на срок до трех лет, самой же НКО в таком случае грозит приостановление деятельности. Те некоммерческие организации, которые не пожелают добровольно встать на учет, Минюст выявит с помощью собственных проверок или прибегнет к услугам Генпрокуратуры.
Обосновывая необходимость принятия закона, Александр Сидякин пояснил, что схожие нормы для т. н. «иностранных агентов» действуют в США. «Закон направлен на защиту граждан, на соблюдение их прав. Чтобы люди могли понимать, когда кто-то призывает повлиять на политическую ситуацию в стране, кто конкретно это делает – наше гражданское общество или иностранные агенты», – заявил он.
Источник «Коммерсанта» в кремлевской администрации выразил удовлетворение законопроектом. Такой закон, считают на Старой площади, необходим, поскольку «есть принципы открытости: люди должны знать, кто платит», к тому же подобное законодательство давно функционирует в других странах, а в России закон не предусматривает личной ответственности за нарушение правил работы НКО. В общем, старая песня: «Хотим, чтобы у нас все было как в цивилизованных странах». Правда, касается такое стремление обычно лишь тех случаев, когда необходимо «закрутить гайки», в противном случае мы слышим обычно: «У советских (ну, т. е. теперь российских) – собственная гордость...»
Кроме того, выясняется, что отсылка к американскому опыту является не вполне корректной, поскольку это законодательство оказалось довольно старым: в США данный акт был принят аж в 1935 году с целью противодействия пропаганде, проникавшей в страну из гитлеровской Германии. Ну, у нас сейчас обстановка тоже сами знаете какая: кругом – одни «агенты Госдепа»...
Правоохранительные органы будут иметь возможность проводить внеплановую проверку НКО, если на организацию поступит обращение юрлица, появится сообщение в СМИ «о фактах, свидетельствующих о наличии экстремизма», а также по жалобе частного лица. Кроме того, Госдуме ежегодно будет представляться доклад надзирающего органа о деятельности и расходах таких организаций. Параллельно будут подготовлены поправки в КоАП, УК и закон, регулирующий деятельность по противодействию отмыванию доходов, дополняет информацию о законопроекте РБК daily, также располагающая его копией.
Документ, как поясняют в Думе, ожидали только в осеннюю сессию, но последние события вокруг Совета по правам человека, продемонстрировавшего Кремлю строптивый характер, и участие НКО в митинговой активности заставили разработчиков поторопиться. Теперь он может быть принят в первом чтении уже в весеннюю сессию. Похоже, законопроекты теперь изготавливаются почти по старому принципу пародистов «Утром в газете – вечером в куплете».
Примечательно, что документ о тотальной проверке финансирования зарубежных НКО, участвующих в протесте, появился после того, как в квартире одной из участниц протестного движения, телеведущей Ксении Собчак, следственные органы обнаружили около миллиона евро. После обыска околокремлевские политологи активно намекали, что деньги пришли из-за границы на подрыв суверенной власти. В качестве доказательства утверждалось, что обнаруженная наличность якобы была выдана в западных банках, поскольку купюры имели порядковую нумерацию.
Заместитель исполнительного директора организации «Голос» Григорий Мельконьянц полагает, что в определенных кругах в НКО «видят чуть ли не угрозу государственного переворота, который якобы финансируют из-за рубежа». «Голос» будет искать дополнительные возможности для поступления финансовой помощи и в ближайшее время собирается открыть программу сбора пожертвований через Интернет. Г-н Мельконьянц напомнил, что «Голос» неоднократно обращался за президентскими грантами, однако ни разу их не получил.
Не испытывая излишних симпатий к известным НКО, уныло проводящим хроническую правозащитную деятельность и действительно финансирующимся из-за рубежа, хотелось бы заметить, что данный законопроект прежде всего демонстрирует слабость государственной политики и растерянность законотворцев. Ведь при наличии поддержки всего общества власти не пришлось бы изобретать подобные бумаги.
Разве это нормально, когда народ на политическую манифестацию может вывести даже кучка никому не ведомых НКО с далеко не харизматичными и разношерстными, с позволения сказать, лидерами вроде той же Ксении Собчак? Последнее обстоятельство, вероятно, говорит о том, что общество (по крайней мере в крупных городах) представляет собой охапку сухого хвороста, который только и ждет искры, чтобы вспыхнуть. Власти думают, что искры идут от НКО, но на самом деле их может принести теперь откуда угодно, из любой части общества, и никакими законами об НКО от них не защититься. Если только не пересмотреть политику.