Архивы публикаций
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
23 Jul 2012, 15:23Политика

FARA для верблюдов

Принятие Думой в третьем чтении закона о наделении статусом «иностранный агент» российских НКО, занимающихся политической деятельностью и финансируемых из-за рубежа, обсуждали и в далеком Зимбабве, в частности, на форуме ведущего таблоида. «Такой закон нужен Зимбабве!», — разместил эту новость в интерпретации Би-Би-Си зачинатель дискуссии. «Дурак, нашелся сразу оппонент, 90% лекарств в больницах, твоя АРВ (антиретровирусная терапия для инфицированных ВИЧ-СПИДом) – это деньги западных фондов, а еще продуктовая помощь, учебники… список можно продолжать». «НГО проповедует открытость и прозрачность, вот пусть и следуют сами этим принципам», аргументирует сторонник закона. «Российский закон сродни американскому. Министерство юстиции США охватывает Законом о регистрации иностранных агентов (FARA) и неполитические организации, и в этом его отличие от российского», — сообщает кто-то осведомленный.



Действительно, обширный справочник американскому лоббизму на 300 страниц воспроизводит очень широкое определение «фарой» политической деятельности иностранными агентами в США и еще более широкие трактовки каждого шага этих агентов (если бы российский омбудсман и американист, как он напомнил, г-н Лукин ознакомился, то, наверное, не жаловался при телекамере президенту Путину, что, дескать, не шибко разобрался с трактовкой в российском законе) – «любая деятельность, в которую вовлечено лицо, или намерение этого лица оказывать влияние на какое-либо агентство или должностное лицо правительства США, или какую-либо часть общества в США относительно определения, принятия или изменения внутренней или внешней политики США, либо относительно политических или общественных интересов, политики или отношений правительства иностранного государства или иностранной политической партии».
Далее дискуссия сосредоточилась на внутренней политической тематике: будь в Зимбабве такой закон, пострадал бы от него некий Касукувере (министр по делам молодежи?), грузовик фермера, что недавно протаранил авто с женой лидера оппозиции Моргана Цвингираи, был якобы куплен на деньги от американского Агентства международного развития...
Тем временем на сайте американского посольства в Каире размещена обширная информация с обильным цитированием Хиллари Клинтон о том, как американское гражданское общество безмятежно получает деньги из-за рубежа, охотно подставляет лоб для клейма «иностранный агент» и с восторгом эсгибициониста раскрывает свои источники и предоставляет подробные отчеты о проделанной работе на эти средства министерству юстиции, как того требует упомянутый FARA.
Спрашивается, почему глава «Московской Хельсинской группы» и гражданка США Людмила Алексеева не разделяет этой пафосной презентации египтянам родного законодательства (я уже писал здесь, как в начале года египетские правоохранители провели серию обысков в иностранных НГО в Каире и даже задержали нескольких иностранцев, включая сына американского министра, по подозрению в финансировании местных политических акций) и жуть как не хочет называться «иностранным агентом»? Как там она выразилась: «С какой стати я буду признавать, что я верблюд, когда я не верблюд!». Да потому, что в родной Америке эти «верблюды» отнюдь не в восторге от перспективы получить «фару», то есть зарегистрироваться и отчитываться по закону об иностранных агентах. Почему? Во-первых, «верблюд», то бишь иностранный агент и там никому не ласкает слух, и не вызывает умиления при встрече. Во-вторых, строгая и полная отчетность о том, на что были потрачены об иностранном благодетеле, поставленных им задачах и содеянном на их выполнение. И все это должно подкрепляться документами и даже образчиками выпущенной продукции. Вся отчетность появляется в открытом доступе для публики, и любой заинтересовавшийся может выяснить, почему, к примеру, конгрессмен Н. вдруг озаботился здоровьем Юлии Тимошенко и требует ее отправки на лечение в Германию, или, напротив, решил, что Виктор Янукович – реформатор и вообще маяк либерализма, посему денег на поддержку этих реформ надо дать (украинские политики благодаря своим американским контракторам давно уже освоили «фару»).
Успешный пример борьбы против попыток родного правительства «фарой» высветить все деньги, связи и методы влияния на американскую политику уже десятилетиями демонстрирует Американско-израильский комитет общественных дел (АИПАК). Еще в 1960-ых знаменитый сенатор Уильям Фулбрайт и не менее знаменитый министр юстиции Боб Кеннеди потребовали от Американского сионистского совета зарегистрироваться иностранным агентом, так как тот вел деятельность в интересах израильского правительства. Совет быстренько реорганизовался в АИПАК и объявил себя лоббистской организацией, чья деятельность подпадает под другой закон – о раскрытии лоббизма. А там отчетности несравненно меньше. С тех пор, как правило, после громких скандалов о занятиях АИПАК банальным шпионажем, ФБР, минюст, отдельные конгрессмены пробуют принудить АИПАК перейти на «фару», но безуспешно. Организация стала настолько мощной, что само упоминание о ней делают с придыханием, поскольку и президенты, и госсекретари, и почти весь состав конгресса ежегодно являются на ее конгресс с отчетом о личной работе на благо «самого близкого и ценного союзника – Израиля».
И АИПАК не одинок. На сегодня порядка 20 тыс. американских НГО действуют как подпадающие под закон о лоббизме. И менее 500 решили зарегистрироваться как иностранные агенты. Но в любом случае, имеется главный результат: эти организации потеряли романтический ореол «общественных движений», «гражданского общества», когда воображение рисует миллионную армию граждан, «скованных одной цепью, связанных одной целью». В действительности же – обычная контора со штатным расписанием и бухгалтером, фронт борьбы – властные кабинеты, рестораны и пресс-центры, орудия борьбы – лаптоп, телефон и… ну, конечно же деньги заказчика!
Кто-то спросит, ну, а как же, мол, с истинными общественными движениями, диссидентами, ведь и в Америке таковые имеются. На этот случай есть другие законы – об уклонении от уплаты налогов, отмывании денег, «финансировании из террористических источников и стран, на которые наложены американские санкции». Весьма эффективно действуют в случае надобности – это потянет на отдельный рассказ.
Игорь СЛИСАРЕНКО