Архивы публикаций
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
22 Dec 2012, 14:00Политика

Экcперты и политики о Путине, Таможенном союзе и ГТС

Президент России Владимир Путин во время пресс-конференции сделал два серьезных заявления, касающихся Украины. Первое — украинские власти совершили стратегическую ошибку, когда отказались сдать газотранспортную систему (ГТС) в аренду европейским компаниям и российскому «Газпрому», и теперь встал вопрос относительно целесообразности существования газотранспортной системы (ГТС) Украины. Второе — определение квот в рамках Таможенного союза (ТС) находится в компетенции руководства ТС, и Россия не может пойти на уступки украинским производителям.
[/justify][justify]
Эксперты и политики ответили на вопросы «2000»:
1. Действительно ли отказ Украины от сдачи в аренду трубы был стратегической ошибкой?[/i]
2. В связи с новым механизмом определения квот в рамках ТС появился новый рычаг давления на олигархов. Появятся ли люди, которые будут лоббировать среди украинских олигархов вступление в ТС?[/i]
Игорь Алексеев, народный депутат Украины от КПУ:
1. Как ни печально, но факт, что украинские власти совершили стратегическую ошибку, стоит признать. Мы знаем о том, что были попытки создания трехстороннего консорциума по эксплуатации ГТС Украины. Речь идет не о том, и это подчеркнул президент России, чтобы завладеть как собственностью газотранспортной системой, а о том, чтобы арендовать вместе с европейцами, которые заинтересованы в бесперебойной и надежной работе ГТС, и инвестировании в ее развитие, так как она требует постоянных средств, чтобы ее развивать и модернизировать. Эта совместная эксплуатация с европейскими странами и Россией могла осуществляться различными формами, это было бы на пользу нашей ГТС. К тому же Россия, учитывая последние прецеденты, когда были под угрозой срыва поставки газа в Европу из-за определенных политических амбиций некоторых украинских деятелей, вынуждена сегодня была заняться обходными путями – Северным и Южным потоком. Теперь перед Украиной станит вопрос о том, будет ГТС иметь такое большое стратегическое значение для нашей страны.
2. Я уверен, что появятся люди, которые будут лоббировать среди олигархов вступление Украины в ТС. Речь идет не только об очерченной проблеме производителей труб, для которых сегодня единственный рынок сбыта – это Россия. Поэтому в первую очередь наши олигархи и руководители финансово-промышленных групп, у которых основной рынок сбыта – российский, должны сегодня стать активными лоббистами присоединения Украины к Таможенному Союзу.
Владимир Корнилов, директор Украинского филиала Института стран СНГ:
1. В 2003 году была выработана взаимоприемлемая, взаимовыгодная формула газотранспортного консорциума, благодаря которой уже давно прошла бы глобальная модернизация этой системы, расширились бы ее возможности. Сегодня Украина уже получала бы реальную выгоду от этого расширения. Само собой, тогда и Россия не затрачивала бы колоссальные ресурсы на строительство обходных путей. Скорее всего, не стоял бы вопрос о Южном потоке для России. Еще раз подчеркну – это было бы взаимовыгодно для России и Украины.
В итоге, заняв, мягко скажем, неумную позицию, Украина вынудила Россию строить эти самые обходные потоки. И теперь уже в общем-то и менять что-то поздно. В скором времени Россия и Европа будут уже очень мало заинтересованы в поддержании жизнедеятельности этой гордой, независимой, но ржавеющей украинской трубы. Конечно, Украина теряет газотранспортную систему из-за вот этой своей неумной позиции.
К большому сожалению, и поправить сейчас многое уже нельзя. Уже потоки Северный и Южный неотвратимы.
2. Смотря кого мы называем олигархами. Дело в том, что год-полтора назад, когда в Верховной Раде были парламентские слушания по выбору модели экономической интеграции, мало кто обратил внимание, что представители политических партий у нас отстаивали идею вступления Украины в Евросоюз, в зону свободной торговли с ЕС. А вот представители реального бизнеса, в том числе те люди, которых можно условно назвать олигархами, в частности Тариэл Васадзе, представители донбасского бизнеса, — они в один голос как раз говорили, что Украине выгоднее вступать в Таможенный союз.
Как раз представители реального сектора экономики на Украине заинтересованы во вступлении в Таможенный союз. И были заинтересованы всегда. Все экономические расчеты показывают, что это принесет выгоду украинскому бизнесу, экономике. И Украине в целом. Но, как видите, политические расчеты у нас зачастую превалируют над трезвым экономическим расчетом.
Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования:
1. Я считают, что это была ошибка. Когда Россия предлагала сдать украинскую ГТС в аренду, то она гарантировала ее модернизацию. Во-вторых, она даже гарантировала привлечение европейских фирм к консорциуму. То есть Россия гарантировала, что консорциум будет трехсторонним, что это не будут отношения Украина-Газпром.
Понятно, что европейские фирмы были бы скорее всего партнерами Газпрома. Но в Европе вообще нет фирм, которые занимаются газом, но не являются партнерами Газпрома, потому что Газпром – крупнейшая в мире газодобывающая компания. И поскольку Украина всегда хотела, чтобы консорциум был трех— или даже четырехсторонним, Россия давала такие гарантии. Отказавшись от этого предложения, Украина счастливо избежала модернизации своей ГТС за деньги Газпрома, стимулировала строительство Северного и Южного потоков. И действительно сейчас практически речь идет о том, что через два-три-четыре года украинская труба окончательно высохнет и превратится в металлолом.
2. Думаю, что в первую очередь такие люди должны были бы появиться среди украинских политиков. Потому что украинские олигархи – это, к сожалению, особая статья бизнесменов, которые зарабатывают не столько на умелом управлении бизнесом, сколько на государственной протекции. Условно: если закроют порошенковским конфетам российский рынок, он пролоббирует закон о том, чтобы каждый гражданин Украины в месяц покупал два килограмма конфет. Я шучу, конечно. Но таким образом действуют, например, украинские автопроизводители, которые просто требуют, чтобы их никому не нужная продукция постоянно защищалась запретительными таможенными барьерами, применяемыми к американским и европейским производителям. Поэтому я не думаю, что украинские олигархи, которые вообще не понимают, что такое политика и как она соотносится с экономикой, кроме тех случаев, когда политикой называется принятие лоббисткого закона в «ручной» Верховной Раде, будут продвигать вступление в Таможенный союз.
А вот украинские политики, непосредственно несущие ответственность за состояние государства, они теоретически могут в какой-то критический момент поумнеть. Потому что уже сейчас, судя по всему, Виктор Федорович начал понимать то, что я, другие эксперты, журналисты, говорили еще 2-3 года назад: тянуть и ждать, когда Россия сменит свою позицию, он не может. Потому что с каждым днем его позиция будет становиться хуже: Украина будет ослабевать, его президентская власть будет ослабевать, его рейтинг будет снижаться. Вот сейчас он начал наконец-то задумываться о том, что нужно хотя бы издалека поговорить о Таможенном союзе. Но пока он будет думать о каких-то практических шагах, пройдет достаточное количество времени, чтобы Украина исчезла как государство.
Сергей Соболев, народный депутат от «Всеукраинского объединения «Батькивщина»:
1. Каким бы ни было политическое давление, все зависит от того, позволяешь ты на себя давить или нет, я имею ввиду украинскую сторону. Поэтому российская сторона, несомненно, хочет забрать украинскую ГТС, как она за бесценок забрала белорусскую. Еще и прикрывается сегодня заявлениями Лукашенко, который разбазарил фактические белорусское имущество, и я думаю, будет за это отвечать перед белорусским народом.
У Путина своя правда, его задание – забрать все, что только можно, под протекторат Росси. А наше задание – Украины и украинской власти – не допустить этого, потому что газотранспортная система – это система, которая не нуждается в помощи со стороны РФ.
А все запугивания относительно того, что не будет достаточного объема газа – это сказки, потому что мы являемся самым крупным потребителем газа, непосредственно Украина, в мире. Поэтому я думаю, что мы скоро будем диктовать условия, а не те, кто газ продает. Газотранспортную систему нельзя сдавать – это несомненно.
2. Человек, который будет лоббировать среди олигархов идею вступления Украины в Таможенный союз, уже есть – это Медведчук. Кроме того, у нас есть олигархи, которые полностью зависимы от Кремля. Но это лишее подтверждение того, что это за «равноправный» Таможенный союз, в котором все решения принимают Кремль и Путин.
И когда я слышу от Путина, что, оказывается, все будет утверждать какой-то руководящий орган… Какой руководящий орган? В этом органе 86 человек. Это Путин и государство Россия. Это лишнее подтверждение того, куда нас пытаются втянуть авантюристы от политики, в том числе и в Украине.
Цель России ясна – зайти на украинский рынок, установить тут свои правила игры, поднять пошлины. И таким образом фактически вывести нас из ВТО, никогда не дать возможность создать зону свободной торговли с Евросоюзом.
У нас цель совершенно другая. Наша цель – это передовые технологии Европы, и не отсталое взяточническое устройство, построенное в России, Казахстане и Беларуси. Там взяточничество – это ключевое достижение последних 80 лет от момента прихода большевиков ко власти, при которой они и остались в этих странах.
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
1. Уже наверно и украинское руководство понимает, что отказ сдачи в аренду ГСТ тогда был серьезной ошибкой. Только палии и прочие любители украинского патриотического сознания, для которых патриот значит враг России. Для них важнее ничего не дать России, а украинский народ сам может хоть удавиться при этом.
Очевидно, что это была серьезная ошибка украинской политики, был момент, когда можно было договориться о газотранспортном консорциуме с участием европейских компаний и «Газпрома», тогда сейчас не было бы многих проблем, обходных газопроводов, во всяком случае, Южного потока, наверняка не было бы.
2. В вопросе Таможенного союза – тут уже стратегическую ошибку сделала Россия: надо было раньше начать работу с украинскими олигархами. Раньше было так: украинские олигархи зарабатывали деньги в России и были большими сторонниками евроинтеграции и врагами экономической интеграции с Россией. Возможно, теперь многие олигархи изменят свое мнение. Но, может, некоторые позволят себе потерять немного денег, но предпочтут быть на хорошем счету в Европе и США, принимать здесь иностранных гостей, и быть «дамой, приятной во всех отношениях» для европейцев и американцев.
Георгий Буйко, член Президиума, секретарь ЦК КПУ:
1. К высказыванию В. Путина о том, что отказ сдачи ГТС в аренду был стратегической ошибкой, добавить нечего, это констатация свершившегося события. Мы действительно можем оказаться со своей ГТС никому не нужными. В этом плане украинскому руководству нужно четко предвидеть такой риск и сделать все для того, чтобы транспортная артерия работала и на Украину и на тех, кто с ней взаимодействует с этими вопросами.
2. То, как будут действовать олигархи, это дело интересное, но не главное. Должна быть определенная позиция руководства Украины, как оно видит перспективу своего дальнейшего развития и выхода из социально-экономического кризиса, уход от рисков, которые грядут в будущем году. Все эксперты мирового уровня заявили, что кризис углубляется, он никуда не исчезнет. Исходя из этого, руководство Украины должно принимать решения, чтобы минимизировать угрозы для состояния экономики Украины. Экономика интернациональна, мы не может отгородиться забором. Когда в Верховной Раде «говорящие головы» говорят о том, что расценки на газ – это только в пользу олигархам, это не так. Разве население не чувствует рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, связанные с расценками на газ? Правительство покрыло все расходы промышленным предприятиям, но ничего не сделало для ЖКХ, здесь же политическую волю надо проявлять, защищать интересы избирателей, которые голосовали в надежде, что будут нормальные цены на топливно-энергетические ресурсы. Никогда у нас не будет тепло дешевле, если газ будет дорогим. Поэтому мы должны быть заинтересованы, чтобы по ГТС шел газ в Европу, чтобы мы получали от этого свою экономическую выгоду.
Евгений ОСТРОНОСОВ