Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
01 Aug 2015, 01:57Политика
Экономическая составляющая нынешнего этапа новой фазы холодной войны
Цель текущей экономической войны Запада против России – её максимальное экономическое ослабление, в том числе подрыв её военно-экономического потенциала. Экономическая война предшествует войне «горячей».
В 2014 г. против России была начата системная крупномасштабная экономическая война, вернее, она никогда и не прекращалась, просто велась другими методами. До лета 2014 года это была скорее экономическая агрессия, экономический диктат, преподносимый нам под лозунгом идей экономического либерализма.
Идеи экономического либерализма были привнесены в нашу страну извне и как очевидно отнюдь не для того, чтобы способствовать экономическому развитию России. Данная политика нацелена на то, чтобы нанести России окончательный удар в холодной войне, которая велась против нашей страны со времён окончания Второй мировой войны и обеспечить эффективное управление экономической и политической жизнью России в нужном для Запада направлении.
Летом 2014 года на смену экономической агрессии действительно пришла экономическая война, поскольку Россия наконец-то выступила с ответными действиями.
Цель текущей экономической войны Запада против России – ее максимальное экономическое ослабление, в том числе подрыв её военно-экономического потенциала. Экономическая война предшествует войне «горячей». Экономический кризис в США и ослабление позиций американского доллара повышают военную агрессивность США. Примером роста агрессии является ситуация с Сирией, Ираном. За последние полгода Вашингтон резко усилил военную активность у западных границ России. Стало известно, что США планируют разместить танки, артиллерию и другую военную технику в Восточной и Центральной Европе. Эстония, Литва, Латвия, а также Болгария, Румыния и Польша уже дали согласие принять на своей территории эту военную технику.
Экономические санкции Запада – не только и не столько реакция на какие-то наши заявления и действия, связанные с Украиной, сколько реакция на наше Возрождение, на желание России на равных участвовать в решении проблем мировой экономики и политики. Можно не удивляться, если завтра экономические санкции против России будут мотивироваться Западом тем, что у нас имеет место «нарушение прав человека», «недостаточно демократии», «разгул терроризма» и т.д. Экономическая война всегда идёт в ногу с войной информационной.
Экономическая война против России ведётся различными методами. Экономические санкции (как точечные, так и секторальные) – лишь одно из направлений экономической войны против России.
Экономическая война против России осуществляется и через манипулирование финансовыми и товарными рынками, в частности, рынком нефти. В 2014 году Вашингтон приложил значительные усилия, чтобы обрушить цены на нефть с целью дестабилизации финансовой системы РФ и других недружественных государств. В марте 2014 года правительство США выбросило на рынок часть стратегических запасов нефти. Позднее Обама посетил Саудовскую Аравию и, как сообщалось в СМИ, обсудил действия по понижению цен на нефть и газ. Известно, что в 1986 году Запад сумел убедить Саудовскую Аравию «нарушить равновесие» на рынке нефти, что привело к серьёзному удару по СССР, который лишился привычного притока нефтедолларов.
А вынесенное судебное решение по исковым заявлениям иностранных инвесторов ЮКОСа и арест российских активов во Франции, Бельгии и Австрии разве нельзя отнести к акции в рамках экономической войны против России?
Стоит отметить, что экономические санкции – явление отнюдь не новое для нашей страны. Торгово-экономические и финансово-банковские санкции Запада стали обычным явлением для нашей страны начиная с конца 1917 года. Это было реакцией на решение большевиков аннулировать внешние долги царского правительства и провести национализацию предприятий, принадлежащих иностранному капиталу. Однако тогда эффективность торговых, кредитных блокад оказалась невысокой, более того, сталинская индустриализация 1930-х годов в значительной степени была спровоцирована именно постоянными кампаниями Запада против Советского союза.
В конце XX ― начале XXI века Запад несколько раз выступал с угрозами введения санкций, правда, до практического введения дело не доходило. В августе 1998 года, когда Россия оказалась не в состоянии выплачивать долги зарубежным кредиторам, на Западе обсуждался вопрос о возможном аресте зарубежных счетов Банка России.
В августе 2008 года на саммите Европейского союза в Брюсселе обсуждался вопрос о введении торгово-экономических санкций против России в связи с так называемой агрессией Москвы против Грузии. Участники саммита, в частности, предлагали заморозить или даже арестовать все зарубежные активы российских банков. В итоге никакого решения принято не было.
В октябре 2013 года, когда обострилась ситуация вокруг Сирии, и Россия однозначно выступила в её защиту, появилось письмо четырёх американских сенаторов, адресованное главе американского Минфина Джейкобу Лью. Сенаторы призвали ввести санкции в отношении крупнейших российских банков, которые, по их утверждению, помогают финансировать деятельность сирийских властей.
Самостоятельно США вести торгово-экономическую войну против нашей страны не могут: масштабы российско-американской торговли весьма скромные. В 2013 году доля США в экспорте России – 2,5%, а в импорте – 6,0%. В то же время доля стран ЕС в прошлом году достигла 50% российского внешнеторгового оборота. Соответственно, основная тяжесть войны, как всегда, ляжет на европейские страны.
По оценкам Австрийского института экономических исследований, экономический ущерб, который получит Европа от антироссийских санкций и российских антисанкций, составит не менее 100 млрд. евро и 2 млн. потерянных рабочих мест. В отличие от Европы, потери США от антироссийских санкций не так велики и вполне могут быть компенсированы за счет других торговых партнеров.
Товарооборот РФ с Европой после введения санкций снизился почти на четверть. Между тем, с США рост составил 5,6%. Резко сократился импорт из Евросоюза в РФ с 30 млрд. долл. до 15 млрд. долл. При этом импорт из США увеличился примерно на 11%.
Исходя из этих цифр, становится очевидным, кому действительно выгодно развязывание экономической войны между Европой и Россией. Поэтому в интересах и России, и Европы в ближайшее время найти решение конфликтной ситуации.
Если проанализировать отраслевую структуру санкций против России, то можно обнаружить, что санкции направлены против ключевых, т. е. конкурентоспособных, отраслей экономики РФ: нефтяной, газовой, атомной и военной промышленности РФ, а также против российского банковского капитала.
Поскольку львиная доля экспорта России ориентирована на европейский рынок, то на практике санкции направленные против РФ означают вытеснение российских компаний с европейского рынка. Опираясь не на рыночную конкуренцию, а на политические и информационные механизмы, западные, прежде всего, американские и британские компании посредством международного лобби получают возможность в перспективе увеличить свою долю в желаемых сегментах рынка Европы.
Стремительный рост нефтедобычи и газодобычи внутри США ведёт к глобальному переделу мирового рынка в данном сегменте. В настоящее время разворачивается борьба за рынок Европы.
При сохранении или расширении текущих санкций, можно ожидать уменьшения доли российских компаний на нефтяном и в перспективе на газовом рынке Европы и замещение их американскими и британскими компаниями, которые ранее работали на рынок США.
Зависимость России от поставок сырья на рынок ЕС рано или поздно должно было дать о себе знать, соответственно диверсификация рынков сбыта становится приоритетной задачей для экономики РФ, требующей форсированного разрешения.
В долгосрочной перспективе наиболее негативные последствия для России будут иметь ограничения, накладываемые на экспорт в Россию высоких технологий и доступ российских банков к дешёвым кредитным ресурсам.
Как не парадоксально, но санкции в какой-то мере помогли осознать ту глубину «импортозависимости» и необходимости срочного исправления ситуации. Западные санкции отчетливо показали низкий уровень экономической безопасности России, уязвимость российского государства перед лицом внешних экономических угроз.
В настоящее время во многих стратегических отраслях промышленности доля потребления импорта оценивается на уровне более 80% и создает потенциальную угрозу как для национальной безопасности, так и для конкурентноспособности российской экономики в целом.
Надеяться на то, что санкции это явление временное, очень опрометчиво. Конфронтация между РФ и США будет только усиливаться. Россия в настоящее время препятствует реализациям амбиций США по установлению глобального миропорядка по американским правилам и не признает американского лидерства.
Поэтому главным направлением экономической политики должны стать структурные реформы, в первую очередь диверсификация экономики с целью снижения зависимости от экспорта энергоносителей, а также от западных кредитов и технологий. Дальнейшее следование рецептам либеральной экономической политики закончится для России полным экономическим крахом, потеряй самостоятельности и независимости.
старший научный сотрудник СПб РИАЦ РИСИ
А.В.Рыжова
В 2014 г. против России была начата системная крупномасштабная экономическая война, вернее, она никогда и не прекращалась, просто велась другими методами. До лета 2014 года это была скорее экономическая агрессия, экономический диктат, преподносимый нам под лозунгом идей экономического либерализма.
Идеи экономического либерализма были привнесены в нашу страну извне и как очевидно отнюдь не для того, чтобы способствовать экономическому развитию России. Данная политика нацелена на то, чтобы нанести России окончательный удар в холодной войне, которая велась против нашей страны со времён окончания Второй мировой войны и обеспечить эффективное управление экономической и политической жизнью России в нужном для Запада направлении.
Летом 2014 года на смену экономической агрессии действительно пришла экономическая война, поскольку Россия наконец-то выступила с ответными действиями.
Цель текущей экономической войны Запада против России – ее максимальное экономическое ослабление, в том числе подрыв её военно-экономического потенциала. Экономическая война предшествует войне «горячей». Экономический кризис в США и ослабление позиций американского доллара повышают военную агрессивность США. Примером роста агрессии является ситуация с Сирией, Ираном. За последние полгода Вашингтон резко усилил военную активность у западных границ России. Стало известно, что США планируют разместить танки, артиллерию и другую военную технику в Восточной и Центральной Европе. Эстония, Литва, Латвия, а также Болгария, Румыния и Польша уже дали согласие принять на своей территории эту военную технику.
Экономические санкции Запада – не только и не столько реакция на какие-то наши заявления и действия, связанные с Украиной, сколько реакция на наше Возрождение, на желание России на равных участвовать в решении проблем мировой экономики и политики. Можно не удивляться, если завтра экономические санкции против России будут мотивироваться Западом тем, что у нас имеет место «нарушение прав человека», «недостаточно демократии», «разгул терроризма» и т.д. Экономическая война всегда идёт в ногу с войной информационной.
Экономическая война против России ведётся различными методами. Экономические санкции (как точечные, так и секторальные) – лишь одно из направлений экономической войны против России.
Экономическая война против России осуществляется и через манипулирование финансовыми и товарными рынками, в частности, рынком нефти. В 2014 году Вашингтон приложил значительные усилия, чтобы обрушить цены на нефть с целью дестабилизации финансовой системы РФ и других недружественных государств. В марте 2014 года правительство США выбросило на рынок часть стратегических запасов нефти. Позднее Обама посетил Саудовскую Аравию и, как сообщалось в СМИ, обсудил действия по понижению цен на нефть и газ. Известно, что в 1986 году Запад сумел убедить Саудовскую Аравию «нарушить равновесие» на рынке нефти, что привело к серьёзному удару по СССР, который лишился привычного притока нефтедолларов.
А вынесенное судебное решение по исковым заявлениям иностранных инвесторов ЮКОСа и арест российских активов во Франции, Бельгии и Австрии разве нельзя отнести к акции в рамках экономической войны против России?
Стоит отметить, что экономические санкции – явление отнюдь не новое для нашей страны. Торгово-экономические и финансово-банковские санкции Запада стали обычным явлением для нашей страны начиная с конца 1917 года. Это было реакцией на решение большевиков аннулировать внешние долги царского правительства и провести национализацию предприятий, принадлежащих иностранному капиталу. Однако тогда эффективность торговых, кредитных блокад оказалась невысокой, более того, сталинская индустриализация 1930-х годов в значительной степени была спровоцирована именно постоянными кампаниями Запада против Советского союза.
В конце XX ― начале XXI века Запад несколько раз выступал с угрозами введения санкций, правда, до практического введения дело не доходило. В августе 1998 года, когда Россия оказалась не в состоянии выплачивать долги зарубежным кредиторам, на Западе обсуждался вопрос о возможном аресте зарубежных счетов Банка России.
В августе 2008 года на саммите Европейского союза в Брюсселе обсуждался вопрос о введении торгово-экономических санкций против России в связи с так называемой агрессией Москвы против Грузии. Участники саммита, в частности, предлагали заморозить или даже арестовать все зарубежные активы российских банков. В итоге никакого решения принято не было.
В октябре 2013 года, когда обострилась ситуация вокруг Сирии, и Россия однозначно выступила в её защиту, появилось письмо четырёх американских сенаторов, адресованное главе американского Минфина Джейкобу Лью. Сенаторы призвали ввести санкции в отношении крупнейших российских банков, которые, по их утверждению, помогают финансировать деятельность сирийских властей.
Самостоятельно США вести торгово-экономическую войну против нашей страны не могут: масштабы российско-американской торговли весьма скромные. В 2013 году доля США в экспорте России – 2,5%, а в импорте – 6,0%. В то же время доля стран ЕС в прошлом году достигла 50% российского внешнеторгового оборота. Соответственно, основная тяжесть войны, как всегда, ляжет на европейские страны.
По оценкам Австрийского института экономических исследований, экономический ущерб, который получит Европа от антироссийских санкций и российских антисанкций, составит не менее 100 млрд. евро и 2 млн. потерянных рабочих мест. В отличие от Европы, потери США от антироссийских санкций не так велики и вполне могут быть компенсированы за счет других торговых партнеров.
Товарооборот РФ с Европой после введения санкций снизился почти на четверть. Между тем, с США рост составил 5,6%. Резко сократился импорт из Евросоюза в РФ с 30 млрд. долл. до 15 млрд. долл. При этом импорт из США увеличился примерно на 11%.
Исходя из этих цифр, становится очевидным, кому действительно выгодно развязывание экономической войны между Европой и Россией. Поэтому в интересах и России, и Европы в ближайшее время найти решение конфликтной ситуации.
Если проанализировать отраслевую структуру санкций против России, то можно обнаружить, что санкции направлены против ключевых, т. е. конкурентоспособных, отраслей экономики РФ: нефтяной, газовой, атомной и военной промышленности РФ, а также против российского банковского капитала.
Поскольку львиная доля экспорта России ориентирована на европейский рынок, то на практике санкции направленные против РФ означают вытеснение российских компаний с европейского рынка. Опираясь не на рыночную конкуренцию, а на политические и информационные механизмы, западные, прежде всего, американские и британские компании посредством международного лобби получают возможность в перспективе увеличить свою долю в желаемых сегментах рынка Европы.
Стремительный рост нефтедобычи и газодобычи внутри США ведёт к глобальному переделу мирового рынка в данном сегменте. В настоящее время разворачивается борьба за рынок Европы.
При сохранении или расширении текущих санкций, можно ожидать уменьшения доли российских компаний на нефтяном и в перспективе на газовом рынке Европы и замещение их американскими и британскими компаниями, которые ранее работали на рынок США.
Зависимость России от поставок сырья на рынок ЕС рано или поздно должно было дать о себе знать, соответственно диверсификация рынков сбыта становится приоритетной задачей для экономики РФ, требующей форсированного разрешения.
В долгосрочной перспективе наиболее негативные последствия для России будут иметь ограничения, накладываемые на экспорт в Россию высоких технологий и доступ российских банков к дешёвым кредитным ресурсам.
Как не парадоксально, но санкции в какой-то мере помогли осознать ту глубину «импортозависимости» и необходимости срочного исправления ситуации. Западные санкции отчетливо показали низкий уровень экономической безопасности России, уязвимость российского государства перед лицом внешних экономических угроз.
В настоящее время во многих стратегических отраслях промышленности доля потребления импорта оценивается на уровне более 80% и создает потенциальную угрозу как для национальной безопасности, так и для конкурентноспособности российской экономики в целом.
Надеяться на то, что санкции это явление временное, очень опрометчиво. Конфронтация между РФ и США будет только усиливаться. Россия в настоящее время препятствует реализациям амбиций США по установлению глобального миропорядка по американским правилам и не признает американского лидерства.
Поэтому главным направлением экономической политики должны стать структурные реформы, в первую очередь диверсификация экономики с целью снижения зависимости от экспорта энергоносителей, а также от западных кредитов и технологий. Дальнейшее следование рецептам либеральной экономической политики закончится для России полным экономическим крахом, потеряй самостоятельности и независимости.
старший научный сотрудник СПб РИАЦ РИСИ
А.В.Рыжова