Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
24 Aug 2015, 00:41Политика

Этот грустный праздник — годовщина независимости Украины

Этот грустный праздник — годовщина независимости Украины
В 1991, только получив независимость, Украина была развитой страной с громадным экономическим потенциалом и высоким уровнем жизни. Мощный военный комплекс с ядерным оружием, наработки в космической сфере, плодороднейшие чернозёмы, образованное население — всё это в стране было, и всё это удалось развалить за 24 года. Пока менялись президенты и майданы, огромные богатства были разворованы, и страна погрязла в нищете и коррупции.

Политики время от времени говорят, что Украине нужна перезагрузка, однако вернуть в одночасье то, что разрушалось десятилетиями, не так-то просто. Государственная система страны образует замкнутый круг. Она позволяет власти нагло и беспрестанно лгать, воровать, потом на ворованные деньги покупать голоса, чтобы снова прийти на вершину власти и воровать ещё больше.

Бой с тенью: проигранная битва

Все годы независимости украинская власть загоняла отечественные предприятия в тень и немало в этом преуспела. По оценкам экспертов, сегодня по «чёрным» и «серым» схемам работает не менее двух третей бизнеса.

Не надо быть большим экспертом, чтобы понять: теневая экономика приводит к тому, что налоговые отчисления в бюджет становятся всё меньше и меньше. А это значит, что сокращается содержание бюджетников (а к ним относятся врачи, учителя, пожарные, милиция, социальные работники, учёные и многие другие), замораживаются пенсии и зарплаты, не выплачиваются стипендии и социальные пособия, не строятся детские сады, школы и больницы, не ремонтируются мосты и дороги.

Словом, нет налогов — нет государства. Основная проблема кроется в несовершенном налоговом законодательстве, поэтому чуть ли не каждое новое правительство считает своим долгом если не переписать налоговый кодекс, то хотя бы внести в него десяток поправок. Но новые «правила игры» делают ситуацию только хуже: бизнес всё глубже уходит в тень.

То, что он дважды проиграл «бой с тенью», уже признал и Яценюк. Премьер во всеуслышание заявил, что предпримет попытку № 3 и снова снизит ставку ЕСВ (единый социальный взнос — сумма, которую работодатель платит за сотрудника, получающего зарплату), однако эксперты говорят, что это не поможет.

Дело в том, что опыт показывает: как только правительство делает послабления в одном, тут же «закручиваются гайки» в чём-то другом. Неудивительно, что у украинцев к обещаниям правительства уже выработался иммунитет. Они не верят в реформы вообще и в снижение фискального давления в частности. И говорят, что вдобавок к очередным обещаниям уже было бы неплохо почувствовать реальное облегчение.

Национальная валюта: рекордное падение

Уже мало кто помнит, что при рождении гривны в 1996 её курс по отношению к доллару был 1,76. Девальвацию до 5 гривен за доллар мы даже не заметили, зато скачок в конце 2008 к 8 гривнам за доллар помнят все. Однако то, что произошло с национальной денежной единицей за последние полтора года, иначе как беспределом на валютном рынке не назовешь. Стараниями НБУ гривна девальвировала более чем в 2,5 раза, а в феврале 2015 «зелёные американские президенты» за считанные дни и вовсе допрыгались до 40!

Тогда страна реально впала в истерику. Сердечные капли пили даже те, кто долларов отродясь в руках не держал, а завсегдатаи специализированных форумов наперебой обвиняли руководство НБУ в глупости и непрофессионализме. Тем временем валютные менялы зарабатывали миллионы, и мало кто задумывался о том, что о «глупости» регулятора говорить как-то странно. Ведь только здесь владели информацией о том, в какую сторону повернут валютные качели на следующий день, а стоила эта информация во время паники очень и очень дорого…

Остаётся напомнить, что согласно украинскому законодательству, основная функция НБУ — это обеспечение стабильности денежной единицы Украины. Регулятор с этой задачей катастрофически не справляется, но ответственности за это пока так никто и не понёс.

Цены и тарифы: беспрецедентный взлёт

Украинцы — народ терпеливый, но создаётся впечатление, что каждое правительство считает необходимым испытать наше терпение на прочность. За 20 с лишним лет мы уже привыкли к тому, что цены движутся только вверх, но годовая инфляция почти 60% - это уже слишком!

Впрочем, реальные цены пугают ещё больше: по ощущениям они выросли минимум вдвое. Отдельный разговор — новые тарифы на коммуналку, от которых «колбасит» всю страну. Украинцы в шоке: где это видано, чтобы цену на газ взвинтить в 6 раз?

Яценюк возмущений не слышит и говорит: цена экономически обоснована. А доводы о том, что жилищно-коммунальные тарифы должны быть не только экономически обоснованными, но ещё и прозрачными и справедливыми, отклика в правительстве не находят. Но ведь дефицит «Нефтегаза» можно уменьшить и другими способами — меньше воровать, убрать монополии с рынка или, например, внедрять энергосберегающие технологии. Но взвинтить тарифы для чиновников оказалось проще, быстрее и, несомненно, выгоднее.

Зарплаты и пенсии: за чертой

Социальные стандарты не поднимались в стране с конца 2013, но при этом национальная валюта обесценивалась. Это привело к тому, что минимальная пенсия на Украине сегодня составляет $41 (949 грн.), а минимальная зарплата — $53 (1218 грн.). А ведь черта бедности, согласно стандартам ООН, — это $5 в день или $150 в месяц.

Сейчас Яценюк активно анонсирует грядущее повышение соцстандартов с 1 декабря 2015. В духе «денег нет, но правительство постарается их найти». Ни дать, ни взять — «герой нашего времени», прямо подвиг совершает! При этом как-то забывается о том, что, во-первых, данное повышение было предусмотрено бюджетом-2015, принятым этим же правительством. Во-вторых, плюс 160 грн. ($7) к минимальной зарплате и плюс 125 грн. ($5) к минимальной пенсии за 2 года — это такой мизер, что и говорить о нём должно быть стыдно. Особенно, если вспомнить об инфляции за это время.

Ещё один зарплатный антирекорд — это долги предприятий своим сотрудникам, которые на 1 июля 2015 вплотную приблизились к астрономической сумме в 2 млрд грн. На самом деле объёмы задолженности ещё выше, просто Госкомстат весной задним числом переписал статистику. Официально это именуется «уточнением данных на 1 января». Таким образом, если раньше на 1 января украинским сотрудникам были должны 2,44 млрд., то после «уточненной» статистики — 1,32 млрд. грн. И сейчас долги по зарплатам со всех ног догоняют прежние показатели.

Коррупция: проникла во все сферы


Украинская коррупция — как раковая опухоль страны: за почти четверть века «метастазы» проникли во все сферы. По уровню восприятия коррупции Transparency International наша страна стабильно располагается ближе к концу списка: по итогам прошлого года Украина со своими 26 баллами заняла 142 место из 175. Нас опередили почти полторы сотни стран, включая Грузию, Молдову, Беларусь, Россию и Казахстан.

Неудивительно, что хорошим тоном считается, едва придя к власти, громко объявить взяточникам решительный бой. В нынешнем правительстве дальше всех пошёл депутат от БПП Сергей Каплин, предложивший ввести смертную казнь за коррупционные преступления.

Однако эксперты говорят, что в таком предложении нет ничего рационального, поскольку для уничтожения коррупции нужны не карательные, а превентивные меры. Достаточно отстранить чиновников от принятия решений, уменьшить их количество, а оставшимся поднять зарплаты, чтобы им было, что терять.

Эти простые меры плюс тотальный контроль со стороны общества могли бы уменьшить коррупцию в разы и защитить простых украинцев от чиновничьего произвола. Но делать этого никто не будет — ведь на самом деле главная цель не побороть коррупцию, а всего лишь объявить ей «решительный бой» — желательно, как можно громче.

Руслан Веснянко