Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
27 Nov 2017, 12:10Политика
О военных базах за рубежом
На фоне очередных подтверждений того, что военные базы в РФ в Тартусе и Хмеймиме сохранятся после окончания Сирийской войны и будут модернизироваться в соответствии с новыми задачи, актуализировалась тема военных баз РФ и в других странах.
Как не трудно заметить, до 2015 года России особо не предлагали открывать свои военные базы на чужой территории и можно было лишь вздыхать по былой роскоши, с закрытыми базами на Кубе и во Вьетнаме. Сирийская война многое поменяла в этом вопросе. Помимо самой Сирии, которая официально пригласила Россию на свою территорию и дала добро на строительство военных баз на долгосрочную перспективу, РФ за 2 года получила уже целый ворох предложений:
1. Турция достаточно туманно предлагала России использовать НАТОвскую авиабазу Инджирлик, но Россия особой заинтересованности в этом не выказала, во всяком случае публично. Пока удовлетворились открытием турецкого воздушного пространства.
2. Иран предоставил для ВКС РФ свою военную базу в Хамадане, для военно-транспортной и дальней авиации. Ее использование омрачил известный скандал, когда иранцы обиделись на заявления в российских СМИ и чрезмерную шумиху вокруг Хамадана.
3. В переговорах с Египтом еще с прошлого года обсуждается вопрос предоставления РФ базы в Сиди-Баррани. Вопрос пока находится в подвешенном состоянии.
4. Один из вождей развалившейся Ливии, маршал Хафтар, открыто предлагал России использовать Бенгази в качестве военно-морской базы. Россия пока не торопится к активному внедрению в ливийские дела, ограничиваясь скромной подпиткой Хафтара оружием.
5. Ну а теперь и Судан предложил России разместить на своей территории российских военных. При этом даже называются сроки в 6-12 месяцев, когда такая база может появится.
Такая вот «внешнеполитическая изоляция России».
В целом, такой ворох предложений, более чем наглядно демонстрирует последствия возвращения России на Ближний Восток и ее военных успехов в Сирии, когда часть врагов Асада потянулась на поклон в Москву, а ряд стран ищущих военно-политические альтернативы американскому военному влиянию, забрасывают удочки в Москву, рассчитывая найти там серьезную военно-политическую поддержку в обмен на предоставление своей территории под российские базы. Успешная война открыла целый ряд возможностей, из которых даже можно выбирать, так как очевидно, что целей наводнить регион своими базами у России нет и они если и появятся (помимо Сирии), то скорее всего их появление будет опираться не только на военную, но и экономическую целесообразность.
В случае с Суданом, Россия даже несколько опаздывает, так как рядом уже открылась турецкая база в Сомали https://colonelcassad.livejournal.com/3629248.html и китайская база в Джибути. Эти базы имеют смысл не только в плане военно-политического влияния в северо-восточной Африке и обеспечения здесь экономических интересов, но и в плане наращивания военного присутствия в районе одной из ключевых мировых транспортных артерий пролегающей через Суэцкий канал и Красное море. Общее ослабление влияния США в мире приводит к образованию силового вакуума, который стремятся заполнить стратегические и региональные оппоненты США. И Россия тут ни разу не исключение, вне зависимости от того, захочет она размещать свою базу в Судане или нет. На мой взгляд, на текущем этапе база в Судане не является приоритетной целью, хотя появление российсокй военной базы в регионе очевидно усложнит и без того запутанный ландшафт суданского конфликта, а также обострит борьбу за сферы влияния в северо-восточной Африке.
* * *
Порт Судан: чем рискует Россия, возводя базу ВМФ в Африке
Судан предложил России создать военно-морскую базу в Красном море. Об этом стало известно после встречи Владимира Путина с президентом Судана Омаром аль-Баширом, которая прошла в четверг, 23 ноября, в Сочи. Как рассказал сам аль-Башир, возможность создания военной базы он уже обсудил с российским президентом и министром обороны РФ Сергеем Шойгу. «МК» поинтересовался у экспертов, нужна ли нам еще одна военная база за рубежом.
Пока реакции официального Кремля на это неожиданное предложение не последовало. Вместе с тем многие российские политики и эксперты уже высказались по поводу появления нового военного объекта за рубежом. Основной посыл этих заявлений — сближение с Суданом может помочь укрепить взаимодействие России с мусульманским миром, база может стать гарантом стабильности в этом районе и, кроме того, повлиять на планы США доминировать в регионе. Еще один плюс — создание базы может помочь в борьбе с сомалийскими пиратами.
Минусов тоже хватает. Во-первых, дело это очень затратное, и где брать деньги на обустройство — непонятно. Во-вторых, вести дела с президентом Судана, на арест которого был выдан ордер Международного уголовного суда по обвинениям в геноциде и преступлениях против человечности, чревато очередным международным скандалом.
По словам военного эксперта, директора Центра стратегической конъюнктуры Ивана Коновалова, это предложение сейчас будут изучать под лупой, взвешивать все «за» и «против»:
— Понятно, что президент Судана проверяет нашу реакцию, отнесемся ли мы к этому предложению серьезно. С его стороны такая инициатива — это попытка получить определенную внешнюю поддержку. Судан сейчас переживает нелегкие времена, и стране нужен сильный партнер, который в случае чего поможет. Нам, в свою очередь, необходимо четко просчитать стратегическую важность и финансовую затратность этой базы, — считает эксперт. — Конечно, с одной стороны, база ВМФ РФ в Красном море позволит контролировать регион. Стратегическую важность Красного моря, Баб-эль-Мандебского пролива и Аденского залива сложно переоценить. Потом, иметь базу при наличии такой же в сирийском Тартусе, на Средиземном море, очень заманчиво.
Коновалов убежден, что если Россия вернулась на Ближний Восток по-настоящему, то такая база необходима. Регион этот нам знаком — ведь в свое время у СССР были подобные базы и в Сомали, и в Эфиопии.
В свою очередь, другой военный эксперт, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что необходимости в базе ВМФ на Красном море у России нет:
— Если рассчитать все затраты для того, чтобы обустроить базу в Судане, содержать там корабли, то станет понятно, что это миллиарды рублей. Где их брать — непонятно. Будет ли после этих вложений какой-то политический или военный эффект — в этом у меня сильные сомнения. Здесь можно провести исторические параллели с Порт-Артуром, где базировались корабли Российской империи. В теории она была необходима. Но после начала войны с Японией ее просто заблокировали, а корабли, находящиеся там, уничтожили.
Все разговоры о том, что база ВМФ в Судане позволит контролировать проливы и усилить влияние России в этом районе, — это популизм. Наверное, мы сможем добиться только одного: в очередной раз переругаться с крупными игроками в этом регионе, — убежден Пухов.