Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
18 Oct 2018, 12:48Политика
Конституционная реформа вернёт в Россию дореволюционные формы правления и устранит риски сепаратизма
Выступление Председателя Конституционного суда Валерия Зорькина в Российской газете по вопросу предстоящих реформ государственного управления многие связали с планами досрочного ухода Путина и передачи им через 2 года власти преемнику. Дескать, под это и затеяна так называемая «конституционная реформа» — чтобы узаконить новую структуру перед её передачей в новые руки.
Однако Зорькин чётко сказал: никакой конституционной реформы не предполагается. Все изменения будут происходить в рамках существующей Конституции. Президент России Владимир Путин тоже чётко выразил своё отношение к этому вопросу: «Никаких изменений Конституции пока не предусмотрено». Естественно, все пропустили слово «не предусмотрено» и ухватились за слово «пока». То есть в принципе изменения Конституции не исключаются. Весь вопрос в сроках. Оптимальные сроки названы, исходя из логики процесса — примерно за два года до выборов президента.
Но Зорькин назвал основные направления реформ — это приведение местных органов в положение, исключающее противопоставление их органам государственной власти. То есть задача — выстроить вертикаль управления «Центр — регионы» так, чтобы подчинить регионы центру и исключить сепаратистские поползновения последних. И даже просто исключить возможность торговаться с центром в вопросах, представляющих общегосударственный интерес.
Когда-то Владимир Путин назвал национально-территориальный принцип устройства СССР и РСФСР миной замедленного действия под государством. Многие патриоты тогда обиделись, но практика показала — напрасно. Сепаратизм в СССР, включая Россию, стал развиваться как раз по линиям национальных границ союзных и автономных республик, субъектов федерации. В СССР остановить процесс распада по национальным границам не удалось, а в России удалось ценой колоссальных усилий и жертв. Однако при малейшем ослаблении государства нынешние тлеющие искры разгорятся в пламя, и конфликт центра и регионов станет основой спровоцированной гражданской войны.
В царской России был вполне оптимальный принцип территориального устройства — губернии. Это были территориальные образования, не похожие на нынешние края и области. Разумеется, сам по себе принцип такого устройства не является гарантией от переворотов и заговоров, когда именно в результате захвата власти в столице начинается распад государства. Но сложившаяся в советское время форма областного и республиканского принципа территориального деления сейчас не подходит.
И потому то, что получило образное название «Конституционная реформа», на самом деле будет изменением принципов территориального управления. Федеративное устройство России претерпит изменения в направлении создания губерний как более укрупнённых субъектов федерации. Планируется определить, что губерния будет включать в себя население численностью в 4 — 5 миллионов человек и таких губерний будет 20-30. Это очень интересное решение, позволяющее решить сразу несколько важных задач.
Прежде всего, это позволит уйти от национального деления территории страны. В составе каждой губернии русское титульное население будет составлять большинство. Можно будет избавиться от такого декоративного института управления, как Федеральные округа. Нынешние крупные регионы, такие как Сибирь, Поволжье, Дальний Восток и Кавказ, утратят возможность национального самоопределения как отдельные субъекты федерации. По прежним административно-территориальным и национальным границам раскол России будет предотвращён. Более того, появится возможность включить в состав губерний территории с потенциально спорной юрисдикцией — Абхазию и Южную Осетию, Крым, Приднестровье, Калининградская область, существующая как обособленный выделенный анклав.
При этом донорские территории будут соединены с дотационными. Нагрузка по их финансированию будет распределена между госкомпаниями. Это повысит экономическую устойчивость губерний. Сократится аппарат управления, снизятся затраты на его содержание.
Устранится один из главных генераторов внутриполитических кризисов — выборность губернаторов. Не надо думать, что кризисы исчезнут с ростом уровня жизни. Конфликты интересов останутся и они продолжат быть угрозой, которая каждые выборы будет срывать регион в очередную смуту. Вместо нынешних губернаторов, которые, по сути, являются переименованными прежними первыми секретарями обкомов правящей партии, будут назначаться генерал-губернаторы с большими бюджетными и правовыми полномочиями.
Для подобных решений может потребоваться корректировка некоторых статей Конституции. И это возможно — ближе к оптимальным срокам накануне выборов Думу. В итоге новый облик России будет определяться так: новые политические партии, новый принцип государственно-территориального устройства, новые институты власти, этот принцип выражающие, новый парламент, новый президент. В итоге — обновлённая Россия.
Зорькин верно предупредил — не стоит питать иллюзий, что некие юридические перекройки способны решить те проблемы, которые существуют в силу конфликта интересов основных социальных сил. Как ни называй правовую систему, нельзя забывать, что это — надстройка. Базис — это господствующие экономические отношения. Которые имеют в некоторых регионах национальную специфику. Но объективные признаки господствующей формации будут определяющими для всех форм надстроечных отношений.
Основное направление развития России будет пролегать между развитием капитализма и попытками этот капитализм обуздать. В политической борьбе между этими тенденциями реформа государственной власти должна пройти устойчиво. Понятно, что это потребует всего срока президентских полномочий Владимира Путина, и все разговоры о его якобы досрочной отставке являются не более чем досужими домыслами.
* * *