Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
31 Jul 2008, 11:40Политика

СТРАСТИ по Илье - Кому мешает память об Илье Муромце?

У каждого народа есть любимые герои, олицетворяющие весь его духовный облик, его нравственный идеал. У славян, наследующих Киевской Руси, тоже есть такой герой.
Это богатырь Илья Муромец — символ воинской доблести, несгибаемой мощи и в то же время сердечной доброты, личной скромности и незлобия. Былинный витязь Илья — это не только собирательный образ, впитавший в себя самые светлые черты мужского характера. У него был вполне реальный прототип — предводитель одной из княжеских дружин, охранявших рубежи Руси от половецких набегов из Дикого Поля, из степей Северного Приазовья и Причерноморья. «Под славным городом под Киевом стояла застава богатырская. На заставе атаман был Илья Муромец, податаманье — Добрыня Никитич, есаул — поповский сын Алёша», — свидетельствует наш национальный эпос («Былина», М., 1986, с.123).
Муромец на Калке: связь эпох
Согласно народным сказаниям, Илья родился и до 33-х лет прожил в селе Карачарове, чуть южнее города Мурома. Подвиги же совершил в правление Великого князя Владимира Мономаха (1053-1125). Приняв иноческий чин, на склоне своих земных лет славный воин удалился на покой в Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру. Здесь же, в обители, отошёл ко Господу — предположительно в 1118 году. При митрополите Петре Могиле он был причислен к лику святых. Его нетленные мощи по сей день почивают в Ближних пещерах столичной лавры.
Память преподобного благоговейно чтят и поныне. Украинская православная церковь учредила орден его имени, которым награждает представителей силовых и правоохранительных структур, а также возрождённого казачества. Ибо для современных наследников удалой степной вольницы «стар казак» Илья — тоже свой.
Недаром к весне 1999 года, аккурат к 777-й годовщине трагической для Древней Руси битвы на Калке (31 мая 1223 года) казаки Войска Запорожского Низового возвели на месте «сечи зело злой» часовню прп Илии Муромского, Киево-Печерского Чудотворца, и мраморный Поклонный Крест, посвящённый воинам всех поколений, которые сложили голову за веру, народ и Отечество. Это территория филиала «Каменные могилы» Украинского степного природного заповедника (УСПЗ), расположенного на стыке Володарского района Донецкой и Розовского района Запорожской области.
С тех пор каждый год в последнюю субботу мая казаки — в т.ч. донские, терские, кубанские — собираются у Поклонного Креста и часовни. В ходе заупокойной литии, которую по благословению владыки Василия, архиепископа Запорожского и Мелитопольского, неизменно служит войсковой духовник протоиерей Андрей Кузьмин, они отдают дань памяти защитникам славянства. Здесь же в казаки принимают новобранцев. Целуя иерейский крест и атаманскую шашку, они дают клятву ни на миг не забывать уроков Калки. Ведь монголы лишь потому разгромили отлично подготовленную, численно превосходящую, ведомую опытными полководцами русско-половецкую рать, что каждый удельный князь вздумал воевать по собственному разумению, не согласуя своих действий с другими князьями.
Как результат домой вернулся лишь каждый десятый из 80 тысяч русских ратников. Князей же победители удавили, положив на них дубовые настилы, на которых устроили многодневный пир (см.: В.И.Татищев. «История Российская с самых древнейших времён»). А еще через 17 лет под натиском орды один за другим пали уделы, возомнившие себя слишком «самостийными». Пал и златоглавый Киев — «мати градомъ русьскымъ». Безжалостные варвары практически стёрли его с лица земли. Более того: если бы не слепая гордыня тогдашних наших политических вождей, то сейчас, скорее всего, мы жили бы в единой могучей державе, не будучи разделённым, поссоренным с самим собой народом. Такова подлинная цена той давней, казалось бы, беды, которой в текущем году исполнилось 785 лет.
Символы как руководство к действию
По воле неравнодушных наших современников, лучше других понимающих цели и смысл национальной истории, животворящую силу её сакральных символов, на рубеже II и III тысячелетий по Рождестве Христовом в одной знаковой географической точке пересеклись три довольно разные по смыслу, но при этом неразрывно спаянные между собой эпохи — XII век, пора наивысшего расцвета древней Руси, век XIII, время её полнейшего упадка, и XXI столетие — момент окончательного выбора пути. В том плане выбора, что мы, восточные славяне, либо снова вместе, либо нас, в угоду самоновейшим глобальным «ордынцам», опять столкнут лбами и сомнут.
Урок, хотелось бы верить, всё-таки впрок. Даром что ли Союз казаков Украины «Войско Запорожское» (верховный атаман — генерал-хорунжий Александр Панченко), которое объединяет порядка 20 тысяч вполне реальных «сабель» в половине регионов нашей страны, Международный Союз казаков «Запорожская Сечь» (верховный атаман — генерал-хорунжий Владимир Чертков) и Всеукраинская федерация боевых казачьих искусств «Спас» (руководитель — Александр Притула)14 мая с.г. подписали Меморандум о всеобъемлющем сотрудничестве и согласовании планов работы. Причём данный триумвират, именующий себя «Запорожский блок», открыт и для остальных казачьих организаций, стоящих на позициях исторической правды.
Кто те люди, что во время оно сделали за государство его же работу? Кроме казаков-запорожцев, это прежде всего председатель совета директоров крупнейшего в СНГ авиадвигателестроительного ОАО «Мотор Сич», Герой Украины, народный депутат, уральский казак Вячеслав Богуслаев, который помог воздвигнуть часовню и Поклонный Крест. Это и уроженец Галиции, последний первый секретарь Тернопольского горкома партии нардеп Ярослав Сухый, тоже изрядно потрудившийся во благо. Это и добрый пастырь владыка Василий, 10 лет назад лично, архиерейским чином освятивший драгоценные реликвии. Это также заведующий филиалом «Каменные могилы» Виктор Сиренко, давший «добро» на размещение святынь. И многие другие видные наши сограждане.
Господин Богуслаев тут, кстати, в особой ипостаси. Возглавляемый им многотысячный коллектив украинских авиадвигателистов является прямым наследником Александровского (до революции Запорожье называлось Александровском) филиала Санкт-Петербургского АО «ДЕКА». Именно в небольшом уездном городе за Днепровскими порогами в 1916 году в условиях тяжелейшей Первой мировой войны в рекордно короткие (даже по более поздним советским меркам) сроки были созданы и запущены в серийное производство полностью отечественные двигатели М-167. Они целевым образом предназначались для первого в мире тяжёлого бомбардировщика «Илья Муромец» — любимого детища гения конструкторской мысли киевлянина Игоря Сикорского. Вот где глубина проникновения в мистические (в православном смысле слова) слои бытия! В одной смысловой связке — мать городов русских, Муром преподобного богатыря Ильи, буйное казачье Запорожье...
Диву даёшься и прозорливости Михаила Васнецова. Мрачноватая на фоне грозных туч горная гряда за спинами его «Трёх богатырей» — не силуэт ли «Каменных могил»? Почти один к одному. Хотя художник не был там ни разу. Чего, правда, не достаёт его вещей картине, так это водной глади. Реки Калки то бишь. Ныне, правда, она именуется Кальчик.
Вот ещё факт: в мае 2003 года по приглашению старшины КВЗН на Калке побывал иерей (ныне протоиерей) Олег Крылов, настоятель Карачаровского храма во имя священномучеников Гурия, Самона и Авива. Он же хранитель святынь, связанных с добогатырской биографией Ильи. В Карачарове, стоящем на высоком левом берегу Оки, есть на что посмотреть. Хотя бы на мироточивую икону прп Илии, писанную в 1992-м году по заказу местной семьи Гущиных. Кои, как принято считать, ведут род от самого былинного витязя.
По благословению владыки Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, а также правящего архиерея Запорожья пять лет назад отец Олег рассыпал под часовней и Поклонным Крестом священную землицу, взятую с того места, на котором, по преданию, стояла изба благочестивых родителей Ильи — Ивана Тимофеича да Любы. А также передал на вечное хранение в часовню список мироточивой иконы преподобного. Как сказал сам батюшка, это не только молитвенный поклон сестре-Украине от его земляков, но и знак их надежды на наше братское — ныне и присно! — единство.
«Экологией» — по святыне?..
Скоро всей этой солнечной благодати может наступить «закат вручную». Согласно решению Хозяйственного суда Донецкой области (дело №3/428пн от 24.09. 2007), дирекция УСПЗ обязана удалить часовню с территории «Каменных могил». Основания: «культовый объект» сооружён без казённого позволения. Стало быть, в нарушение чистоты правового поля Украины (ст. 211 Земельного кодекса, ст. 64 Закона «О природно-заповедном фонде»). И это при том, что вышеназванный «объект» площадью 9 кв. м никому реально не мешает, не заграждает собою пейзаж, так как находится на территории хоздвора. Более того: если следовать логике Донецкого ХС, за пределы следует вынести не только саму усадьбу здешнего филиала УСПЗ, но и 2 километра «грунтовки», ведущей к нему.
Иск Мариупольского межрайонного природоохранного прокурора (представитель в суде — В.М.Долгополова), который действовал «в интересах государства в лице Новоазовского районного совета Донецкой области», к Украинскому степному природному заповеднику Национальной Академии наук (ответчик — гендиректор УСПЗ Л.П.Мордатенко) удовлетворил областной ХС в составе судьи О.В.Гассий и секретаря И.В.Костюк. Как ни странно, ответчик не воспользовался правом в десятидневный срок обжаловать данный вердикт в апелляционном суде, не поставил заранее в известность заинтересованные общественные силы. Тогда конфликт не зашёл бы в острую фазу.
Впрочем, по чисто формальным основаниям ни к прокурору, ни к судьям вопросов в данном случае нет. Есть вопросы по поводу В.Е.Борейко, директора Киевского эколого-культурного центра (КЭКЦ), с подачи которого товарищи и «возбудились». Пару лет назад Владимир Евгеньевич принялся «сигналить» высоким инстанциям на предмет «откровенных нарушений заповедного режима в отделениях Украинского степного заповедника» (из письма на имя Президента НАНУ Б.Е.Патона от 27.06.2006).
Активность пана Борейко достойна книги рекордов: за два года — три обращения в Генеральную прокуратуру, пять — в Академию наук, 2 — в Министерство охраны природы. Среди «смертных грехов», вменяемых Л.П.Мордатенко, значится и такой: «В ходе посещения... нами обнаружено: 1) Место выпивки руководства заповедника и его гостей, оборудованное лавками и столиками (фото)...». «Компроматный» снимок — деревянная скамья, стол, на нём бутылки и закуска — любезно вывешен на сайте КЭКЦ. Представляю себе, с каким чувством академик Патон держал в руках борейковский опус...
Видел я сие «злачное место» не далее как 18 июня с.г., когда вместе с казаками прибыл в центральную усадьбу УСПЗ (с. Самсоново Тельмановского района Донецкой области) на заседание комиссии по проведению «плановой комплексной проверки научной, научно-организационной и финансово-хозяйственной деятельности заповедника за период с 2004 по 2008 годы» (распоряжение НАНУ №336 от 5.06.2008). Констатирую: средоточие пресловутых «пьянок» находится на хозяйственной территории филиала «Хомутовская степь» УСПЗ. Что до спиртного, то по чуть-чуть Конституция не запрещает. Даже охранителям природы. Традиция у нас национальная такая. Та ещё со времён Великого князя Владимира свет Красно Солнышко. И потом, натюрморт с коньячком — не постановочный ли трюк?..
Ещё штрих к «облико морале» гражданина Борейко. Так как Л.П.Мордатенко и В.А.Сиренко не исполнили вердикта Хозсуда, Владимир Евгеньевич потребовал от руководства НАНУ снять их с работы, а от официальных киевских властей — передать заповедник Министерству охраны природы (почему, кстати, именно МОП, а не какому другому ведомству?). И это при том, что Леониду Петровичу и Виктору Александровичу до пенсионного возраста, увы, не очень чтобы далеко. Хороши «гуманитарная экология» и одноимённая «этика» — официальная, согласно всё тому же сайту, идеология КЭКЦ!
Отдадим должное комиссии НАНУ (семь не последних в биологии учёных) во главе с членом-корреспондентом Академии, директором Института зоологии им. И.И.Шмальгаузена Игорем Акимовым: письмена Борейко решено оставить без кадровых последствий. Хотя — в плане ликвидации мелких «огрех» — отчасти и учесть. При этом учтена позиция глав госадминистраций Новоазовского и Тельмановского районов (земли «Хомутовской степи») Ивана Больбата и Ольги Афёнкиной, которые не сочли за труд отложить текущие дела и приехать в с. Самсоново (штаб-квартира УСПЗ), дабы с аргументами в руках выступить в защиту Л.П.Мордатенко и В.А.Сиренко.
Принято во внимание и мнение депутации казаков во главе с генерал-хорунжим Александром Панченко. Будучи по образованию историком, атаман раскрыл перед членами академической комиссии значение символов и памятных знаков Калки для воспитания украинской молодёжи в духе патриотизма и славянского единства. Судя по всему, умозрительный экскурс в минувшее с экстраполяцией оного на актуальную злобу дня произвёл должное впечатление. И потом, кому из вменяемых людей охота попасть в анналы с геростратовым клеймом?
Ещё не вечер
Суд, однако же, есть суд. Его «приговор» — до тех пор, пока нет другого — вообще-то след исполнять. Тем не менее П.П.Троян, глава Володарской РГА, брать «под козырёк» не спешит.
Пока я руковожу районом, ни часовню, ни Поклонный Крест никто и пальцем не тронет. Это — под мою личную ответственность, — заверил Пётр Павлович комиссию НАНУ. — Исходя из формальной буквы закона, суд, увы, не учёл ряд куда более важных, общественно значимых факторов. Так что будем отстаивать свою правоту в других инстанциях.
Со своим коллегой и соседом полностью согласен В.Я.Бабенко, председатель Розовского райсовета. «Кроме места битвы на Калке, у нас здесь ничего столь же исторически значимого нет. Моё мнение: пусть и часовня, и Поклонный Крест стоят там, где их поставили»,— говорит Владимир Яковлевич.
Оптимальным и юридически безупречным вариантом решения вопроса было бы совместное обращение глав госадминистраций и местного самоуправления Володарского и Розовского районов, а также Президиума Национальной Академии наук, подкреплённое мнением ряда общественных организаций (не только, кстати, казачьих) в тот же Донецкий областной апелляционный суд с просьбой пересмотреть его решение по делу №3/428пн от 24.09.2007. Или, с учётом всех обстоятельств этого нетипичного, в общем-то, дела, в любой суд высшей инстанции. В противном случае первая же попытка судебных исполнителей разрушить «культовые объекты» (а как иначе исполнить вышеозначенный вердикт?) не приведёт ли к столкновению с казаками, многие из которых живут в запорожских и донецких сёлах вблизи «Каменных могил»? Резонанс, в том числе международный, будет тот ещё...
И «под занавес». Какими бы мотивами ни руководился наш знатный эколог, он уже вызвал по поводу самого себя вполне резонные вопросы. Например, почему пану Борейко помешал не курятник, находящийся на хоздворе «Каменных могил», а только часовня и Крест, посещаемые, по большому счёту, лишь раз в году? Или, быть может, Владимир Евгеньевич просто сгоряча переусердствовал, на самом деле не желая никому причинить зла? И из каких таких благотворительных фондов финансово «питается» его бурно активный, поистине вездесущий КЭКЦ? Почему, наконец, его принципиальность местами выборочна?
Задать подобные вопросы (и получить на них ответ из первых рук) хлопцы-запорожцы чаяли ещё 18 июня, благо, по словам членов комиссии НАНУ, В.Е.Борейко не только был приглашён на её заседание, но и обещался быть. Увы!
Ну что ж, ещё не вечер...
Сергей ГРИГОРЬЕВ, член Союза русских литераторов и журналистов Украины