Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
22 Jul 2018, 08:48Спорт

Как «дети войны» дошли до финала

Как «дети войны» дошли до финала

После матча с Англией толпа болельщиков в цветах хорватской сборной покидала «Лужники». Одного из них, Якоба Монтича, мексиканские журналисты спросили о том, что он думает о предстоящем финале, и не слишком ли это сложная задача для сборной его страны.

«Вы же знаете Луку Модрича? Ему приходилось играть в футбол на минном поле. Ни ему, ни нам бояться нечего», — ответил 17-летний болельщик.

Модрич — действительно один из «детей войны», которые открыли новую страницу в истории хорватского спорта. Несколько игроков основного состава пережили кровавый конфликт, который последовал за распадом Югославии в 1991 году.

На одностороннее провозглашение независимости Словенией и Хорватией сербско-югославские силы ответили карательной операцией. Модрич и его партнер по сборной — защитник московского «Локомотива» Ведран Чорлука — стали беженцами на территории собственной страны.

В изгнании

Еще нескольким будущим футболистам пришлось бежать из Хорватии. Семье звезды «Барселоны» Ивана Ракитича удалось обосноваться в Швейцарии. Он впоследствии играл за все ее юниорские сборные, пока не решил выступать за основную сборную Хорватии.»В детстве было трудно понять, что творилось на Балканах. Родители не говорили со мной и братом о войне и о том, как они потеряли многих близких. Нам повезло», — писал Ракитич на сайте Players» Tribune. Бежать из страны пришлось и семье Марио Манджукича, который забил Англии победный гол. Он вырос в Германии.

Модрич, конечно, не гонял мяч на минном поле. Но первые навыки игры в футбол он действительно получил в портовом городе Задар, который тогда регулярно подвергался сербским бомбардировкам. Футбол помог ему справиться с тем, что бойцы сербской милиции убили его дедушку и подожгли семейный дом. Родители тогда говорили детям не уходить далеко от убежищ и опасаться мин-ловушек.

Война сделала меня сильнее

«Мне было всего шесть лет, и время тогда было действительно трудное. Я плохо его помню, но это не то, о чем хочется вспоминать», — рассказывал Модрич в 2008 году. Это был один из немногих случаев, когда он заговорил о войне. «Война сделала меня сильнее. Я не хочу, чтобы эти воспоминания преследовали меня всю жизнь, но не хочу и забывать об этом».

Такие же воспоминания — у защитника Деяна Ловрена, который сейчас выступает в английской премьер-лиге за «Ливерпуль». Его семья бежала от войны в Германию. Им не удалось получить убежище, и они вернулись в Хорватию в конце 1990-х. К тому времени он частично забыл родной язык, и в школе ему приходилось трудно. «Сегодня, когда я вижу беженцев из Сирии и других стран, я думаю, что мы должны дать им шанс. Они не хотят участвовать в войне, которую развязали другие люди. Все, что они могут сделать, — это убежать от нее», — сказал он.

Не все разделяют эту точку зрения. В феврале Amnesty International выпустила доклад, в котором обвинила правительство Хорватии в неспособности обеспечить эффективный процесс предоставления убежища беженцам и мигрантам, которые попали в страну нелегально. Организация упоминала случаи насилия к ним со стороны полицейских. Суд Европейского союза также признал, что правительство Хорватии нарушало закон.

В меньшинстве

С населением в 4,1 млн человек — лишь немногим больше, чем у Лос-Анджелеса, — после Уругвая в 1950 году Хорватия стала самой маленькой страной, дошедшей до финала чемпионата мира по футболу.

Болезненный процесс обретения независимости породил национализм, который порой принимает уродливые формы. После победы над Аргентиной на групповой стадии ЧМ из раздевалки можно было услышать песню, популярную среди крайне правых хорватских боевиков.

Но атмосферу патриотизма можно ощутить повсюду. В день полуфинального матча против Англии хорватская газета Jutarnji опубликовала редакционную статью, в которой призвала футболистов «в единстве биться с кровью, потом и слезами». «Даже малые народы могут прославиться, если работают сообща», — говорилось в статье.

Вдобавок ко всему, президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович дважды нарушила протокол на матче с Россией: сначала — появившись в VIP-ложе стадиона в футболке национальной сборной, а затем — эмоционально празднуя гол прямо на глазах у российского премьер-министра Дмитрия Медведева.

Тем не менее, на поле Хорватия показывает выдающуюся командную игру и способность пробежать столько, сколько нужно. Сборная провела на поле по 120 минут во всех трех матчах плей-офф, и теперь эксперты гадают, сумеют ли хорватские футболисты восстановиться к финалу. Но тем же вопросом все задавались и перед полуфиналом, что, по словам Модрича, лишь помогло команде прибавить в скорости.

«Это была огромная ошибка. После всех этих слов реакция у нас была одна: «ОК, посмотрим, кто сегодня устанет». Мы доминировали на протяжении всей игры — и физически, и психологически», — сказал полузащитник мадридского «Реала».

«СПАСИБО РОССИЯ» — фальшивка

Издание Царьград провело свое расследование происхождения баннера, который растянули на Триумфальной площади в Москве, а затем и на стадионе в Лужниках, в преддверии полуфинального матча Англия — Хорватия.

На проведение расследования издание натолкнул интерес выяснить, кому же на столь кратчайшие сроки удалось реализовать такого масштаба перформанс. Ведь известно, что без разрешения FIFA болельщики не могут пронести на стадион ни один подобного рода баннер или растяжку и уж тем более так массово.

Как «дети войны» дошли до финала

Этот баннер буквально повернул в обратную сторону эмоции многих россйких болельщиков, от антипатий к симпатиям. Он изменил информационную повестку вокруг сборной Хорватии. Вслед за этим искренние извинения за свои слова принес и Домагой Вида, сказавший, что жалеет о своих неосторожных словах.

В результате опрошенные изданием фанаты и эксперты футбольного мира уверены, что обычным хорватским болельщикам изготовить в кратчайшие сроки такой гигантский баннер просто не по карману. Вследствие этого издание сделало вывод, что акция была спланировала совместно с Федерацией футбола Хорватии, представителями официальной или футбольной России, а также с разрешение FIFA, чтобы сгладить конфликт, возникший из-за скандального видео хорватских футболистов Виды и Вукоевича. Они также впоследствии принесли свои извинения.

Так ли это на самом деле остается только догадываться, но все факты (дороговизна баннера, долгие сроки изготовления, неплатежеспособность хорватских болельщиков, массовость акции, необходимые разрешения на проведение акции и многое другое) указывают именно на это.

* * *