Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
27 Feb 2012, 06:53Жизнь
Сегодня - начало Великого поста!
Древние христиане соблюдали Великий пост с особой строгостьюПост Святой Четыредесятницы называется Великим постом в связи с особой важностью его установления. Традиционно, Святая Четыредесятница и все богослужения начинаются с вечерни масленичной (сыропустной) недели. Во время вечернего богослужения в Прощеное воскресенье бывает чин или обряд общего прощения в храме.Великий пост установлен, главным образом, в память сорокадневного поста
Иисуса Христа, который вскоре после Своего крещения удалился в пустыню и
постился там (Мф. 4, 2), а также в память сорокадневного поста Моисея
(Исх. 34, 28) и Илии (3 Цар. 19, 8).
О том, что пост был установлен апостолами и длился сорок дней почти с
начала его установления, есть свидетельства с глубокой древности, а само
название «Четыредесятница» часто встречается в древних письменных
памятниках.
Однако, соблюдался пост Святой Четыредесятницы (длившийся повсюду 40
дней) в древней Церкви не в одно и то же время. Это зависело от
неодинакового исчисления дней поста и дней, когда он разрешался. В
Восточных Церквях существующий и доныне порядок соблюдения Великого
поста установился в 4 веке.Великий пост состоит из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста
Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых. В
Постановлениях апостольских о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (Четыредесятница) прежде поста Пасхи (Страстной седмицы)» (кн. 5, гл. I).Древние христиане соблюдали Великий пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Запрещались мясо, молоко, сыр, яйца.Правила соблюдения Великого поста отражены и в церковном Уставе. В первую и Страстную седмицы Православная Церковь предписывает хранить особо строгий пост. В понедельник и вторник первой седмицы предписывается соблюдать высшую степень поста: «Отнюдь вовсе ясти не подобает». В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, — сухоядение. В субботние и воскресные дни разрешается сваренная пища с елеем (растительным маслом). И только в праздник Благовещения, если он приходится не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы.Церковь строго осуждает нарушающих Великий пост, но, действуя в духе
любви и милосердия Божия, не возлагает правил пощения во всей полноте на
детей, больных, немощных и престарелых, не отчуждает их от участия в
радости причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, обязаны
во время Великого поста совершать дела любви и милосердия и, также как и
в другие посты, хранить духовный пост от грехов.
В многочисленных стихирах и тропарях служб Святой Четыредесятницы
Церковь разъясняет сущность истинного поста как средства духовного
возрождения: время духовного подвига, упрочения себя в самоотвержении,
умерщвления греховных пожеланий. Поэтому в песнопениях Церковь называет
Святую Четыредесятницу веселым временем поста.
Иисуса Христа, который вскоре после Своего крещения удалился в пустыню и
постился там (Мф. 4, 2), а также в память сорокадневного поста Моисея
(Исх. 34, 28) и Илии (3 Цар. 19, 8).
О том, что пост был установлен апостолами и длился сорок дней почти с
начала его установления, есть свидетельства с глубокой древности, а само
название «Четыредесятница» часто встречается в древних письменных
памятниках.
Однако, соблюдался пост Святой Четыредесятницы (длившийся повсюду 40
дней) в древней Церкви не в одно и то же время. Это зависело от
неодинакового исчисления дней поста и дней, когда он разрешался. В
Восточных Церквях существующий и доныне порядок соблюдения Великого
поста установился в 4 веке.Великий пост состоит из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста
Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых. В
Постановлениях апостольских о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (Четыредесятница) прежде поста Пасхи (Страстной седмицы)» (кн. 5, гл. I).Древние христиане соблюдали Великий пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Запрещались мясо, молоко, сыр, яйца.Правила соблюдения Великого поста отражены и в церковном Уставе. В первую и Страстную седмицы Православная Церковь предписывает хранить особо строгий пост. В понедельник и вторник первой седмицы предписывается соблюдать высшую степень поста: «Отнюдь вовсе ясти не подобает». В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, — сухоядение. В субботние и воскресные дни разрешается сваренная пища с елеем (растительным маслом). И только в праздник Благовещения, если он приходится не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы.Церковь строго осуждает нарушающих Великий пост, но, действуя в духе
любви и милосердия Божия, не возлагает правил пощения во всей полноте на
детей, больных, немощных и престарелых, не отчуждает их от участия в
радости причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, обязаны
во время Великого поста совершать дела любви и милосердия и, также как и
в другие посты, хранить духовный пост от грехов.
В многочисленных стихирах и тропарях служб Святой Четыредесятницы
Церковь разъясняет сущность истинного поста как средства духовного
возрождения: время духовного подвига, упрочения себя в самоотвержении,
умерщвления греховных пожеланий. Поэтому в песнопениях Церковь называет
Святую Четыредесятницу веселым временем поста.