Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
20 Dec 2017, 17:52Жизнь

Новогодний обмен пленными «306 на 74»: тающие надежды остаются

Новогодний обмен пленными «306 на 74»: тающие надежды остаются

По ранее достигнутым договорённостям до новогодних и рождественских праздников между Украиной и ДНР/ЛНР должен состояться обмен пленными по формуле «306 на 74». Украина может освободить 306 человек, а Донецкая и Луганская республики — 74. Однако в Киеве утверждают, что 33 человека из согласованного списка не желают возвращаться домой. По словам уполномоченной по правам человека в ДНР Дарьи Морозовой, «украинская сторона сейчас срывает полностью все договорённости, которые были достигнуты на высшем уровне».

Морозова считает, что Киев продолжит затягивать процесс: до сей поры в республики не направлены сведения о статусе 306 пленных и дате обмена. Со своей стороны, ДНР и ЛНР «полностью готовы к предстоящему обмену»: ни одна из 74 фамилий в списках не поменялась.



Что касается 33 «отказников», которые якобы отказываются от обмена, Морозова напомнила, что «ещё в августе 2017 года участники рабочей подгруппы по гуманитарным вопросам в Минске приняли решение, что верификация и дополнительный опрос пленных завершены; тогда стороны и сошлись на цифре 306». Она предлагает Киеву вернуться к опыту 2014 года, когда повторная верификация проводилась прямо во время обмена, на линии соприкосновения. «У Украины есть все законные основания привезти «отказников» на линию соприкосновения. Но сейчас они от этого категорически отказываются. Почему мы настаиваем на верификации именно на линии разграничения? К нам звонят эти ребята и просят их освободить», — говорит омбудсмен ДНР.

Со своей стороны представитель Украины в гуманитарной подгруппе Трёхсторонней контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе Ирина Геращенко заявляет, что ОРДЛО (отдельные районы Донецкой и Луганской областей, так в Киеве называют ДНР и ЛНР. — Ред.), по сути, настаивает на том, чтобы украинская сторона тянула на линию соприкосновения свободных людей». Хотя 26 декабря 2014 года на нейтральной территории в ходе обмена по формуле «222 (украинская сторона) на 150 (республики)» верификация проходила на линии соприкосновения с тем, чтобы не нарушать права «отказников», заявленных и Киевом, и Донецком с Луганском. Кроме того, Геращенко обвинила республики в «сумятице» со списками: дескать, от ОРДЛО внезапно поступили новые запросы на обмен. Однако в республиках заявили, что это не соответствует действительности: списки 74 кандидатов на обмен остались прежними.

«По спискам лиц, которые разыскивают ЛНР и ДНР, в последний момент украинская сторона начала разыгрывать очередной сценарий. Они не подтвердили свою готовность передать лиц, указанных в этом списке... Поэтому мы вынуждены были 15 декабря составить общий список лиц, которых на сегодняшний день украинская сторона не подтвердила, и без детальных подробностей направить в очередной раз украинской стороне», — заявила Ольга Кобцева, руководитель рабочей группы по вопросам обмена военнопленных в ЛНР. То есть список обмена — это список обмена, но помимо этого республики ещё направляют украинской стороне списки разыскиваемых людей (например, похищенных в ходе «зачисток» городов Донбасса в 2014 году, судьба некоторых из них на сегодняшний день остаётся неизвестной). Однако пани Геращенко не в состоянии разобраться в таких вопросах.

Редактор украинского интернет-издания «Таймер» Юрий Ткачёв считает, что ни Украина, ни республики в случае подтверждения договорённостей об обмене не уложатся в формулу «306 на 74». «К примеру, из Одесского СИЗО на обмен вывезли 10 человек, тогда как всего по политическим статьям здесь содержались 38. Иными словами, речь идет даже не о половине, а примерно о четверти от общего числа заключенных. Предварительные подсчёты позволяют предположить, что в конечном итоге «предновогодний обмен» будет включать не более 200 человек, передаваемых на неподконтрольные территории, и примерно 50 человек — в обратном направлении», — пишет он.

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский так прокомментировал ситуацию: «В данной ситуации обмен пленными действительно на сто процентов зависит от украинской стороны. Я знаю точно, что договорённость по обмену уже была достигнута. Теперь, когда Путин публично заявил, что готов на обмен к Новому году, можно представить, сколько вопросов появится у родственников и семей пленных к украинской власти, почему они не соглашаются. Почему, если уже договорились, в Киеве не хотят кого-то отдавать, проведите первый этап, обменяйте хоть кого-то. Поэтому я думаю, что до Нового года будет обмен».

Все надежды — на переговоры Трёхсторонней контактной группы в Минске, которые должны состояться 20 декабря. Там же будут решаться и вопросы безопасности, в частности объявления очередного «новогоднего перемирия».

Соб. корр. ФСК