Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
29 Jan 2018, 20:11Жизнь
Командная игра
Что можно вытащить из знаменитой истории про то как по отцензурированной/отретушированной фотографии центральной диспетчерской Уралэнерго в ЦРУ вычислили оценочную схему электрической сети Урала, потребление секретного завода по обогащению урана и т.д., если принять, что история излагается более-менее верно?
Во-первых, что касается самой фотографии и прочих открытых источников. Фотография взята из известного центрального журнала это более-менее просто. Однако в статье постоянно говорится о тех или иных сведениях почерпнутых в советской прессе вообще6 навроде «удалось найти единственное упоминание в совесткое прессе о 11 и 12 котлах на электростанции в Нижней Туре около загадочного комплекса (Свердловск-45)». То есть получалась/добывалась и изучалась вся пресса, доступные ведомственная и техническая литература.
Можно представить себе объем трудозатрат для получения этой информации, это труд тысяч людей.
Во-вторых, для начала у ядерного отдела ЦРУ было «два отчета разведки, сделанные в 1944 году для немецкого генштаба», что недвусмысленно адресует нас к отделу «Иностранные армии Востока»/организации Гелена/БНД. Можно, конечно, предположить, что эти отчеты нашли американские солдаты на развалинах рейхстага, но вариант с Геленом пореалистичнее. При этом, надо полагать, Гелен ушел к немцам не только с офицерами и уже имеющимися данными, но и самым ценным, агентурой на советской территории.
В-третьих, обратим внимание на очень простое «английская делегация посетила Среднеуральскую ГРЭС к северу от Свердловска и Южноуральскую ГРЭС недалеко от Челябинска. У этих электростанций было, соответственно, 5 и 8 турбогенераторов». Это очень просто выглядит, но для этого тоже нужны организационные усилия — любая западная делегация (или даже турист) в СССР превращалась в источник информации для ЦРУ.
В-четвертых. Статья оперирует сведениями, полученными от военнопленных «сначала он собрал все отчеты военнопленных...». Имеются в виду немецкие военнопленные, принимавшие участие в строительстве на Урале или просто там размещенные и что-то могущие знать. Из СССР в ФРГ вернулось более миллиона военнопленных, последние несколько тысяч в 1955 году. Чтобы получить десятки интересующих героя-аналитика отчетов, всю эту массу необходимо было опросить. Потом рассортировать по сферам и ведомствам в зависимости от того, что интересного они могли сообщить. Еще одна большая программа.
В-пятых, «... фотографии линий электропередач со всей Свердловской области (большинство из них были получены по запросам, которые он разослал двумя годами ранее)». Вопрос в том, как они были получены? Как мы догадываемся, дать грант на фото видов природы на Урале в те времена было невозможно. Это западные дипломаты фотографировали, заброшенные агенты-маршрутники или та самая агентура Гелена?
В-шестых, «он нашел копию фотографии пульта управления, которая была обрезана чуть выше нежели опубликованный в «Огоньке» снимок». Начнем с того, что сам аналитик тут ничего найти не мог. Источником могла быть редакция «Огонька» или сам фотограф (его близкие). А получить ее мог агент ЦРУ или дружественной разведки в Москве.
В-седьмых, в статье несколько раз походя упоминаются аэростаты, снимки с которых помогли сделать те или иные выводы. А меж тем это крупная программа. Автоматические дрейфующие аэростаты (АДА), как их называли в СССР, поднимались на высоту до 30 км и несли серьезное оборудование фоторазведки. По советским оценкам речь шла о сотнях запусков в год при том, что тогда для советского ПВО они были практически неуязвимы. Это программа-предшественник U-2*.
В-восьмых. Задумается ли читатель, а как определяли «фотографий с другого аэростата показало, что не было никакой 220 кВ линии между Южной подстанцией и Полевским»? Аэростат летал и снимал все подряд на территории СССР, легко ли определить, что такой-то ЛЭП нет в конкретном месте? А вот именно для этого был создан Национальный центр интерпретации фотографий ЦРУ.
Вот те скромные ресурсы, с помощью которых был получен «впечатляющий результат, который был вытянут из подвергнутой цензуре фотографии из журнала «Огонёк»:)
Впрочем не следует впадать и в обратную крайность, это не совсем каша из топора, снимок помог определить ряд параметров системы.
* Собственно, программу U-2 в список не включаем, в статье описывается, что она принесла результат в части подтверждения данных, а не их получения. Тем не менее отметим, что ЦРУ профинансировало создание и производство самолета, осуществляло программу полетов.