Архивы публикаций
Февраль 2025 (1)
Январь 2025 (1)
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
23 Feb 2018, 22:47Жизнь

Личность. Генерал Дмитрий Михайлович Карбышев

Личность. Генерал Дмитрий Михайлович Карбышев

18 февраля 1945 года в лагере Маутхаузен во время массовой расправы нацистов над узниками погиб генерал Дмитрий Михайлович Карбышев, профессор Академии Генерального штаба РККА, генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук.

Родился 14 (26) октября 1880 года в городе Омск в семье военного чиновника. Русский. Из дворян. В 1898 году окончил Сибирский кадетский корпус, в 1900 году — Николаевское военно-инженерное училище (по первому разряду). В 1900 году в чине подпоручика назначен ротным командиром в Восточно-Сибирский сапёрный батальон, дислоцировавшийся в Маньчжурии, затем под Владивостоком.

Участник русско-японской войны 1904-1905 годов: начальник кабельного отделения 4-й телеграфной роты 1-го Восточносибирского саперного батальона, поручик. В составе батальона укреплял позиции, устанавливал средства связи, наводил мосты, вёл разведку боем. Участвовал в сражении под Мукденом. Награждён 5-ю орденами и 3 медалями.

С 1905 года — командир саперной роты в городе Никольск-Уссурийский (ныне г.Уссурийск Приморского края). В 1906 году за агитацию среди солдат предан офицерскому суду и был вынужден уволиться в запас. Жил и работал во Владивостоке.

В 1907 году Карбышев снова поступил на военную службу командиром саперной роты в начавшийся формироваться Владивостокский крепостной сапёрный батальон. В 1911 году с отличием окончил Николаевскую военно-инженерную академию. По распределению капитан Карбышев должен был стать командиром минной роты Севастопольской крепости, но вместо этого направлен на должность производителя работ в Брест-Литовской крепости. Там он принимал участие в строительстве фортов Брестской крепости.

Личность. Генерал Дмитрий Михайлович Карбышев
Участник 1-й мировой войны с первого дня. Воевал в Карпатах в составе 8-й армии генерала А.А.Брусилова (Юго-Западный фронт). В начале 1915 года участвовал в блокаде крепости Перемышль, в бою 19 марта 1915 года был ранен в ногу. За храбрость и отвагу награждён орденом Святой Анны с мечами. С 1915 года — дивизионный инженер 72-й и 69-й пехотных дивизий 22-го армейского стрелкового корпуса. В 1916 году был участником знаменитого Брусиловского прорыва. С 1916 года — производитель работ 8-й армии Юго-Западного фронта.

В декабре 1917 года в Могилёв-Подольском Д.М.Карбышев вступил в Красную гвардию, отрядный инженер красногвардейского полка. С мая 1918 года в Красной Армии. Участник Гражданской войны. С мая 1918 года — в Главном военно-инженерном управлении РККА. С июля 1918 года — начальник отдела инженерного управления штаба Северо-Кавказского военного округа, но и-за боевых действий в округ добраться не смог, оставлен в Царицыне и принимал участие в его обороне от белогвардейских и казачьих войск. С сентября 1918 года — помощник начальника 1-го военно-полевого строительства (Поволжье).

С октября 1918 года — начальник инженеров Самарского укрепрайона и одновременно начальник 6-го военно-полевого строительства. С весны 1919 года — главный руководитель оборонительных работ Восточного фронта. С февраля 1920 года — начальник инженеров 5-й армии Восточного фронта. Участвовал в строительстве Симбирского, Самарского, Саратовского, Челябинского, Златоустовского, Троицкого, Курганского укреплённых районов, в преследовании колчаковских войск в Сибири, в подавлении кулацких бунтов в Поволжье.

С августа 1920 года — начальник инженеров Южного фронта. Обеспечивал инженерное обеспечение Каховского плацдарма (под его руководством там впервые были созданы противотанковые районы) и руководил инженерным обеспечением штурма Чонгара и Перекопа, за что награждён именными золотыми часами.

С 1921 года — заместитель начальника и начальник инженеров Войск Украины и Крыма. С марта 1923 года — председатель Инженерного комитета Главного военно-инженерного управления РККА, затем до 1936 года — председатель Военно-технического комитета Военно-инженерного управления РККА. С ноября 1926 года одновременно преподавал в Военной академии РККА имени М.В.Фрунзе, с 1926 года — главный руководитель академии по военно-инженерному делу, с февраля 1934 года — начальник кафедры военно-инженерного дела в этой академии. С 1936 года — помощник начальника кафедры тактики высших соединений по инженерным войскам Академии Генерального штаба РККА. В 1938 году окончил Академию Генерального штаба РККА. Член ВКП(б) с 1940 года.

Карбышев был первым советским учёным, которому принадлежит наиболее полное исследование и разработка вопросов применения разрушений и заграждений. Значителен его вклад в научную разработку вопросов форсирования рек и других водных преград. Опубликовал более 100 научных трудов по военно-инженерному искусству и военной истории. Его статьи и пособия по вопросам теории инженерного обеспечения боя и операции, тактике инженерных войск были основными материалами по подготовке командиров Красной Армии в предвоенные годы.

Многократно председательствовал в Государственной комиссии по защите дипломных проектов в Военно-инженерной академии имени В.В.Куйбышева. Был членом Экспертной оперативно-тактической комиссии при Комитете высшей школы. Часто присутствовал при испытаниях новейших образцов инженерной техники. Участвовал в уставных комиссиях по разработке и изданию Наставлений для Красной Армии по военно-инженерному делу.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. В составе группы заместителя начальника Главного военно-инженерного управления по оборонительному строительству вырабатывал рекомендации войскам по инженерному обеспечению прорыва линии Маннергейма.

Личность. Генерал Дмитрий Михайлович Карбышев

В начале июня 1941 года Д.М.Карбышев был командирован в Западный Особый военный округ. Великая Отечественная война застала его в штабе 3-й армии в Гродно. Через 2 дня он перебрался в штаб 10-й армии. 27 июня штаб армии оказался в окружении. В августе 1941 года при попытке выйти из окружения генерал-лейтенант Д.М.Карбышев был тяжело контужен в бою в районе Днепра, у деревни Добрейка Могилёвской области Белорусской ССР. В бессознательном состоянии был захвачен в плен.

...«Шталаг-324» у Острув-Мазовецки. Наспех сколочен немцами за месяц-полтора до начала войны. Летние бараки. С июня по декабрь 1941 года умерли от голода, расстреляны и повешены более 40 тысяч советских военнопленных. Весть о генерале, которого немцы пытались привлечь на свою сторону, разлетелась быстро. Выдержка и беззаветная любовью к Отчизне помогает людям выжить и не потерять достоинства в кошмаре фашистского плена: это лучше делать, когда есть на кого равняться, с кого брать пример. Имя его — Дмитрий Михайлович Карбышев, генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук, профессор.

Один из бывших узников концлагеря офицер, Р.Р.Черношей, вспоминал: «Комендант объявил приказ о лишении всего лагеря питания на двое суток за то, что кто-то из пленных, страдающих поносом, оправился в том месте, которое отведено немцам. На следующее утро принесли завтрак Карбышеву и другим генералам. Дмитрий Михайлович отказался от пищи и велел передать коменданту, что раз лишен питания весь лагерь, значит, и он не должен составлять исключение. К протесту Карбышева присоединились и другие генералы. Комендант отменил приказ».

В марте 1942 года пленных начали отправлять из Замостья в глубь Германии в лагерь Хаммельбруг (Нижняя Бавария). Немцы прекрасно понимали, что в их руки попал известный и авторитетный военный специалист, и делали все, чтобы наладить с Карбышевым контакт.

Главная же попытка склонить Д.М.Карбышева к сотрудничеству была осуществлена позднее в Берлине, где пленного генерала принял начальник штаба верховного главнокомандования вооруженных сил рейха генерал-фельдмаршал Кейтель. Повел себя тонко и осторожно, предлагая Карбышеву работать в специально созданной для него научной лаборатории инженерной фортификации совместно с немецким профессором Гейнцем Раубенгеймером. Реакция была быстрой и однозначной: он солдат и верен своему долгу. После помпезного приема генерал был брошен в застенки берлинской тюрьмы на Принц-Альбертштрассе. Здесь в течение месяца его подвергли истязаниям, в частности, круглосуточной пыткой ослепительным электрическим светом.

Личность. Генерал Дмитрий Михайлович Карбышев

В марте 1943 года был ликвидирован концлагерь Хаммельбург, администрация не смогла справится с растущим сопротивлением узников. Вопрос о строптивом русском генерале решался так: «Поскольку оказалось, что Карбышев, этот крупнейший советский фортификатор, кадровый офицер старой русской армии, человек, которому перевалило за 60 лет, оказался насквозь пропитан большевистским духом, фанатически преданным идее верности воинскому долгу и патриотизму, его следует считать безнадежным в смысле возможности использования в качестве специалиста военно-инженерного дела». На документе четкая резолюция красными чернилами: «Водворить в концлагерь Флоссенбург для каторжных работ. Не делать никаких скидок на звания и возраст». О чем и была сделана особая отметка в его личной карточке.

Дмитрий Михайлович привезли в Нюрберг в середине мая 1943 года. Поместили к штрафникам. Но Карбышев заболел и был переведен в русский блок международного госпиталя Лангвассер, в пятистах метрах от лагеря.

Международный госпиталь Лангвассер был организующим центром сопротивления, главой которого стал генерал Карбышев. По его инициативе была налажена помощь тяжелораненым и больным, установлена связь с заводами Нюрберга, где работало свыше 200 тысяч военнопленных и советских людей, угнанных в фашистами в рабство. На заводах выходили из строя станки, срывался выпуск машин и самолетов. Карбышев по-прежнему активно пропагандировал организацию побегов, участвуя в их подготовке: «По его инициативе подпольщики начали готовить побег Героя Советского Союза Григория Бережко и Игоря Жукова. С ними хотели отправить важные сведения и документы военного характера, но из-за усиленной слежки и предательства побег не удался».

Летом 1943 года Карбышев был переведен в лагерь Флоссенбург в ста километрах от Нюрберга. «В 1944 году в лагере были пущены в ход 11 газовых камер. Немцы называли их «банями». Заключенных заводили сюда голыми, раздевалок в «бане» не было». Мучительно погибали в камерах в течении 10 — 15 минут. Потом открывались перекрытия канав («Баня» стояла под откосом). Погибшие скатывались в печи крематория. Теперь на трубе крематория мемориальная доска с цифрами сожженных: 80 тысяч человек двадцати национальностей. Среди них — 26400 русских, 3443 итальянца, 3963 немецких антифашиста, 2103 еврея, 1162 голландца, 450 греков, 14 норвежцев, 9 англичан, 2 американца».

Генерала Карбышева назначили в рабочую группу в каменоломню., где он в первый день чуть не попал под палку капо (старшего надсмотрщика из свирепых уголовников). Дмитрия Михайловича защитили работавшие рядом немецкие коммунисты. Стало понятно, что надо принимать меры по освобождению Карбышева от тяжелых работ, которые продолжались 12 часов под открытым небом и пронизывающим ветром.

Во Флоссенбурге действовало мощное международное антифашистское сопротивление. Руководители немецкого, французского и чешского подполья помогли перевезти Карбышева из каменоломни в лазарет (ревир) в палату истощенных. Здесь генерала укрывали почти шесть месяцев, помогал в этом польский врач Станислав Тодестка, подделывая показания в температурном листе. Ему приходилось часто прятать генерала, так как комендант лагеря регулярно проводил операции по «селекции» (для отправки либо на работу, либо в другой лагерь уничтожения).

Чуть окрепнув, Дмитрий Михайлович присоединился к советскому подполью, которое возглавлял генерал-майор танковых войск П.П. Павлов. Дмитрий Михайлович был верен себе: сумев достать очередную сводку Совинформбюро, Карбышев пытался по ней представить оперативное и стратегическое положение на полях сражений. Часто оно подтверждалось последующими сводками. Люди тянулись к нему, верили. Часто Дмитрий Михайлович беседовал и на научные темы: история, астрономия, инженерное дело. Но вскоре генерала снова сослали в каменоломню, и вновь подполью удалось с помощью врачей «заменить» ее работой в блоке №22, в цехе по разделке старой обуви. Но и эта работа в грязи и пыли была тяжелой и непосильной. Много раз Дмитрий Михайлович терял сознание от побоев «капо» из уголовников. Но наперекор всему выживал.

Наступил январь 1944 года. По лагерю поползи слухи об отправке нескольких сот ослабевших заключенных в другие лагеря. На «транспорт» (отправку) попали генералы Карбышев, Зусманович и полковник Митрофанов. Следующим лагерем стал Майданек. Число уничтоженных в нем уже перевалило за миллион (к весне 1944 года). Прибывших из Флоссенбурга узников осматривал врач Л.И.Гофман-Михайловский, сам военнопленный. Он выжил и оставил свои воспоминания об осмотре генерала Карбышева: «Передо мной стоял крайне истощенный, с отечным лицом и ногами седой старик, облаченный в рваную полосатую одежду, с долбленными деревянными колодками на ногах. Строгие черты лиц и горящие жизненным огоньком глаза как-то интуитивно внушали веру в силу воли этого человека. В первый момент я растерялся: чем могу я помочь, как спасти его от смерти? Я не представлял, как я это сделаю, но знал, что это моя обязанность». «Карбышев страдал резко выраженным общим истощением всего организма с наличием голодных отеков тела и жидкости в полостях, авитаминозом, склерозом сосудов сердца, энфиземой легких, хроническим бронхитом и флегмонами обеих голеней». Гофман-Михайловский несколько раз предлагал Карбышеву изменить фамилию, чтобы уберечь его от новых издевательств и пыток. «Однако генерал от этого предложения категорически отказался, заявив, что Карбышев всегда был Карбышевым и останется им впредь, что бы ему не угрожало».

7 апреля 1944 года он был переведен в зловещий Освенцим. Гестапо считало, что дни мятежного генерала сочтены. Его поместили в 11 блок, где не было русских заключенных. Администрация лагеря определила его в команду уборщиков, в их обязанности вменялось с раннего утра до позднего вечера вылизывать аппельплац, вычищать уборные и помойные ямы. Молодой лейтенант П.И.Мишин, работающий с генералом Карбышевым, как-то поделился с ним своим пленением в 1941 году при отступлении советских войск: «Выслушав меня внимательно, он сказал: «Плен — страшная штука, но ведь это тоже война, и пока война идет на Родине, мы должны бороться здесь».

Когда до Дмитрия Михайловича дошли сведения о страшном положение женщин-узниц в Освенциме он решил поддержать их морально простым письмом. Вот что вспоминала позже партизанка Нина Савельевна Гусева: «Начиналось оно тепло, дружески:

«Дорогие сестры, советские женщины и девушки, томящиеся в аду Освенцима! Фашисты оторвали вас от Родины, обрекли на нечеловеческие страдания и лишения...». Далее Карбышев призывал нас к тому, чтобы мы не дали фашистам сломить нашу волю, чтобы мы помнили о том, что мы дочери великой Страны Советов. Заканчивалось письмо знаменитым карбышевским призывом: «Главное — не покоряться, не пасть на колени перед врагом!».

Обращение читалось тайком по баракам. Женщины написали Дмитрию Михайловичу ответное письмо, в котором заверили мужественного генерала, что в любых условиях не перестанут бороться за свою честь и честь своей Родины. И сдержали свое слово.

В середине 1944 года гестапо отобрало в Освенциме группу подозреваемых в организации саботажа советских офицеров. В нее был включен и Дмитрий Михайлович.

Всю группу отправили в лагерь Заксенхаузен под Берлином. В ноябре 1944 года после недолгого пребывания в центральном отделении этого лагеря генерала переводят в его филиал «Хейнкель». Это был авиазавод, скрытый в сосновом лесу. Условия работы были крайне тяжелыми, особенно в горячих цехах. И в Заксенхаузене, и на заводе действовало международное антифашистское подполье. Руководил им немецкий коммунист, соратник Эрнеста Тельмана. Готовилось восстание.

Неудачное покушение на Гитлера спровоцировало волну репрессий во всех лагерях. Последовали массовые расстрелы. Глубокой ночью 2 февраля 1945 года гестапо по списку стало будить 178 подпольщиков. Их построили и повели на казнь. По дороге они набросились на палачей. До утра раздавались крики и выстрелы. А через день из концлагеря началась массовая отправка 450 заключенных, подозреваемых в подготовке к восстанию. Среди них был и Дмитрий Михайлович (Советские войска уже стояли на Одере, всего в 70 километрах от Заксенхаузена). Эшелон в Маутхаузен отправился 13 февраля 1945 года. В австрийский лагерь смерти узники прибыли 16 числа. В пути от холода у генерала Карбышева открылись старые раны на ногах. Но, как всегда, он держался стойко и подбадривал спутников.

Самым страшным в этом лагере была внутренняя тюрьма — блок № 20. Здесь в конце войны находились преимущественно советские офицеры, собранные из прифронтовых тюрем и лагерей. За две недели до прибытия генерала Карбышева в лагерь узники двадцатого блока совершили массовый побег.

И хотя восстание было жестоко подавлено, стало очевидно, что сопротивление обреченных людей продолжает нарастать. Прибытие генерала Карбышева, отнесенного к категории «нежелательных», рассматривалось как опасность. Мешкать было нельзя, комендант лагеря был готов в кратчайшие сроки приступить к исполнению секретного приказа Гиммлера под кодовым названием «Виргилия». Он предусматривал немедленное уничтожение политических заключенных, если возникнет тревожное положение для рейха. А оно возникло и несло с собой отчаянный страх: разгром немецко-фашистских захватчиков в Восточной Пруссии, наступление Советской Армии на Берлин, в Австрию и Венгрию...

Прибывшие из Заксенхаузена узники продолжали стоять на морозе. Проверка шла долго. За ней последовал приказ раздеться догола. Двенадцатиградусный мороз и усиливающийся ветер обжигали изможденные тела. От холода и истощения люди падали и умирали. Поздно вечером оставшихся в живых перегнали на площадку между прачечной и стеной сторожевой вышки.

Около 11 ночи повели в баню. Сначала пустили холодную воду, а потом горячую, предварительно закрыв стоки. Вода поднималась все выше и выше. Так продолжалось около получаса. Потом открылись двери. Люди бросились на улицу. Вода стекала и замерзала почти сразу же. Обреченные узники пытались согреться, приплясывая на месте. После отбоя появилась группа эсэсовцев во главе со Шпассом, одно имя которого наводило ужас на лагерь. Они погнали узников к сторожевой башне, где вооружившись пожарными шлангами стали обливать заключенных холодной водой. Крики, стоны. Люди обрастали ледяной коркой, голоса обрывались.

Личность. Генерал Дмитрий Михайлович Карбышев

Один из истязаемых, седоволосый человек, превозмогая нечеловеческие страдания, русский советский генерал, Дмитрий Михайлович Карбышев, на глазах многих людей превращался в обледенелый памятник воинской доблести, мужества и верности долгу. Его последние слова передавались из уст в уста: «Бодрее, товарищи, думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас!».

Личность. Генерал Дмитрий Михайлович Карбышев
Памятник генералу Карбышеву в Маутхаузене

16 августа 1946 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне, генерал-лейтенанту Дмитрию Михайловичу Карбышеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Личность. Генерал Дмитрий Михайлович Карбышев
Памятник Д. М. Карбышеву. Москва, бульвар Генерала Карбышева

Личность. Генерал Дмитрий Михайлович Карбышев
г. Москва, бульвар Генерала Карбышева, д. 2, м. Полежаевская

Личность. Генерал Дмитрий Михайлович Карбышев