Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
03 Jun 2018, 19:19Жизнь
Зачем России новая «эпидемия переименований»?
Налицо очень плохая тенденция: люди, исповедующие определенные взгляды, которые, как показывают результаты голосований, не разделяет большинство, пытаются навязывать свое видение мира путем кулуарных договоренностей с власть имущими.
Власти Владикавказа вернули улице Войкова ее историческое название: Рождественская. Как сообщает телеканал «Царьград», руководство города пошло навстречу управляющему делами Русской Церкви в Северной Осетии — Алании, епископу Владикавказскому и Аланскому Леониду. Ранее пастырь обратился в администрацию с ходатайством об изменении названия улицы.
В связи с решением управлению архитектуры и градостроительства поручено внести новое наименование в градостроительную документацию. Владельцам объектов, расположенных на улице, рекомендовано установить аншлаги с новым названием улицы.
Расположенная в Иристонском муниципальном округе улица получила имя революционера и дипломата Петра Войкова в 1937 году. Собственно, вопреки уверениям активистов, высказывавшихся за переименование, в нынешнем своем виде другого имени она и не носила. Дело в том, что улица Войкова была сформирована из слияния двух ранее существовавших улиц: Малорождественской и Ружемятинской. Страсти вокруг переименования закипели около двух лет тому назад, когда в мэрию Владикавказа с предложением о переименовании обратились представители некоммерческой организации «Русь».
По их мнению, улицы города следует очистить «от имен лиц, запятнавших себя преступлениями против человечности». Первым среди «запятнавших» оказался Петр Войков.
Между дипломатом и цареубийцей
АиФ.ru рассказывал о сложной судьбе этого революционера и государственного деятеля. Главным обвинением со стороны тех, кто требует переименования, является участие Войкова в расстреле семьи последнего русского императора.
Стоит отметить, что все разговоры о том, что Войков глумился над телами убитых, мародёрствовал, украв для личного пользования драгоценности императрицы и её дочерей, исходят из эмигрантских кругов и не имеют объективного подтверждения. В 2015 году следователь Генеральной прокуратуры РФ Владимир Соловьев в интервью газете «Совершенно секретно» заявил: «Что касается Петра Войкова, то он действительно принимал участие в голосовании за расстрел царской семьи. К нему также совет обратился с просьбой, чтобы он выписал бумагу на серную кислоту. Больше никакого участия самого Войкова в этих событиях не было. Вся остальная беллетристика про то, как он с пистолетом в руках у кого-то снимал кольцо, рубил трупы, — это полная чушь... Таким образом, с юридической точки зрения Войков в убийстве царя участия не принимал».
Наверное, и этого было бы достаточно, чтобы согласиться с теми, кто добивается переименования улицы, если бы не одно «но». В 1920-х годах Петр Войков занимался дипломатической работой, и в 1924 году стал полномочным представителем СССР в Польской Республике. 7 июня 1927 года Петр Войков был застрелен белоэмигрантом Борисом Ковердой на железнодорожном вокзале в Варшаве. Убийца Войкова, к слову, получив пожизненный срок, впоследствии вышел на свободу и в годы Великой Отечественной войны сотрудничал с нацистами.
Таким образом, Петр Войков — это дипломат, погибший при исполнении служебного долга. Сторонники переименования эту сторону его жизни игнорируют. Не хочется думать, что они при этом солидаризируются с нацистским пособником Борисом Ковердой.
Какой из голосов — «глас народа»?
Вернемся, однако, во Владикавказ. Инициатива НКО «Русь» поначалу всеобщей поддержки населения не получила. Сомневающиеся говорили о том, что подобные переименования только накаляют обстановку в обществе. Были и прагматики, которые указывали: несколько поколений владикавказцев знают эту улицу как улицу Войкова, и ничего, кроме путаницы, такое переименование не принесет. Но, как мы уже с вами знаем, мнение епископа Владикавказского и Аланского Леонида оказалось решающим.
Во время полемики относительно судьбы улицы Войкова прозвучало предложение вынести вопрос на голосование жителей. Однако предложение поддержки не получило.
Дело в том, что инициаторы подобных кампаний часто стараются держаться подальше от «гласа народа», ибо он звучит не так, как им хотелось бы.
Москвичи сохранили «Войковскую»
Энтузиазм массовых переименований начала 1990-х давно канул в Лету, и сегодня люди к таким вопросам подходят прагматично. Никаких реальных плюсов возвращение исторических имен улицам и городам, которые свои нынешние названия носят по 80-100 лет, не принесет. Подчас сами активисты допускают роковую ошибку, используя термин «декоммунизация». Проведение параллелей с современной Украиной отбивает охоту что-либо переименовывать у колеблющихся.
В 2015 году оглушительным провалом закончилась инициатива о переименовании московской станции метро «Войковская». В пользу переименования «Войковской» публично высказывались представители РПЦ, депутаты Государственной думы, гендиректор МИА «Россия сегодня» и телеведущий Дмитрий Киселев. Мэр Москвы Сергей Собянин предложил вынести вопрос на голосование москвичей. Голосование, проходившее на сайте проекта «Активный гражданин», продлилось три недели. Председатель Комитета государственных услуг Москвы Елена Шинкарук подвела итоги: «По итогам голосования 53,1% высказались за сохранение названия станции, 34,65% выступили за переименование, 7,38% участников затруднились ответить, 4,87% оставили решение вопроса за специалистами».
Результаты голосования вызвали недовольство у сторонников переименования. Случай со станцией «Войковской» вовсе не уникален. Целая эпопея разгорелась вокруг попытки переименования города Тутаева, расположенного в Ярославской области.
Битва за Тутаев: как жители города отстояли право на имя
Свое нынешнее название город получил 100 лет назад, в 1918 году, в память о красноармейце Илье Тутаеве, погибшем «при исполнении служебного долга во время белогвардейского мятежа от руки белогвардейских банд». По подсчетам местных жителей, в 1990-х-2000-х годах в городе четыре или пять раз проводились кампании за возвращение ему имени Романов-Борисоглебск. Дважды вопрос выносили на референдум, и дважды жители решали: город должен носить название Тутаев.
И тогда местная элита пошла другим путем. 15 января 2015 года в Ярославскую областную Думу поступило обращение с ходатайством о переименовании города Тутаев в Романов-Борисоглебск. Обращение подписали: епископ Рыбинский и Угличский Вениамин (Лихоманов), глава Тутаевского муниципального района С. А. Левашов, председатель Муниципального совета Тутаевского муниципального района В. А. Кудричев, глава городского поселения Тутаев — председатель Муниципального совета городского поселения Тутаев С. Ю. Ершов, председатель Общественной палаты Тутаевского муниципального района А. И. Упадышев, председатель краеведческого объединения «Возрождение» Н. А. Манерова.
6 февраля 2015 года Комитет по законодательству Ярославской областной думы рекомендовал принять к рассмотрению предложение о переименовании города Тутаева в Романов-Борисоглебск. Летом 2015 года переименование Тутаева в Романов-Борисоглебск было одобрено депутатами Ярославской областной думы.
В ноябре 2016 года вопрос рассматривала Государственная дума Российской Федерации. Представитель Ярославской областной Думы Михаил Боровицкий призвал депутатов вернуть древнему городу его историческое имя. Он отметил, что это волеизъявление жителей и во всех местных церквах прошли молебны о переименовании города. Против инициативы высказались только коммунисты, и в итоге законопроект № 1073972-6 «О переименовании города Тутаева Тутаевского района Ярославской области в город Романов-Борисоглебск» был принят в первом чтении 385 голосами «за». На 11 декабря 2016 года было назначено рассмотрение вопроса во втором чтении, но оно не состоялось. Причиной стал форменный бунт самих тутаевцев, заявивших, что местные власти их мнения не спрашивали, а информация о всеобщей поддержке начинания, мягко говоря, преувеличена.
В итоге 21 декабря 2016 года тогдашний врио губернатора Ярославской области Дмитрий Миронов заявил на встрече с общественностью Тутаева: «Считаю, что жители района и города должны определиться с этим вопросом самостоятельно. И для этого предлагаю провести референдум. В целях экономии средств можно организовать его в единый день голосования: 10 сентября». 10 сентября 2017 года состоялся общегородской опрос, на котором 63 процента жителей высказались за то, чтобы Тутаев сохранил нынешнее имя. Опрос носил совещательный характер, но демонстративно игнорировать мнение граждан власти не решились.
10 мая 2018 года Государственная дума, основываясь на результатах опроса жителей города, отклонила законопроект о переименовании города Тутаева в Романов-Борисоглебск. За такое решение проголосовали 354 депутата.
Эпопея с попыткой переименования продолжалась три года. Все эти три года чиновники и общественники, выступавшие за переименование, делали все, чтобы обойти «неправильное» мнение граждан, уверяя, что их инициатива имеет всенародную поддержку. Проделывать подобные вещи за спиной самих жителей — это уже некий современный российский тренд.
«Разврат и наркомания» на улице Войкова: как переименовывают в Подмосковье
В подмосковном Дедовске в 2016 году решением местных депутатов улицу Войкова переименовали в Георгиевскую. Опирались депутаты на петицию местных активистов в количестве 150 человек. При этом население города Дедовска составляет чуть меньше 30 000 человек. Так что основанием для переименования стало мнение 0,5% жителей города.
Руководитель местной администрации Андрей Дунаев в интервью «МК» заявлял: «Инициатива идет от людей. А если жители поднимают этот вопрос, собрали подписи, то мы должны были его рассмотреть».
Издание также приводило мнение местного сторонника переименования Михаила Ратова: «Эта улица была названа в честь Павла Лазаревича Войкова, революционера, дипломата, причастного к расстрелу царской семьи. Персонаж это был, мягко говоря, неоднозначный. Современники говорили, что Войков увлекался алкоголем и наркотиками, а также был патологически похотлив. Моё личное мнение таково: улицу рано или поздно надо было переименовать. На улице Войкова находятся детский сад и стадион: места, которые имеют непосредственное отношение к воспитанию подрастающего поколения».
Страшно подумать, что может случиться со школьниками на улице Войкова: начнут пачками расстреливать дворян, не иначе. А воспитанники детсада на той же улице, очевидно, неизбежно станут предаваться разврату и употреблять наркотики. Дедовская история получила продолжение. Летом 2016 года противники переименования добились от властей нового обсуждения вопроса. Прошло оно в городском парке, где и состоялось голосование: 136 участников высказались за улицу Войкова, 111 — за Георгиевскую улицу. Сошлись на компромиссе: в Дедовске должны быть улица Войкова и Георгиевская площадь рядом с местным храмом. Утвердить это решение должен был Совет городских депутатов.
Налицо очень плохая тенденция: люди, исповедующие определенные взгляды, пытаются навязывать свое видение мира обществу не путем широкого обсуждения, а с помощью кулуарных договоренностей с власть имущими. А в результате люди с удивлением обнаруживают, что их родные города и улицы меняют названия в рамках восстановления некоей «исторической справедливости». Но можно ли назвать справедливостью то, что не является волей самого народа? И чем такие попытки отличаются от действий украинских властей? Разве что масштабами.
Андрей Сидорчик
* * *