Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
11 Jan 2019, 17:19Жизнь
Голуби и попугаи: как на самом деле должен выглядеть символ мира
Голубь — не птица мира! В 1949 году Пикассо нарисовал для плаката Конгресса сторонников мира белую голубку. Вскоре она стала популярным и узнаваемым символом пацифизма. Но, если придерживаться реализма, голубь скорее должен символизировать военную агрессию. Что же не так с «мирной птичкой»?
Сгорел сарай — гори и хата
Вопреки мифической «кротости», голубь — неизменный спутник военных. Ещё в прошлом веке владельцы голубятен в обязательном порядке состояли на военном учёте во многих европейских странах. Сейчас необходимость в таком средстве связи отпала.
Боевое применение голубей описал летописец Нестор (если, конечно, это не более поздняя приписка к «Повести временных лет»). По легенде, княгиня Ольга с их помощью подожгла дома древлян, используя хоминг — стремление увезённых птиц возвращаться на прежнее место жительства.
В 946 году Ольга осадила Искоростень, но, не сумев взять его штурмом, пообещала снять осаду, если ей выплатят дань голубями и воробьями. К лапкам птиц привязали подожжённый трут, после чего их выпустили, и пернатые полетели домой...
«Пусть летят они, летят»...
Хотя достоверных случаев применения голубей подобным образом не зафиксировано, биологи утверждают, что потенциально это вполне осуществимо.
Уже в 1942-43 годах для подобного поджога домов пытались использовать летучих мышей. В проекте, который финансировал Пентагон с подачи Элеонор Рузвельт, таким образом тренировались уничтожать японские города. Но, в отличие от летописца, военные не имели понятия о хоминге. Эксперимент окончился тем, что летучие мыши вернулись на свою базу и сожгли её дотла.
Справка. Проект использования летучих мышей-поджигателей разрабатывался почти до конца войны, и закрыли его, только когда выяснилось, что завершить его удастся не раньше 1945 года. Бездушный бомбардировщик все-таки был надёжнее, да и привезти мог больше.
К слову, Пикассо, хотя и нарисовал целый выводок голубей «по заданию партии», сам к затее относился с иронией.
«Голуби — драчуны и жадины, и непонятно, почему их сделали символом мира. Им только дай кого-нибудь заклевать».
Художник знал, что говорил: в его семье голубей держали поколениями.
Не все отнеслись к его творению с восторгом. По словам Ильи Эренбурга, в 1949 году холодная война уже успела перейти из газетных статей в повседневный быт. Накануне открытия Конгресса Эренбургу попалась на глаза газета, в которой его самого именовали террористом, Стефана Цвейга — человеком, выдающим себя за писателя, но больше всего доставалось Пикассо. По словам издания, этот «старый клоун» изготовил «марксистскую голубку, которая загадила все стены нашего прекрасного, но, увы, беззащитного Парижа».
Голубка авторства Пикассо
Впрочем, тут дело скорее в политике, а не в выборе натуры. Изобрази автор «лося мира» — критик и тогда нашёл бы к чему придраться. Увы, голуби, помимо привычки унавоживать памятники, отличаются ещё и раздражающей тупостью. Словом, не повторяйте ошибку Пикассо и, если вам понадобится пафосный символ, подумайте ещё раз.
Бойцы наши меньшие
На самом деле искать антивоенный символ среди животных — занятие неблагодарное. Люди постарались по максимуму сделать из них соучастников своих военных забав. Крысы ищут мины. Ястребы и соколы сбивают дроны. Генно-модифицированные козы дают молоко, содержащее паучий шёлк (проще говоря, паутину), из которого делают броню. На индустрию войны поработали почти все, начиная от бактерий, вирусов и их разносчиков.
Если присмотреться внимательнее, заметно, что воюют в основном умные животные. Чем глупее зверь, тем сильнее витальные позывы, которые не способствуют выполнению боевой задачи.
Для войны животное должно быть послушным и управляемым. Без интеллекта этого не достичь. Плюс нужна хорошая обучаемость, чтобы можно было выработать устойчивость к факторам, которые обычно вызывают бегство — огонь, крики, убийства.
Достаточно взглянуть, кого испокон веков массово использовали: боевых лошадей, верблюдов, собак, которые могут вытаскивать раненых, искать беглецов и даже устраивать диверсии. Очень умные существа слоны, но они легко поддаются массовым настроениям. Из-за этого вреда от них на войне было больше, чем пользы.
По свидетельству Клавдия Юлиана, римляне использовали свиней против слонов армии Пирра, потому что те боялись свинячьего визга.
Свиньи ещё умнее слонов, и сейчас их используют для поиска взрывчатки. По интеллекту они похожи на мезонихид — предков дельфинов, когда те были наземными. Морских млекопитающих военные тоже пытались использовать — дельфинов и ушастых тюленей учили ставить и снимать мины, проводить разведку акватории; правда, какой-то заметной роли это не сыграло.
Котов — да, практически замахнулись на святое! — тоже периодически пытались задействовать в войне. Говорят, предшественник ЦРУ — Управление стратегических служб — даже пыталось превратить их в камикадзе.
Предполагалось сбрасывать животных на парашютах вместе с бомбами для уничтожения японского флота. Дескать, кот, поскольку боится воды, будет перебирать лапами стропы так, чтобы приземлить бомбу на палубу, а не в воду. Но коты почти сразу теряли сознание после выброски.
...Однако есть животное, которое умнее всех перечисленных, и в то же время не столь известно, чтобы кто-то пытался задействовать его в войне. Речь, конечно, о попугаях. В плане решения инструментальных задач — крупные виды попугаев умнее свиней и по интеллекту сравнимы с низшими обезьянами. Но они яркие, шумные, летают недалеко.
Кроме того, попугаи — стайные птицы: выпущенная на задание особь вместо выполнения миссии, скорее всего, присоединится к своим и на этом успокоится. А поскольку члены стаи всё время друг друга «обыскивают» (так называемый аллопрининг), то прикреплённые к попугаю записочки или устройства вскоре окажутся откреплёнными и погрызенными. И главное — живут попугаи вдали от военных лабораторий сверхдержав, так что пока никто не додумался, как их припахать.
Если вам нужен яркий символ пацифизма — это он.
Ольга Таболина
* * *