Архивы публикаций
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
27 May 2019, 18:34Жизнь

Идеологический крах Советского Союза в лицах и тиража

Идеологический крах Советского Союза в лицах и тиража

Споры о том, отчего СССР развалился по сей день не утихают. Кто-то винит план Даллеса, кто-то — предательство Горбачева, кто-то — заговор рептилоидов с Нибиру. А я хочу показать как крах СССР был обусловлен тотальным проигрышем в информационной войне — и как поздний СССР сам все абсолютно сделал, чтобы идеологическую кампанию с треском проиграть.

Для иллюстрации своего тезиса я хочу взять один одно из направлений идеологической работы СССР/массовой культуры и показать, до какого вопиющего маразма там дошел развал. Как известно, в СССР интернета не было — и поэтому культура и идеология продвигались в массы посредством кино и телевидения, печатной продукции и радио.

Вот печатную продукцию мы и рассмотрим. В СССР была довольно немаленькая когорта советских писателей. Самые успешные люди из этой когорты вкусно ели, сладко спали, их печатали огромными тиражами, награждали за счет государства квартирами и дачами, поездками за рубеж и спецпайками, словом — это была такая литературная номенклатура.

И вроде б такие люди должны были служить государству не за страх, а за совесть, как минимум — иметь лояльность к государству, в котором они выбились на хлебные места, а в идеале это государство любить и славить. А что было на самом деле?

Давайте сделаем небольшое отступление. Были ли успешные писатели позднего СССР талантливы? Сказать твердо нельзя — талант есть во многом субъективное понятие. Давайте поставим вопрос по другому. Востребованы ли труды маститых советских писателей сегодня, спустя не так много лет? Нет и еще раз нет. Я дальше буду идти по списку обласканных властями людей — и мы с вами увидим, что сегодня труды этих деятелей читающей публике просто не нужны. Это при том, что отдельные писатели СССР свое время вполне пережили, и их и сейчас охотно читают, и их творчество является предметом споров. Причем нередко это вполне прокоммунистические авторы, кто явно воспевал грядущий коммунизм (Иван Ефремов, например и “Туманность Андромеды”) или бичевал пороки капитализма (ну например Носов и “Незнайка на Луне”). Даже абсолютная смена вектора общественного развития не мешает талантливым авторам оставаться любимыми и нужными. В отличие от.

Но вернемся к маститым авторам позднего СССР. Был в СССР такой массовый литературный журнал “Роман-газета”. Миллионными тиражами издавался, в отличие от более толстых и менее популярных литературных журналов. Я решил взять часть авторов оттуда, тех, кого регулярно там печатали — и часть авторов, кто отметился в письме Ельцину с призывом о массовых расстрелах (“Письмо 42-х”, там тоже весьма известные в то время писатели). Фамилии какие-то и сейчас на слуху — но людям молодым большинство из них не скажет ничего. Давайте по списку, поехали.

Юрий Нагибин. Немного цитат из википедии. “У него не было детей. Он говорил: *В этой стране я не хочу иметь детей*. Он очень серьёзно относился к продолжению рода. В этой стране он не видел будущего для детей”... “Временами Юрию Марковичу приходилось выдумывать статьи и выдавать их за реальную жизнь для того, чтобы хоть как-то выжить”. “Много ездил за рубеж (и список стран на 50)”. Словом — власть ненавидел, писал чтобы выжить, ну а что по заграницам катался — видимо выживания ради. Даже собрания сочинений его в СССР выходили — 11 томов. Из всего написанного сейчас сколько-нибудь на слуху сценарий к “Гардемарины” — но там соавторство и не факт что человек лично писал.

Алесь Адамович. Входил в межрегиональную депутатскую группу, поддерживал создание Белорусского народного фронта, сопредседатель “Мемориала”, подписал письмо с призывом к массовым расстрелам. В СССР выходили собрания сочинений “советского классика” — сначала в 2х томах, затем — в 4х. Умер в момент произнесения речи в защиту имущества Литфонда. Как можно прочесть — активисты собирали деньги на создание его музея. Собрали — 8 тысяч рублей (белорусских ). Как уточняют — половину всей суммы дал один человек, всю движуху ведут те, кого принято называть “змагары”. Других упоминаний об интересе к собственно творчеству писателя я не нашел. Писал человек на белорусской мове, в этом единственном качестве он и интересен. А при СССР был даже парламентарием, народным депутатом от Союза Кинематографистов.

Виктор Астафьев. Подписал письмо с призывом к массовым расстрелам, подписал “Римское обращение” (обращение в стиле — “давай СССР, давай разваливайся уже скорее!”). При СССР выходило собрание сочинений в 4 и в 6 томах, в первые годы после СССР аж в 15 томах собрание сочинений успели выпустить, лауреат государственных премий СССР, герой Соцтруда (писатель — герой Социалистического труда, как-то странно сейчас такое звучит, да?). Сколько его произведений вышло после 2000 года в переизданиях? Сдается, что примерно нисколько.

Даниил Гранин (как пишут — настоящая фамилия Герман). Собрания сочинений в 5 и более томах со скромными тиражами тысяч эдак в 150 (по тем временам — действительно немного). Герой Социалистического труда и лауреат государственной премии СССР. народный депутат СССР. Первый секретарь ленинградского отделения Союза Писателей. Ну и письмо к Ельцину с призывом к массовым расстрелам. А значительно позже — осуждение присоединения Крыма к РФ (дожил до современности этот писатель и умер не так давно). Так вот — в СССР его собрания выходили, как я упоминал, в 150 тысяч тиражами (и миллионные выпуски Роман-Газеты) — а в свободной России его последние романы 2012 и 2013 года вышли тиражами в 4 тысячи и одну тысячу экземпляров. Как пишут — еще он успел выступить “литературным консультантом” совсем свежего фильма “Коридор бессмертия”. Фильм в 2019 году вышел и провалился. Творчество героя соцтруда оказалось не интересно уже при жизни автора.

Василь Быков. герой соцтруда, лауреат ленинской премии. Депутат Верховного Совета Белорусской СССР. И — один из основателей Белорусского народного фронта. Президент Белорусского ПЕН-центра. Подписал призыв к Ельцину о необходимости массовых расстрелов. Под старость уехал в Хельсинки и там доживал. Из творчества после развала СССР вроде бы пишут о нескольких фильмах по его сценариям — фильмы абсолютно неизвестные.

Анатолий Алексин (Гоберман). Лауреат государственной премии СССР, член-корреспондент Академии педагогических наук, премия ленинского комсомола в активе и орден Ленина. Секретарь союза писателей РСФСР. Собрание сочинений в трех томах. Свыше десятка киносценариев. Он, правда, депутатом не стал и критических высказываний об СССР у него я не нашел — человек просто эмигрировал в 1993 году в Израиль, и позднее перебрался в Люксембург. После распада СССР какие-то книги он вроде бы и писал — но где они выходили и кому они были интересны?

Григорий Бакланов (Фридман). Государственная премия СССР. Главный редактор толстого (и престижного) журнала “Знамя”. Ордена “Знак почета” и “Дружбы народов”. И — подписал все то же письмо к Ельцину. И — как и почти все “толстые” литературные журналы тех лет активно СССР поливал грязью. И — “Римское обращение” подписал. При СССР выходило собрание сочинений в 4-х томах и 100 тысячах экземпляров (и отдельные книги огромными тиражами) — в 2012 году вышло собрание сочинений в 5 томах и тиражом в 5 тысяч экземпляров. Вроде бы еще что-то из его произведений в новейшее время переиздавалось — но весьма скромно и немного.

Петр Проскурин. Герой СоцТруда и лауреат Государственной премии и награжден орденом Ленина. Собрание сочинений в 5 томах при СССР и экранизации. В постсоветской России в период книжного бума хотели в 11 томах издать собрание. Издали первые три тома и бросили. Видимо — в силу отсутствия читательского интереса. Но зато — человек подписал все то же письмо к Ельцину. Как пишет вика — “Роман «Судьба» (1972)... стал одним из заметных произведений 1970-х гг.”. В 2000-ых произведения лауреата и орденоносца не нужны примерно никому.

Борис Васильев. Госпремия СССР. Орден Дружбы Народов — дважды. Премия Ленинского комсомола. И — подписание письма “42-х”. Тут нельзя сказать, что человек оказался совсем уж невостребован в новейшее время. Востребован — благодаря практически одной работе — “А зори здесь тихие”. У работы была удачная экранизация в советское время — и во время постсоветское была экранизация, а также сериал в Китае. Все остальное — вышло собрание сочинений в постсоветское время. Тираж — 5 тысяч экземпляров. Читая википедию узнал, что человек выпустил 7 исторических романов с 1996 по 2010 год. Кто вообще слышал о них? В советское время — только экранизаций свыше 2 десятков. Тем не менее — первый из нашего списка, кто хоть как-то оказался востребован.

Анатолий Ананьев. Герой СоцТруда, орден Ленина, госпремия РСФСР, руководитель журнала “Октябрь”, собрание сочинений в 4-х томах, — и письмо “42-х”. И активная деятельность его журнала по развалу дышащего на ладан СССР. Кто сейчас читает труды этого “писателя”?

Виталий Коротич. Секретарь правления Союза Писателей СССР. Орден октябрьской революции. Руководитель журнала Огонек. “Прораб перестройки”. Затем — профессор Бостонского университета.

Чингиз Айтматов. Наверное, самый раскрученный в этом списке человек. Лауреат всех возможных госпремий и орденов. Главный редактор журнала “Иностранная литература”. Не нашел упоминаний о тиражах его книг — но тиражи были очень большие, и печатали его очень много. С 1990 года — посол в Люксембуре от СССР, с 1994 года — посол в странах Бенилюкса от Киргизии. Как там говорится — “Берегите и любите Родину — отдыхайте за границей”. Римское обращение человек тоже подписывал. Насколько понимаю — в развале СССР человек в стране не участвовал особо — просто потому, что уехал в Люксембург и находился там. Если учесть, что Люксембург это крупнейший офшор и в 90-е выводились средства из страны стремительным домкратом — можете себе представить роль посла в этой стране. Но это — догадки. Сейчас время прошло и можно спокойно о творчестве лауреата всех орденов говорить. Творчество не востребовано, мягко говоря. Вроде б какие-то экранизации были и спектакли ставили — но где и для кого?

Ну и чтоб размочить печальный список — были и люди среди писательской братии, которые условно-государственническую позицию заняли. Например, Юрий Бондарев, Валентин Распутин и известный и сейчас Проханов. Творчество первых двух при всей расхваленности во времена оны — сейчас не востребовано. Проханов же известен — но не творчеством, а больше хайпом, ядовитыми статьями и своей газетой. Хотя романы его выходят по сей день и кто-то читает.

Ну и резюмируя, возвращаясь к теме. Были работники пера и идеологического фронта. Не просто писатели — признанные лучшими из лучших, отмеченные наградами и чинами, расхваленные и заласканные до дыр. Эти люди страну, которой они вроде бы служили — искренне ненавидели, и сделали для ее развала много больше, чем знаменитый шпион Аллен Даллес. Но вопрос-то не к ним. Вопрос больше к самому СССР. Отчего раскручивали писателей, чей талант сомнителен? Почему на руководящие чины ставили людей, которые стране желали развала? Ведь берешь список, ну один человек, ну два — да нет, не один и не два. Все, кроме одного-двух человек стране желали развала и когда повод подвернулся — кинулись разрушать. Из всей когорты хорошо если один востребован одним произведением — остальные “герои соцтруда” пошли на макулатуру.

Мог ли СССР при таком подходе к культуре, к литературе не развалиться? Нет, не мог не развалиться. Потому как вряд ли на других участках было как-то по другому. Когда целенаправленно продвигают на руководящие посты и славят людей сомнительных способностей и очень сомнительной морали — результат предсказуем.

P. S. — и да, очень многие из нашего списка — вроде бы фронтовики, вроде бы они писали “честные и пронзительные” книжки о войне. Ну или это они сами друг о друге писали, что книжки у них честные и пронзительные? А по поводу их фронтовых биографий... не знаю, что сказать. Но в их случае это все же не индульгенция и не право на предательство, нет. Были люди в стране моральными авторитетами — да сломали они сами эту страну. Вот действительно — даже крайне неоднозначные сегодняшние персонажи типа Ксении Собчак или Дмитрия Быкова на их фоне выглядят честнее и как-то менее двуличными, что-ли. У Быкова хоть стихи довольно неплохие. А эти — писал статью и физически неприятно было.

Для всех приходят в свой черед
Дни отреченья, дни томленья.
Одна судьба нас всех ведет,
И в жизни каждой — те же звенья!

Мы все, мы все переживем,
Что было близко лучшим душам,
И будем плакать о былом,
И клятвы давние нарушим! (с)

Alexander Chernykh

* * *