Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
27 Sep 2011, 16:31Экономика

Еврозона - филиал глобального тупика

Говоря об экономической составляющей кризиса в Европе, нельзя отбрасывать его социально-политический аспект, который
представляется даже более важным. По сути, европейский кризис является
вариантом экзистенциального, мировоззренческого кризиса в масштабах всей
цивилизации. В Европе это принимает вид кризиса евроидентичности как
некоего специфического европейского феномена, о котором написано много
выспренных текстов, но до сих пор никто не может толком пояснить, что
это такое. Ведь сколько разговоров было о неких единых "европейских
ценностях", но, как только грянул кризис в экономике, выяснилось, что
единства-то нет, зато есть национальные интересы.

СЫТАЯ ЖИЗНЬ… В КРЕДИТ
Кстати, нечто подобное в своей хрестоматийной книжке "Истоки и смысл
русского коммунизма" высказывал в далеких 1930-х годах русский философ
"киевского разлива" Николай Александрович Бердяев: когда иссякает
энтузиазм, наступает шкурничество. Правда, имел он в виду несколько иной
энтузиазм революционного большевизма, но массово-психологические
механизмы здесь сходны.

Все официальные европейские политики как черт ладана боятся даже
разговоров на тему выхода стран из ЕС и, как мантру, повторяют: никто не
должен выходить из зоны евро, чего бы это ни стоило. Объяснить это с
логических позиций невозможно, ибо здесь присутствует огромная доля
иррациональных намерений. Хотя, казалось бы, все проще пареной репы:
ежели страна имярек или группа таковых не выполняют правила
еврообщежития и тем самым тянут весь ЕС и еврозону на дно - то выгнать
их оттуда, и всех делов! Как раньше выгоняли из комсомола или из партии
за аморалку или "низкопоклонство перед глубоко чуждыми нам буржуазными
идеологиями". Но это равносильно краху "большой помпы", которая
сопровождала создание и расширение Евросоюза. Это развенчание
мифологической демагогии о "единых европейских ценностях". Это переход
от сытого хорового пения оды "К радости" к голодно-завистливым надрывным
националистическим завываниям в каждой национально-государственной
квартире, исполняемым нагло, громко, назло соседям.

Объединенная Европа создавалась как антитеза Советскому Союзу, чтобы
"показать преимущество одного социального строя перед другим". СССР
давно развалился, но Европа продолжала расширяться, прежде всего за счет
бывших соцстран, которые так стремились к независимости от одной
империи, что тут же побежали вливаться в другую, правда, более красивую и
сытую - в соответствии с общей тенденцией к глобализации, которая,
однако, привела к пагубным последствиям в виде кризиса. Сытая и красивая
жизнь в кредит, часто за чужой счет, окончилась, и вдруг выясняется,
что никаких "европейских ценностей" нет и не было, а была всего лишь
вполне объяснимая тяга к сытому комфорту и красивой жизни. А еще
галопирующая алчность. Вспоминается язвительный вопрос из репертуара
русского либерального барства ХІХ века: вам, сударь, чего, собственно,
надобно - революции или севрюжины с хреном?

А еще высокопарные лозунги о "благородстве европейских ценностей" на
фоне нынешних меркантильных разборок в "еврокоммуналке" на тему, кто
кого содержит в разгар кризиса, заставляют припомнить бессмертные
строчки Федора Достоевского из "Великого инквизитора": "Ибо тайна бытия
человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить…
Свобода и хлеб земной вдоволь для всякого вместе немыслимы, ибо никогда,
никогда не сумеют они разделиться между собой! Убедятся тоже, что не
могут быть никогда и свободными, потому что малосильны, порочны,
ничтожны и бунтовщики…".

ДВУЛИЧИЕ ЗАПАДА
Нечто подобное пытается сказать ярый сторонник единой Европы
экс-президент Португалии Марио Соареш, когда говорит, что "Европе
угрожают чудовища". Под "чудовищами" он подразумевает циничное
доминирование экономики и бизнеса над политикой. По мнению Соареша, это
исходит от Америки с ее неолиберализмом и постулатом о том, что всем в
мире правят деньги. Все это разъедает саму идею единой Европы, которой
сейчас не хватает сплоченности, и если так пойдет дальше, то у нее не
будет будущего, и она станет придатком Азии. Европа должна быть другой,
патетически восклицает Марио Соареш, это пространство для диалога,
социального благополучия и взаимного уважения. Интересно, обладает ли
среднестатистический еврообыватель достаточным уровнем интеллекта, чтобы
это понимать?..

Трудно удержаться, чтобы не вспомнить слова еще одного русского
мыслителя Александра Герцена, который как-то высказался в том смысле,
что европейский буржуа, может, и любит поговорить об "идеалах", о
свободе, равенстве, братстве и прочей справедливости, но недолго, ибо
надо бежать в лавку - обмеривать, обвешивать, обманывать,
эксплуатировать. Здесь следует напомнить, что Герцен в России первой
половины ХІХ века представлял крайнюю степень так называемого
западничества, но, будучи вынужденным эмигрировать и прожить на Западе
до конца жизни, он крайне разочаровался в Западе из-за его двуличия и
меркантильности.

В провоцировании развала Европы больше всего упрекают Германию,
которая диктует условия остальным членам Евросоюза и единолично, не
посоветовавшись с коллегами по еврозоне, принимает решения, которые
отражаются на всех. Но что забавно: начинаясь в идейно-морализаторском
ключе, эти обвинения неизменно обретают окраску шкурной обиды на то, что
прижимистые и привыкшие к упорному и рутинному труду немцы, имеющие
емкий и самодостаточный внутренний рынок, сумели довольно безболезненно
пережить кризис и теперь самолично решают, кому из "евронахлебников"
помогать и на какую сумму, и что Меркель включила в свою орбиту Францию с
Саркози. Конечно, Меркель ведет себя несколько упрямо. Но ведь,
действительно, немцы в экономическом смысле тянут на себе Европу и
подстраховывать готовы только Францию, где тоже наметились кризисные
явления, ибо ее обвал неизбежно обвалит и Германию.

Марио Соареш справедливо указывает на опасность массовых восстаний
протестующих европейцев, которые грозят положить конец проекту единой
Европы. Наконец, Соареш, который хорошо помнит фашизоидный режим
Салазара в Португалии, справедливо указывает на еще одну опасность -
очередную волну возрождения национализма в ряде европейских стран, что
может окончательно похоронить идею единой Европы. При этом, говоря о
пробуждении национализма, Соареш и другие комментаторы опять-таки
указывают на Германию и Меркель, обвиняя последнюю в "неонацизме".

Соареш также акцентирует внимание на национал-эгоизме в Финляндии и
называет финнов "закрытыми, реакционными и консервативными", имея в виду
тот факт, что финская оппозиция готова провалить в парламенте
законопроекты, направленные на углубление евроинтеграции, а правящее
большинство не спешит этому препятствовать. Кроме того, национализм
пробуждается среди "новообращенных европрозелитов" - в Словакии, Румынии
и, прежде всего, в Венгрии, то есть у самых границ Украины.

Впрочем, не все так однозначно. Например, несколько лет правления
воинствующих местных "либерал-неоконов" (в современной литературе термин
"неокон" закрепился за приверженцами неоконсерватизма. Неоконсерватизм -
идеология той части консервативных политиков в США, которые выступают
за использование экономической и военной мощи Америки для победы над
враждебными США режимами и установление в этих государствах демократии. -
Ред.) в склонной к резкому евроскептицизму Чехии, народу в которой
очень не нравится, что его нагло лишают социальных гарантий и подвергают
шоковым экспериментам, привели к обратным последствиям: в этой стране
снова бродит "призрак коммунизма". В настоящий момент рейтинг
социал-демократов в Чехии достиг почти 35 проц., а коммунистов (!) - 13
проц., и эти рейтинги продолжают расти.

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ ОТОДВИГАЕТСЯ
Кризис в ЕС является евровариантом кризиса товарно-денежной
цивилизации в целом. Это кризис так называемой рыночной экономики,
основывающейся на постоянном росте потребления и кредитования, на
непрерывном изобретении новых механизмов извлечения денежного дохода из
шулерских схем. Академик НАНУ Валерий Геец справедливо отмечает: это
ведет к катастрофическому разрыву связей между по-настоящему
общественно-полезной деятельностью и уровнем жизни, что развращает не
только отдельных индивидов, но и целые общества, порождая искаженные
потребности и духовное обнищание.

Словом, нужна радикальная смена цивилизационной парадигмы, но никто
не знает, как и на что поменять устоявшуюся модель. Построение "светлого
коммунистического будущего" бездарно и преступно провалено, "светлое
потребительское капиталистическое завтра" - это глупость по определению,
и кризис дал возможность убедиться в этом тем, кто не верил,
разглагольствуя об обществе всеобщего потребления как о реализации
Царства Небесного на земле.

Перспективы земной цивилизации крайне тревожны. Очевидно, что
экзистенциальный тупик человечества и окончательная утрата им смысла
бытия доступны мозгам лишь узкого круга интеллектуалов. Но есть и более
понятные для обывателей и политиков (которые от обывателей недалеко
ушли) вещи - загрязнение среды обитания, сокращение резерва плодородных
почв и питьевой воды, прогрессирующий продовольственный кризис. А ведь
численность населения на планете неуклонно растет! На таком фоне
вышеописанные "еврострадания" скоро покажутся детскими забавами в
песочнице…
Александр Карапец, "CN-Столичные новости"