Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
28 Feb 2018, 18:45Экономика

Деньги на родину. Компании перевели в Россию аномальный объем валюты из-за угрозы санкций

Деньги на родину. Компании перевели в Россию аномальный объем валюты из-за угрозы санкций

Российские компании вслед за частными лицами начали переводить валюту из-за рубежа в Россию в связи с опасениями перед будущими санкциями, отметили аналитики Райффайзенбанка. По их данным, в январе таких поступлений было около $5 млрд.

В январе наблюдался активный приток валюты из-за рубежа на счета и депозиты российских компаний — он составил $11,6 млрд, говорится в отчете Райффайзенбанка Daily Focus от 19 февраля. Такое поступление средств в банковскую систему выглядит нетипично высоким, отмечается в обзоре. Порядка $5 млрд из общего притока могли быть связаны с опасениями рынка в отношении будущих санкций США, считают аналитики.

Обычно корпорации размещают средства вне страны, и такой приток является непомерно большим в сравнении с сальдо счета текущих операций, поясняет аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. По его словам, значительные поступления средств компаний обычно объясняются известными рыночными сделками (приватизация, размещение бондов). В январе подобных операций не наблюдалось, подчеркивает аналитик.

«По нашему мнению, такая ситуация могла быть вызвана опасениями ряда российских предпринимателей, присутствующих в «кремлевском списке», введения против них персональных санкций. В ожидании возможной блокировки средств в иностранной юрисдикции их компании или они сами ввозили средства, а затем или размещали их в российских банках, или конвертировали валюту в рубли», — говорится в обзоре.

Поступившие средства осели на корсчетах иностранных банков. Так произошло потому, что схема возврата капитала компаниями выглядит следующим образом: сначала компания переводит средства на счета в российский банк, а он уже в рамках управления ликвидности может разместить их в иностранных банках, говорит Порывай.

29 января Минфин опубликовал доклад, куда вошли все российские миллиардеры из списка Forbes. При этом слухи о «кремлевском списке» курсировали достаточно давно, поэтому предприниматели могли заранее подготовиться и вывести валюту из иностранных юрисдикций, поясняет Порывай.

Параллельно российские private-банки зафиксировали высокий приток капитала из-за рубежа, писал Forbes. О такой тенденции рассказали в Sberbank Private Banking и в Альфа-Банке. По словам источников Forbes из индустрии управления благосостоянием, речь может идти о сотнях миллионов долларов.

Угроза санкций действительно могла поспособствовать притоку капитала в Россию, в том числе и от корпораций, соглашается главный экономист ING Bank по России и СНГ Дмитрий Полевой. Это могло оказать определенную поддержку курсу рубля, который достаточно хорошо чувствовал себя в январе. Полевой напомнил, что Минфин отмечал высокий интерес со стороны обеспеченных россиян к суверенным еврооблигациям, планируемым к выпуску в 2018 году. В этом свете интерес компаний к переводу части средств в Россию вполне логичен. Тенденция к притоку капитала может продолжиться и в последующие месяцы, считает Полевой.

Аналогичной точки зрения придерживается и генеральный директор УК «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев. Он отмечает, что крупные корпорации предпринимают те же меры, что и состоятельные россияне в ожидании санкции.

Директор группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова также признает, что объем притока выглядит аномальным. Однако она сомневается, что это связано с грядущим расширением санкционного режима. «Санкции действуют уже не один год. И компании, и состоятельные граждане уже давно адаптировались к ним. Новая волна санкций не воспринимается как самый сильный удар со стороны США», — говорит аналитик. По ее мнению, далеко не вся сумма поступлений приходится на компании россиян из «кремлевского списка», решивших вывести свой капитал таким образом. «Это может быть связано с формированием буфера ликвидности для будущих трансграничных сделок корпораций или погашения долга»,— резюмирует Порохова.

* * *