Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
23 Jan 2018, 12:27Культура
В Совете Федерации поддержали идею обязательного лечения алкоголизма в России
Руководствоваться только добровольным принципом лечения алкоголизма крайне сложно — особенно в малых городах и сёлах. Об этом заявил председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.
«Можно долго ждать, когда человек, страдающий алкогольной зависимостью, созреет сам до того, что ему необходимо лечение. В это время разрушаются семьи, гибнут люди. Поэтому, исходя только из добровольного принципа, очень сложно решить проблему», — сказал Валерий Рязанский.
В понедельник заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, автор законопроекта об обязательном лечении алкоголизма Николай Говорин сообщил, что инициатива уже проходит «экспертный аудит» в Госдуме и должна быть внесена весной на рассмотрение в парламент.
По его словам, принудительное лечение смогут назначить людям, которые повторно подвергнуты административной ответственности вследствие злоупотребления алкоголем — будет ли лечение амбулаторным или стационарным, будет решать наркологическая госкомиссия.
Срок лечения — от трёх месяцев до года. Также предлагается установить ответственность за уклонение от обязательного лечения: от штрафа до одного года тюрьмы.
Инициативу уже поддержал ряд экспертов, которые направили свои предложения в адрес разработчиков нового законопроекта. Глава межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости, старший научный сотрудник Научного центра психического здоровья, протоиерей Алексий Бабурин считает, что думская инициатива нужна, но реабилитация алкозависимых должна обязательно дополняться последующей социализацией.
«Это необходимое условие: для того чтобы человек вернулся к нормальной жизни — изменение образа жизни, смена круга общения и прочее. Желательно, чтобы это было прописано в законе. Иначе риски того, что государство потратит деньги, а человек снова сорвётся в пьянство, будут очень велики, а эффективность реабилитации — низкая», — считает Бабурин.
Лидер движения «Трезвая Россия» Султан Хамзаев заявил, что он поддерживает обязательное лечение от алкоголизма, и заметил, что нужна «перезагрузка» отношения чиновников из Минздрава, ответственных за наркологию, к реализации программ по развитию государственных наркоцентров.
Как собираются принудительно лечить алкоголизм
Алкоголиков-правонарушителей будут направлять на принудительное лечение от алкоголизма, а «пьяные» автомобилисты не смогут снова сеть за руль, пока не пройдут курс реабилитации. Соответствующий законопроект (есть в распоряжении «Парламентской газеты») готовит к внесению в Госдуму депутат от фракции «Единая Россия» Николай Говорин.
Принудительное лечение от алкоголизма или профилактические меры суд будет назначать тем, кто злоупотребляет алкоголем и уже не в первый раз совершил административное правонарушение. В определённый судом срок нарушитель должен будет обратиться в медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации. А если будет игнорировать посещение мероприятий или самовольно уйдёт из больницы, ему назначат дополнительное наказание — штраф в размере от четырех до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток.
Эта мера обусловлена тем, что у 80 процентов нарушителей-рецидивистов есть проблемы с алкоголем. Большинство из них никогда не обращались за наркологической помощью. Таким образом, единственный способ помочь им — вынудить пройти необходимый курс, считает депутат.
«Уговорить алкоголика лечиться мы не сможем, потому что чаще всего алкоголизм сопровождается фактом непризнания болезни. Такой человек утверждает: «Хочу пью. Хочу не пью». Но он обманывает себя и других», — пояснил зампредседателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин.
Чтобы сократить сверхсмертность населения (в основном, от злоупотребления алкоголем умирают мужчины, подчеркнул он), нужен комплекс мер — и борьба с некачественным алкоголем, и повышение ответственности людей за своё здоровье. Но самое главное — это снижение спроса на алкоголь, в том числе, с помощью принудительного лечения, считает депутат.
Людей, которые употребляют наркотики с вредными последствиями, подвергают обязательному лечению или комплексу профилактических мер. Но нужно лечить и от алкоголизма, чтобы заниматься профилактикой преступности.
Парламентарий подчеркнул, что на это не потребуется выделение дополнительных средств из бюджета. Предлагаемые меры будут реализовываться в рамках уже существующей системы наркологической помощи и социальной реабилитации.
«Никаких отдельных учреждений с колючей проволокой, этаких лечебно-трудовых профилакториев, как в Советском Союзе, мы делать не намерены. На сегодняшний день всё необходимое есть. Когда после поручений президента модернизировали наркологическую службу России, были созданы реабилитационные центры, и эту материальную можно эффективно использовать», — рассказал депутат.
По словам Николая Говорина, в первую очередь, нововведения коснутся семейных скандалистов и автомобилистов. Сегодня 57 процентов случаев бытового насилия и 54 процента случаев насилия над детьми совершаются людьми в состоянии алкогольного опьянения. В 2015 году в авариях, произошедших из-за пьяных водителей, погибло 3956 и пострадало 26445 человек, говорится в пояснительной записке.
Механизм принудительного лечения будет работать следующим образом. Судья, рассматривая дело о повторном правонарушении гражданина и имея сведения о том, что он злоупотребляет алкоголем, должен будет помимо наказания назначить медицинское освидетельствование. Если правонарушителя признают лицом, страдающим алкогольной зависимостью, его подвергнут обязательному лечению в наркологическом учреждении — стационарно или амбулаторно.
Если обнаружится, что у нарушителя ещё нет алкоголизма, но он уже находится в состоянии так называемого «предалкоголизма», когда заболевание ещё не сформировано, но гражданин злоупотребляет спиртным с тяжёлыми последствиями, его обяжут проходить специальный курс профилактических мер. С ним будут работать психотерапевты и наркологи.
Депутат подчеркивает, что помощь, оказанная на этапе совершения правонарушений, может помочь сохранить человеку жизнь и позволит предотвратить более тяжкие преступления.
Алкоголизм — это психическое заболевание, которое характеризуется не только выраженным влечением к алкоголю, но и изменениями в головном мозге, деградацией, утратой моральных ценностей, что приводит к страшным преступлениям — убийствам из-за бутылки водки или насилию по отношению к собственным детям. И с этими асоциальными проявлениями алкоголизма надо бороться, пока не поздно, считает он.
Сейчас в законодательстве уже есть мера обязательного лечения от алкоголизма людей, отбывающих наказание в тюрьме или получивших за уголовное преступление условный срок. По мнению Николая Говорина, этот закон тоже нужно будет дополнять, чтобы он действительно заработал. При этом сегодня хорошо налажена система принудительного лечения наркоманов, опасных для общества.
«Людей, которые употребляют наркотики с вредными последствиями, подвергают обязательному лечению или комплексу профилактических мер. Но нужно лечить и от алкоголизма, чтобы заниматься профилактикой преступности и сохранять людской ресурс, ведь те, кого мы сегодня видим опустившимися бомжами на улицах, могли бы работать, если бы мы им вовремя помогли», — заключил автор инициативы.
Сейчас законопроект проходит экспертизу в Государственной думе, после чего Николай Говорин планирует внести его на рассмотрение депутататов. В Комитете по охране здоровья также работают над другой инициативой — принудительном лечении родителей-алкоголиков, чтобы помочь им сохранить право на воспитание детей, и сократить социальное сиротство в России.