Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
23 Apr 2018, 19:27Культура
Владимир Скачко. «Грося» и госдолг как стартплощадка
Конец прошлой недели, как, впрочем, и вся неделя, в Украине прошел под знаком премьер-министра Владимира Гройсмана. Он не только сам счастливо пережил собственный испуг (18 апреля его запросто могли отправить в отставку, чтобы не подсиживал президента), но напугал всю нацию, напророчив ей, что она может остаться без денег. Совсем. Потому что своих денег нет, а чужие в долг уже не дают, но требуют вернуть ранее одолженное. А он, экс-директор винницкого рынка, на собственной шкуре с малолетство познал, как важно отдавать долги, чтобы не «включили счетчик».
Нередко ведь этот счетчик работает, как метроном, четко и ритмично отбивающий в воспаленной голове временные промежутки последнего движения на кладбище. И это еще хорошо, коли на кладбище. Но точно так же этот метроном отсчитывает и варварский вывоз тела безнадежного должника в лесополосу, где и будет произведено последнее закапывание...
Короче, Гройсман так и сказал: в марте по внешним долгам Украина заплатила 1,4 млрд. долл. Но это лишь малая толика из того, что предстоит выплатить. Ибо, по словам премьера, госдолг страны с 2007 года по 2014 год сформировался на уровне 60 млрд. «зелени», а за 7 лет одолжили 46 млрд., что само по себе страшно. Гройсман, как все постмайданные правители, конечно же, утверждает, что виновата «кровавая панда» — типа она брала в долг. Но проблему это не решает, потому что, сказал глава кабинета, порядок такой: «Не мы с вами их брали, но мы с вами должны их обслуживать, и мы должны их возвращать».
И во всем этом деле есть, конечно, некоторые моменты, нуждающиеся в корректировке. Во-первых, Гройсман, известный еще и под нежной кликухой «Грося», откровенно передергивает факты и жонглирует цифрами. Да, Украина сегодня в долгах, как жучка в блохах. Это метко подметил еще «лучший банкир всех времен и народов» Виктор Ющенко, который пережрал диоксина и всем на беду стал президентом. Именно со второй половины его президентства в 2007 году все и началось — Украина полетела в долговую пропасть.
Но справедливости ради следует все же констатировать: даже глава Государственной казначейской службы Татьяна Слюз признала как-то, что по состоянию на 31 декабря 2013 года государственный и гарантированный государством долг Украины составлял всего 584,1 млрд. гривен. А за последующие четыре года вырос до 2,1 триллиона гривен. То есть за четыре года вырос в четыре раза. И «кровавая панда» как бы и виновата, но, как говорится, есть вопросы, если присмотреться и все подчситать. Нехорошая какая-то картина хозяйствования после «революции достоинства» вырисовывается. А виноват и Гройсман, что и делает его существование крайне неуютным...
Во-вторых, внешние кредиторы уже, напоминаю, откровенно говорят, что пора отдавать старые долги. А это, скажу вам, безрадостная картина. Равно как и сама процедура расставания с деньгами напрягает. Особенно если денег нет. Короче, в ближайшие 28 лет (2018-2045) Украина должна будет выплатить по внешним госдолгам 3,045 триллиона гривен. Но Гросю беспокоит ближайшее время, которое тоже не радует: по данным Минфина, в период с 2018 по 2022 год включительно Украине предстоит оплатить в счет погашения и обслуживания государственного и гарантированного государством долга 1,303 триллиона. И только в этом, 2018-м, где-то надо будет найти более 300 млрд. грн.
И внешние кредиторы в один голос заныли: надо возвращать, если нечем, то берите новые кредиты. Простенько и со вкусом: влазьте в новые долги, чтобы погасить старые. Об этом украинским властям уже сказал вице-президент Всемирного банка Сирил Муллер: «... Украине важно сохранить доступ к финансированию не только Всемирного банка и МВФ, но и на внешних рынках заимствований. А привлекать средства, чтобы финансировать текущие долги, придется.... Не нужно накапливать долги, потому что в будущем часть доходов государства уйдет на их выплаты, поэтому занимать надо, осознавая, что рост государственного долга — это не меньший риск, чем отказ от обслуживания долгов». А руководитель программ этого банка в Беларуси, Молдове и Украине Фарук Кхан вообще уточнил: «Потребности в финансировании дефицита бюджета и погашении долга (в том числе внутреннего) в перерасчете на доллары оцениваются в 18 миллиардов в 2018 и 2019 годах (7,3% ВВП в год), из которых около 8 млрд. долл. могут быть профинансированы из внешних источников, а остальные — на внутреннем рынке».
А в качестве источника заимствований эти господа назвали свой банк и, конечно же, МВФ, который первый готов дать, но поставил условие — полное подчинение страны кредиторам. «Уже есть план финансирования, который поможет вам это сделать. Вы не останетесь один на один с долговой проблемой.... Для того чтобы была возможность получить новые кредиты, международные источники финансирования должны быть уверены в том, что украинская экономика будет развиваться.... Долги нужно отдавать. Это хороший сигнал для кредиторов и возможность получить новое финансирование. Но, привлекая новые кредиты, надо быть очень осторожными. И, конечно, необходимо взвешенно подходить к суммам заимствований», — намекнул пан Кхан. Премьер Гройсман с иностранными господами согласен. Он тоже за новые заимствования на условиях кредиторов. А они известны — продолжение реформ, выливающееся в повышение всего в Украине до так называемых «мировых цен», и борьба с коррупцией. До полного искоренения. И коррупции, и самих коррупционеров.
Но вот тут-то и важен третий момент: Гройсман сознательно или несознательно не просто вступил на скользкую тропу, а вторгся на территорию, которую контролирует гарант нации. Кроме внешней политики (безвиз, ассоциация с ЕС, НАТО), которую он считает своим коньком, деньги и «144 успешные реформы» — это то, на чем гарант нации собирается идти на второй срок. А все остальные, и в первую очередь премьер, которого гарант типа «вынул из грязи», должны быть его помощниками. А Грося давно был замечен в неких самостоятельных телодвижениях, которые вполне могут сойти за «создание собственного политического имиджа». А это — смертельный приговор любому премьеру, в котором президенты не хотят видеть конкурента. Ведь оно как в Украине: из пяти ее президентов трое (Леонид Кучма, Виктор Ющенко и Виктор Янукович) добились высшего поста после премьерства. А зачем действующему гаранту и главковерху этот персональный геморрой в лице пухлолицего, по-детски щекастенького и якобы очень скромного Гройсмана? Правильно, незачем.
Но Гройсман сначала начал заигрывать с той частью «Народного фронта» Арсения Яценюка, чей представитель — глава МВД Арсен Аваков — публично заявил, что не видит действующего гаранта среди тех, кого он поддержит в следующем году на президентских выборах «как единого демократа-кандидата». Благодаря этому он избежал отставки 18 апреля — смертельный для него отчет о работе перенесен на два месяца. А потом вообще начал делать то, чего не надо делать с точки зрения Администрации президента. Он, будучи сам во власти и в немалой, начал критиковать работу этой самой власти. И перекладывать вину за все провалы с себя на... гаранта нации, который-де и долги нарастил, и новые кредиты не может обеспечить, и по долгам не умеет расплачиваться. А именно так действовали все премьеры, которые потом стали президентами: они создавали себе политимидж критикой власти, сваливали вину на глав государств, а потом занимали их место.
Когда Гросю потянули на отчет правительства, он понял, что заигрался и стартовал рановато. Поэтому он сделал несколько телодвижений, солому подстилающих на месте возможного падения. Но зря — все уже очевидно. Он:
— заявил, что не имеет президентских амбиций, но они уже прописаны у него на толстом лбу;
— согласился на требования МВФ о повышении тарифов (в частности, на газ) и на создание антикоррупционного суда, не против чего тоже вроде бы гарант, но реально побаивается (да и вообще об этом в Украине гарант должен говорить, а не премьер);
— косвенно поддержал перераспределение властных полномочий в треугольнике Рада — Кабмин — президент в пользу правительства, когда сказал, что ему не хватает полномочий. А превращение Украины из президентско-парламентской в парламентско-президентскую, а то и вообще в парламентскую республику — это давно забытое «новое старое» веяние, о котором опять заговорили. Причем в «НФ», который якобы является одной из опор нынешней власти;
— пообещал принять участие в будущих парламентских выборах самостоятельно;
— хотя уже сказал, что не примкнет ни к одной из существующих политпартий, но пойдет в кампанию во главе своей команды из «проверенных людей». То есть фактически выставил себя на торги перед всеми потенциальными «проверенными людьми», кому нужен «перспективный кандидат».
Это серьезные «косяки». К тому же и «свои» партии у Гроси тоже имеются. От партии «Совесть Украины» он баллотировался в мэры Винницы и победил в 2010 году, чтобы стартануть оттуда в самые верхи. Вторая — «Винницкая европейская стратегия» («ВЕС») — на местных выборах в 2015 году получила контроль над Винницким горсоветом. «ВЕС» получила 20 мандатов, «БПП» — всего 10, вместе они создали правящую коалицию, но можно утверждать, что номинально Грося отобрал у главы государства его политическую «вотчину». Нехорошо как-то получилось, не по-фашистски. И когда все было спокойно, с этим типа мирились, но когда поползло, то ситуация выглядит несколько зловещей. Особенно на фоне того, что в марте текущего год Киевский международный институт социологии (КМИС) едва ли не впервые замерил президентский рейтинг Гройсмана, и оказалось что он у него 4,2%, что, в принципе, недалеко от президентского показателя после того же опроса — 9,8%...
А сейчас вот Гройсман начал педалировать зачем-то проблему неподъемного госдолга. Создавать из разговоров о нем некую стартовую площадку для будущей критической раскрутки себя как очередного «спасителя нации». И как бы намекая на того, кто завел страну в такую ситуацию. Это может ему дорого обойтись уже 20 июня сего года. В этот день он может-таки нарваться на отставку. И если это случится, то и стартплощадка, так заботливо уже окученная, Гросе понадобится...
Владимир Скачко
* * *