Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
15 Aug 2018, 19:50Культура
Константин Семин. Письмо из прошлого
Не могу молчать. Фильм «Последний звонок» порекомендовал посмотреть мне сын. Во время просмотра во многих местах я выходила из комнаты и не могла сдержать слез.
Немного о себе. Меня зовут Ирина, живу в Москве, мне 54 года. Я родилась в СССР. Да-да, в том самом ненавистном нынешнему строю, нынешней системе, пытающейся всячески оклеветать, растоптать и закрасить черной краской этот период в истории. У меня двое взрослых детей, родились они в перестроечное время. Мне жаль, что мои дети недополучили того, что с лихвой получила я. Я горжусь, что жила в том историческом периоде времени. У меня было по истине золотое детство, люблю повторять эти слова моим детям.
Хочу предложить вашему вниманию небольшую зарисовку из того периода. Загляните и вы в мое детство. Оно прошло в небольшом поселке городского типа Владимирской области. Начиная с яслей, и в детском саду меня окружали заботливые и любящие детей воспитатели, неоднократно бравшие меня в свой дом в гости и оставляя меня переночевать у них. Для детей в то время все двери в каждый дом были открыты. Затем школьный период. «Октябрята, дружные ребята»... Каждый день, приходя в школу, прежде чем войти в класс, дежурные проверяли у нас внешний вид: чтобы ручки были чистые, ноготки подстрижены, ушки помыты, головки причесаны, воротнички и манжеты белоснежными. Если у кого что-то было не в порядке, предлагали выйти и привести себя в порядок. Сначала писали карандашами, а у кого почерк исправлялся, разрешали писать перьевыми ручками, затем шариковыми. Очень любили читать. В библиотеке было много книг с красивыми картинками, и многие из класса брали их и помногу. И чтобы не получалось так, только посмотреть картинки, библиотекарь предупреждала нас, что будет спрашивать пересказ каждой книги, иначе в другой раз выдавать не будет. И мы читали, стараясь запомнить содержание, а затем пересказывали.
Затем пионерская организация. Наш класс принимали в пионеры на Красной площади. Так получилось, что в тот день я не смогла поехать вместе со всеми, так как заболела. Очень переживала по этому поводу. Когда я выздоровела и пришла в школу, весь класс уже ходил с галстуками. Я так обрадовалась, когда узнала, что всех, кто не смог по каким-то причинам поехать вместе со всеми, будут принимать в пионеры в поселке. Запечатлелось в памяти, как я стою перед всей школой и жителями поселка у бюста В.И. Ленина с микрофоном в дрожащей руке и читаю клятву: «Я,.. Ирина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь...». И это были не пустые слова, мы так жили и так поступали. Когда мне повязали галстук, я была счастлива, было ощущение, что тебя приняли в единую большую семью, где мне рады. «Берегите галстук... он ведь с нашим знаменем цвета одного».
Наш класс был очень дружным. С каждым отстающим по учебе отличник и учитель дополнительно занимались после основных уроков, задерживаясь в школе. Наша учительница по математике приглашала тех, кто не усваивал материал к себе домой помимо школы, и занималась с нами бесплатно, и в школе ей за это тоже не доплачивали. Многие из руководства школы даже не догадывались о таких занятиях. Учительница по литературе и русскому языку приезжала к нам преподавать из г. Орехово-Зуево. Она преподавала так, что весь класс загорался желанием писать стихи, басни, рассказы, зачитывая затем перед классом свои сочинения. Много устраивалось концертов своими силами, показывали свои способности. Учитель по физкультуре. Мы его очень уважали. Если это было зимнее время года и занятия должны были проходить с лыжами на улице, он с утра прокладывал для нас в лесу лыжню, и если кто-то по каким-то причинам не мог заниматься на лыжах, оставался с ними в зале и занимался там, а основной части класса доверял самостоятельно осилить дистанцию. Мы, конечно, могли бы где-нибудь отсидеться, за нами ведь никто не смотрел, но у нас даже в мыслях не было сделать этого, ведь нам доверяют. Учитель ботаники. Мы знали каждую травинку, ведь на летних каникулах, помимо школьной литературы, которую нам надо было прочитать, мы собирали гербарий и описывали его.
Всех, кого не удавалось подтянуть за учебный год по школьным дисциплинам, оставляли на осень, подготовиться за летние каникулы. А уж если и осенью не сдавал экзамена, тогда на второй год, но это была большая редкость по всей школе. Мы всеми силами старались помогать отстающим. Нам было интересно учиться в школе, она притягивала нас. Сбегав после уроков домой пообедать, мы снова мчались в школу, несмотря на то, что она находилась за 2,5 км от дома. А сбор металлолома... А сбор макулатуры... А сбор лекарственных трав... Рядом с основной школой у нас был пришкольный огород, где мы выращивали овощи и фрукты, которые потом поступали в школьную столовую для всех учащихся бесплатно. А игры «Лапта». Играли классами, во дворах, играли с детьми и взрослые. А «казаки-разбойники», принимали участие все классы школы. А «классики». А «вышибала»... А «прыгалки» и «резиночки». Каждую перемену мы неслись на улицу и прыгали через резиночку, и мальчишки тоже. И замечу, ножки-то у нас были сильными и крепкими не от занятий на тренажерах в спортзале. А футбол... А баскетбол... А теннис...
Можно долго и взахлеб рассказывать о школьной жизни. Параллельно с общеобразовательной школой училась в музыкальной. Платили 3 рубля в месяц, при зарплате 80 рублей. С благодарностью вспоминаю мою учительницу. Все, что было возможным, она вложила в меня. Иногда доверяла мне проводить вместо себя занятия с учениками и даже ставить оценки в журнал и дневник. Тогда я чувствовала себя учительницей. Была строга, но справедлива. Когда наступали летние каникулы, я с нетерпением ждала 1 сентября, ждала встречи со своими друзьями, учителями, со своей школой. Все это я вспоминаю с теплотой и нежностью. Низкий поклон вам, дорогие мои учителя. Светлая память о вас останется со мной навсегда. Помните песню: «Широка страна моя родная, много в ней полей, лесов и рек, я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Мы были единым организмом, оставаясь при этом свободными, жизнерадостными, живущими полной жизнью, любопытными, нам до всего было дело, чувствовавшими поддержку своих друзей и плечо государства. Мы были единым оркестром, где каждый играл свою партию на своем инструменте общего произведения.
В возрасте 12-ти лет нам пришлось переехать в Москву. Но это уже другая история. Долгое время после переезда переписывалась с моим классом и моей учительницей по музыкальной школе. Им были небезразличны мои успехи или неудачи. Часто приезжала в поселок. Хочу только отметить, что мое поселковое образование ничем не уступало столичному, по моему мнению даже превосходило его. После развала СССР, видя, как все рушится на глазах, стала передавать свои знания и опыт своим детям. Долгое время не работала, как и многие другие. Нынешняя система не сломала меня, да и не может сломать, ведь закалку я получила в СССР. У нашего поколения была своя история, были герои, были достижения. А какую историю оставит ваше поколение после себя? А будет ли у вас что рассказать, чем поделиться? А чем гордитесь вы, идущие за нами? А вы гордитесь своим знаменем? А какими достижениями в искусстве, литературе, науке, медицине, образовании, спорте и других сферах гордитесь вы? А что вам дала нынешняя система, нынешний строй для общего процветания всей страны? А было ли у вас «золотое детство»?
Помните детский рассказ, когда мальчик, долго ждавший свою маму с работы, обменял свою машинку, подаренную ему на день рождения, на светлячка в коробочке. Когда мама спросила его зачем он обменял дорогой подарок на червячка, он ответил: «потому что он живой и светится». А вы смогли бы обменять дорогую машинку на живого светлячка? Не все продается, не все покупается. Вы променяли бриллианты на стеклышки, блестящие на солнце. Может, пора остановиться, сорвать шоры с глаз, задуматься и хотя бы попытаться понять, что такое хорошо и что такое плохо? Помните фильм «Золушка»? А то как бы не наступило то время, когда вам тихим голосом за кадром скажут: «Ваше время истекло». Конечно же хотелось бы, чтобы после стольких провальных попыток, проводимых «реформаторами» в образовании и дающих гнилые плоды, вернулась проверенная временем советская система образования.
* * *