Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
31 Aug 2018, 13:05Культура

Ростислав Ищенко. Юридическая ловушка для Порошенко

Ростислав Ищенко. Юридическая ловушка для Порошенко

Пётр Порошенко поручил МИД Украины подготовить документы по денонсации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве с Россией (также имеет неофициальные названия, Большой договор и Базовый договор). Судя по тому, что МИД Украины пообещал решить вопрос до 30 сентября, киевские власти собираются использовать способ выхода из договора путём уведомления о том, что Украина отказывается от его автоматического продления. Такое уведомление необходимо передать Москве до 1 октября (исключительно), иначе договор будет считаться автоматически продлённым на следующее десятилетие.

Отказ Киева от договора имеет свои подводные камни и, безусловно, вызовет ответную реакцию России. При этом у Москвы будут развязаны руки для воздействия на Киев по всему спектру двусторонних отношений, так как договор не случайно неофициально назван Базовым. Он действительно служит базой для договоров и соглашений, регулирующих межгосударственные отношения во всех сферах. Без него эти соглашения оказываются неполноценными.

Не будем гадать какие сюрпризы Киеву может приготовить российская власть. Повторю, что руки у неё оказываются развязанными для любых действий. При этом, руководство России и её дипломатическое ведомство уже доказали свою способность несимметрично, но очень больно, отвечать не только такому откровенно слабому противнику (ребёнку для битья), каковым является Украина, но вполне достойным оппонентам в лице США и ЕС.

Не является тайной за семью печатями и причина, по которой Порошенко именно сейчас решил отказаться от договора, который Украина и так давно не соблюдала (то есть, он ей ничем не мешал). У него на носу выборы. Борьба за власть идёт нешуточная. Уже даже украинские эксперты говорят о том, что на кону не только власть, финансовое благополучие и свобода самого Порошенко, но возможно даже его жизнь и жизни членов его семьи.

Имея данные о горячей «любви» населения Украины к своему президенту, в результате которой он уже сейчас оказывается на четвёртом-пятом месте в рейтинге соискателей президентства, с реальной возможностью опуститься на шестое и даже на седьмое место, Порошенко делает ставку на прямое или опосредованное силовое решение.

В идеальном варианте выборы проходят под контролем и давлением порошенковских тонтон-макутов, которые и обеспечивают «свободное и прозрачное» волеизъявление в пользу Петра Алексеевича. В кризисном варианте либо выборы отменяются, либо оппозиционные политики, имеющие шансы на победу на выборах, нейтрализуются. Вариантов нейтрализации тоже много: недопуск к выборам под благовидным предлогом (например, потому, что имярек «агент кремля»), посадка в тюрьму, вытеснение из страны и даже политическое убийство.

Реализация любого из перечисленных вариантов требует наличия мощного силового ресурса, способного парализовать сопротивление оппозиции. Таким ресурсом могут быть только националистические формирования, от легальных и нелегальных нацистских батальонов, до обычных банд маргиналов, промышляющих вооружённым захватом чужой собственности и прикрывающихся «национальной идеей». Поскольку националисты любят Порошенко не больше, чем коммунисты, либералы, консерваторы и простые граждане, не поддерживающие ни одно из политических течений, президенту необходимо стать для них если не своим, то по крайней мере лучшим из имеющихся в наличии украинских политиков, наиболее соответствующим их взглядам. Порошенко пытается сигнализировать националистам, что оппозиция — общая опасность для него и для них, что она собирается изменить политический курс страны. Для этого ему необходимы конфликтные ситуация, в которых оппозиция, чтобы не потерять своего избирателя, должна будет занимать неприемлемую для националистов позицию. Расторжение Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве является одной из многих таких порошенковских провокаций. Не первой и не последней.

И вот тут, учитывая украинскую политическую практику и правовой нигилизм, как властей, так и оппозиции, мы сталкиваемся с интересным сценарием. Оппозиции, безусловно, абсолютно не интересно тупо протестовать на улице против решения, которое может быть оформлено и реализовано в одном из властных кабинетов. В данном случае, Порошенко совершенно справедливо не боится протестов, потому, что понимает, оппозиция не сможет повести народ на штурм его резиденции по лозунгом спасения Большого договора с Россией. Такой лозунг просто не будет воспринят. Варианты, когда оппозиция промолчит и оппозиция поддержит — его устраивают. Если промолчит — продемонстрирует свою импотентность, если решит поддержать, то Порошенко за полгода до выборов выступит в качестве точки сборки для всех влиятельных украинских политических сил, докажет, что именно он является гарантом сохранения политического единства. В общем, хоть немного, но повысит свою капитализацию и обретёт позитивную динамику.

Но это только в том случае, если оппозиция решит играть по уже написанным Порошенко правилам. Но зачем ей игра в поддавки?

В Большом договоре не прописана национальная процедура его денонсации. В то же время, к исключительным конституционным полномочиям Верховной Рады относится как ратификация международных договоров Украины, так и денонсация ранее Радой ратифицированных. Порошенко, конечно, может считать, что процедура подачи уведомления не требует участия Рады и решение может быть принято им лично, поскольку именно президент определяет внешнюю политику Украины.

Но у оппозиции есть юридическая контригра, поскольку, во-первых, определение президентом внешней политики может осуществляться только в рамках принимаемых Верховной Радой «Основных направлений внешней политики Украины». Во-вторых, как внутренняя практика большинства государств, так и практика международных отношений, предполагают, что отменить решение может только орган, его принявший, либо вышестоящий по отношению к принявшему орган, если он обладает соответствующими полномочиями. То есть, если Большой договор был ратифицирован Верховной Радой, то и для его денонсации президент должен запросить соответствующее решение Рады и только на основе такого решения поручить МИД Украины подготовить соответствующее уведомление.

Не сомневаюсь, что порошенковские юристы не согласятся с такой трактовкой президентских полномочий. Но ведь задача оппозиции заключается не в абсолютной юридической корректности и даже не в сохранении Договора о дружбе..., а в получении парламентской площадки для борьбы с Порошенко в этом вопросе. То есть, оппозиция таким финтом может уйти от вопроса о том, насколько правилен или неправилен с точки зрения государственных интересов Украины сам факт денонсации договора, а начать дискуссию о превышении Порошенко своих полномочий. При этом для разрешения естественных разногласий между парламентом и президентом у оппозиции есть как минимум два чувствительных для Порошенко средства борьбы:

• принятие конституционным большинством Рады закона, запрещающего Прошенко дезавуировать договор, без его официальной денонсации Верховной Радой;

• обращение в Конституционный суд, с просьбой разрешить вопрос о полномочиях парламента и президента в данном вопросе.

Если оппозиция пойдёт по первому пути и сможет собрать против Порошенко конституционное большинство, его единственным возможным ходом также будет обращение в Конституционный суд. Само решение суда (а судьи будут ориентироваться на потенциального победителя в борьбе за власть) оппозицию волновать не должно, она в любом случае продемонстрирует обществу, что боролась до конца, а за время этой борьбы сможет вылить на Порошенко миллионы тонн помоев с трибуны Верховной Рады. Если же Конституционный суд примет решение в пользу оппозиции, то Порошенко можно будет обвинять в попытке узурпации власти, которая нанесла стране непоправимый ущерб и требовать его импичмента.

То есть, в информационном плане, при минимально грамотных действиях оппозиции, Порошенко сокрушительно проигрывает. А, как уже было отмечено, вся затея как раз и носит информационный характер, призванный создать Петру Алексеевичу медиа задел для будущих политических (в том числе возможных силовых) акций. Проигрывая оппозиции медийную кампанию, он (независимо от судьбы договора) оказывается в ситуации, худшей, чем был до этого. То есть, его поддержка в обществе будет продолжать падать, причём с ускорением.

На самом деле все возможности оппозиции проистекают из того, что Порошенко упорно не желает понимать простую вещь. Его предвыборная повестка не воспринимается обществом, причём не воспринимается абсолютно. В этих условиях он будет проигрывать оппозиции любую информационную кампанию, как проигрывал оппозиции любую информационную кампанию Янукович, которого тоже не любили и свои, и чужие, но у которого даже в самые худшие времена его президентства рейтинг всё же не падал ниже 15-17%. О таком результате Порошенко приходится только мечтать.

Если он не начнёт открытую горячую войну за власть, он власть не удержит (ни в каком варианте), если он войну начнёт, то временная стабилизация закончится или позорным бегством, или смертью от рук разъярённой толпы. Причём временная стабилизация будет ещё короче, чем у Павла Петровича Скоропадского, который проработал гетманом Украины с 29 апреля, по 14 декабря 1918 года. И никакие игры в томосы и денонсации ему не помогут.

Ростислав Ищенко

* * *