Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
08 Dec 2009, 17:53Наука

Украинские IT-компании: денег нет

IT-рынок откатился до уровня 2005 года. По мнению участников отрасли, его падение до конца 2009-го может составить от 40 до 50%.

Ничего кроме стартовой репутации наша компания в текущем году не заработала и заработать не могла", — с сожалением говорит генеральный директор De Novo Максим Агеев. Старт деятельности его компании совпал не только с годом, но и с месяцем кризиса. Смелые надежды заявить о себе в начале самой горячей поры, когда IT-компании собирают до 40% годовой выручки, обернулись для De Novo разочарованием. «Мы налетели лицом на заснувший рынок», — так охарактеризовал ситуацию Максим Агеев. Причем до того, как «уснуть», рынок откатился до уровня 2005 года. По мнению участников отрасли, его падение до конца 2009-го может составить от 40 до 50%.
Такое состояние рынка продлится еще как минимум до середины 2010 года, прогнозируют в исследовательской компании IDC: «Всю глубину кризиса мы почувствуем только после президентских выборов, то есть весной 2010 года. А сроки восстановления будут зависеть от экономической программы нового правительства».
Не ждали
Оглядываясь назад и анализируя произошедшее, топ-менеджеры выделяют несколько этапов, которые пришлось пережить их компаниям. Октябрь и ноябрь 2008 года стали шоком, однако все еще были полны оптимизма и не верили в плохое. Тем не менее борьба за сокращение затрат развернулась нешуточная, и IT-бюджеты первыми попали под нож в абсолютном большинстве компаний практически любой отрасли. Проекты закрывались, сокращались или откладывались на неопределенный срок. Спрос сошел на нет уже в декабре-январе. Поставщики оборудования, дистрибьюторы, интеграторы боролись за возврат денег, пытались избавиться от переполненных складов и, к тому же, многие испытывали серьезное давление со стороны вендоров.
В таком состоянии рынок вошел в «межсезонье» — первое полугодие, которое и без того никогда не приносило значительных доходов. Основным драйвером рынка этого времени стали проекты, реализация которых началась в докризисный период и ее невозможно было остановить. Только в апреле ситуация немного прояснилась. Компании, сумевшие удержаться, подводили первые итоги, подсчитывали потери. Летом дело сдвинулось с мертвой точки, поступили первые заказы.
Основной проблемой IT-компаний в кризис стал значительный переизбыток кадров. Некогда ценившиеся на вес золота IT-специалисты в один момент оказались не нужны. Особенно остро проблема встала перед украинскими офисами крупных зарубежных компаний. «По численности персонала многие из них уменьшились вдвое», — рассказал генеральный директор компании «Ситроникс Информационные Технологии» Владимир Ясинский. А ведь львиную долю капитализации IT-предприятия составляют люди.
Вторая очередь
Украина все еще пребывает на низких ступенях развития информационных технологий. К примеру, в Западной Европе доля оборудования в структуре IT-рынка в 2008 году составляла около трети, а потребление IT-сервисов приближалось к 50%. В Украине ситуация совершенно иная: 86,4 и 7,6% соответственно. Однако кризис постепенно выравнивает диспропорции. Уже в 2009 году доля «железа» сократилась на 6,4% — до 80%, в то время как процент IT-услуг вырос в полтора раза и составил 12%.
Впрочем, поводов для веселья у айтишников все равно мало. Предприятия среднего и малого бизнеса все еще даже не компьютеризованы. И ожидать массовых заказов от тех, кто и раньше не был склонен тратиться на внедрение новых технологий, не приходится. «Компании будут и дальше экономить на IT. Бюджеты если и увеличатся, то не намного. Мы прогнозируем качественное изменение IT-бюджетов — ограниченные средства будут тратиться по-другому. Задачи повышения эффективности бизнес-приложений, организация производительной коллективной работы, упорядочение деятельности IT-служб, оптимизация и повышение надежности IT-инфраструктуры будут доминировать», — говорит Максим Агеев. Под эти нужды и адаптируют свои продуктовые портфели IT-компании. Их основная составляющая теперь — продукты для оптимизации бизнеса. Драйвером кризисного рынка выступят именно такие продукты. «По-прежнему на пике актуальности проекты, которые позволяют экономить, более эффективно управлять ресурсами (в первую очередь — обработкой и хранением данных), а также обеспечивать безопасность. Не менее востребованными будут услуги, в том числе IT-аутсорсинг, которые из стадии планирования перейдут в 2010 году в стадию реализации», — поделился Александр Федченко, президент компании «Инком».
Но большинство заказчиков все равно будут подходить к затратам на IT по принципу «латания дыр». Бюджеты на информационные технологии и далее будут выделяться ситуативно, в основном для поддержания работоспособности IT или увеличения эффективности работы IT-служб. Государственные заказы, получить которые всегда считалось большой удачей, сегодня практически отсутствуют, а те, которые стартуют, финансируются за счет грантов.
Денег.net
Очевидно, что следующий год для выдержавших первые кризисные удары станет еще одним годом испытаний. Уже очень скоро и очень остро они почувствуют нехватку именно финансовых средств. Ведь в прошлом году айтишники еще не вполне глубоко ощутили денежную проблему. Они жили на капитал, высвобожденный в результате снижения оборота бизнеса. И когда этот резерв иссякнет, у них появится острая нужда в финансовых средствах. Тем же, кто сумеет получить поддержку инвесторов, можно будет только позавидовать. Но и перед инвесторами стоит нелегкий выбор, какой актив поддерживать, а от какого избавляться. Если продать, то кому? «Стратегические инвесторы утратили интерес к украинскому рынку на два-три года — до наступления роста, — размышляет Кирилл Дмитриев, президент фонда Icon Private Equity, который инвестирует в развитие технологий. — Поэтому хороший шанс предоставлен тем инвесторам, которые помогут сохраниться наиболее конкурентоспособным компаниям и впоследствии получат прибыль при их перепродаже». Во-первых, все компании подешевели. Во-вторых, разрывы ликвидности ставят их на грань выживания и они нуждаются во внешнем финансировании. Поэтому инвесторы заняли выжидательную позицию. Обеспечить приемлемый возврат вложенных средств в нынешних условиях очень непросто.
В то же время громких банкротств и крупных M&A с участием именитых игроков в обозримой перспективе эксперты не предвидят. «В целом позиции лидеров рынка устойчивы. Возможны колебания среди интеграторов — так называемого второго эшелона. Более-менее серьезные ротации в составе игроков можно отметить среди нишевых, узкоспециализированных компаний», — говорит Александр Федченко. Сложное первое полугодие 2010 года вынудит многие компании пересмотреть свою политику из-за нехватки наличности. Кроме того, появились и будут появляться новые игроки, задача которых в агрессивной форме отвоевывать доли рынка у обессилевших «стариков».
Главные тренды 2009 года, по версии экспертов компании IDC, это изменение структуры рынка, кардинальный передел IT-рынка во всех сегментах (дистрибуция, системная интеграция, ритейл и пр.), перемены в составе лидеров, избавление компаний от малоприбыльных/лишних активов/направлений, появление и быстрое становление новых бизнесов/компаний.
Надежда умирает последней
В настоящее время компании заняты планированием своей деятельности на следующий год. Но эта задача в нынешней ситуации крайне сложная. «Сегодня доступный горизонт планирования — месяца три-четыре, не больше. Остальное — фикция. Рисовать можно любые цифры, но никто не знает, как будет развиваться ситуация в период и после президентских выборов. Поведение рынка, курса гривни предсказать не может никто», — говорит Максим Агеев. Согласно опросу «Инвестгазеты», IT-компании закладывают самый высокий курс гривни к доллару в бюджетное планирование своей компании — до 10 грн. за доллар, в то время как некоторые крупные отечественные банки ставят в бюджетный план курс 7,5 грн./$.
«Несмотря на снижение объемов, кризис будет способствовать оздоровлению украинского IT-рынка. Сокращаются объемы бездумных закупок оборудования, и компании начинают задумываться о том, как заставить эти вычислительные мощности работать эффективнее», — считает Кирилл Дмитриев. Но есть ряд отраслей, например, оффшорное программирование, для которых кризис обернулся снижением уровня качества. Многие компании, которые до кризиса уже разрабатывали продукты под ключ, сейчас вновь вынуждены практиковать аутстаффинг (привлечение внешнего специалиста), заключает эксперт.
Украинским IT-компаниям придется запастись терпением. Ведь на прежние показатели рынка они выйдут не раньше чем через два-три года. Но уже летом, возможно, они увидят обещанный оптимистами свет в конце тоннеля. А пока им ничего не остается, как зарабатывать себе лишь репутацию, которая в перспективе очень пригодится тем, кому удастся выстоять.