Архивы публикаций
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
16 Jun 2012, 23:37Наука

На дальнюю перспективу

Россия все-таки приступает к реализации еще одного амбициозного проекта в военной авиации: созданию нового дальнего бомбардировщика. Тем самым поставлена точка в споре начальника Генштаба Николая Макарова, сторонника создания самолета, и вице-премьера Дмитрия Рогозина, сомневавшегося в необходимости его создания.



В России необходимо разработать программу создания беспилотных летательных аппаратов. На создание последних до 2020 года планируется потратить не менее 400 млрд рублей, заявил в четверг президент Владимир Путин в ходе посещения авиабазы «Кореновск» в Краснодарском крае.
«Мы бы хотели этот самолет видеть с совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи, разведки, радиоэлектронной борьбы»
Однако особое внимание привлекли другие слова президента: он объявил о решении начать разработку перспективного бомбардировщика нового поколения для дальней авиации. Этими словами глава государства фактически определил вектор развития отечественной военной авиации в преддверии ее 100-летнего юбилея.
«Нам предстоит развернуть работу над новым перспективным комплексом дальней авиации (ПАК ДА). Я знаю, насколько это затратно, насколько это сложно. Мы говорили неоднократно и с министром, и с начальником Генштаба. Задача нелегкая с научно-технической точки зрения, но нужно начинать эту работу», – заявил глава государства на совещании по гособоронзаказу в Кореновске.
Далеко не улетит?
Разработка ПАК ДА – это одна из самых масштабных и спорных задач в области развития отечественной авиации. Правда, как сообщала газета ВЗГЛЯД, вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий за военно-промышленный комплекс, до сих пор называл ее бессмысленной – на фоне развития современных систем ПВО и ПРО у других стран.
Начальник Генштаба Николай Макаров, не объяснив, собственно, для каких целей и задач необходимо создание подобной техники, напротив, все же выразил уверенность в ее необходимости. Слова президента в Кореновске поставили точку в полемике – победила точка зрения Макарова.
Заодно заявление президента, по сути, легализовало научно-технические работы, ведущиеся с 2008 года в этой области отечественными КБ, теперь они получат официальный статус.
Симметричный ответ Америке
Впервые о подобных работах рассказал еще три года назад командующий дальней стратегической авиации России Анатолий Жихарев. По словам генерала, работы над машиной начались еще в 2008 году. Самолет будет не глубокой модернизацией стоящего на вооружении ВВС России стратегического бомбардировщика Ту-160, как полагали многие эксперты, а аппаратом, основанным на принципиально новых решениях.
«Мы бы хотели этот самолет видеть с совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи, разведки, радиоэлектронной борьбы. Он должен применять все виды оружия, которые сейчас существуют и которые будут в перспективе на вооружении дальней авиации. Новый самолет должен быть создан с применением технологии малозаметности», – говорил Жихарев.
В августе 2009 года между Минобороны и компанией «Туполев» был подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на три года. В этом году «Туполев» должен представить аванпроект по созданию машины. Из слов Путина, прозвучавших в Кореновске, можно сделать вывод, что проект уже готов и руководство страны с ним ознакомлено.
Первый полет самолета назначен на 2017 год. А к 2025–2030 годам при условии соответствующего финансирования ВВС должны получить первые серийные бомбардировщики, которые полностью заменят стоящие на вооружении российских ВВС самолеты дальней авиации Ту-95 и Ту-160.
С технологией малозаметности
Программа разработки ПАК ДА – это ответ на американские проектные исследования, связанные с созданием перспективного авиационного боевого комплекса американской стратегической авиации, начатые еще в 90-х годах. Этот самолет должен заменить используемые в настоящее время стратегические бомбардировщики В-52, В-1 и В-2, которые должны снять с вооружения в 2037 году. Последней программой его развития считается Next Generation Bomber. Как предполагают эксперты, проектировать бомбардировщик будут до 2015 года. До 2020 года будет сделан выбор конкретного проекта бомбардировщика. В 2035 году начнется его серийное производство.
Понятно, что в угоду современным тенденциям фюзеляж бомбардировщика будет выполнен с элементами технологии малозаметности. Можно предположить, что ее во многом позаимствуют у того же истребителя Т-50. Например, в конструкции истребителя впервые применен целый спектр новейших полимерных углепластиков, которые в два раза легче алюминия, в четыре–пять раз – стали и в два раза легче титана.
Новые материалы, как известно, составляют 70% покрытия истребителя Т-50. Его вес стал в четыре раза меньше по сравнению с самолетом, собранным из привычных материалов. В ОАО «ОКБ Сухого» говорят о том, что применение новых материалов позволило добиться «беспрецедентно низкого» уровня радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности машины.
К примеру, эффективная площадь отражающей поверхности у Т-50 равна 0,5 кв. м (у Су-30МКИ – 20 кв. м). Это означает, что если на радаре Су-30МКИ виден как металлический объект размером 5 м на 4 м, то отражение Т-50 – в 40 раз меньше. Это обеспечивает самолету не только малозаметность, но и значительно усложняет наведение на него высокоточного оружия.
Как предположил в разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД источник в руководстве ВПК, одной из проблем проекта станет электроника. В самолете Ту-160 стоит более 100 компьютеров. С учетом современных технологий в ПАК ДА их будет значительно меньше. Масса машины составит не более 125 тонн.
В качестве двигателей, полагает источник, пока рассматривается новый мотор АЛ-41Ф, стоящий на вооружении перспективного истребителя Т-50. Это единственный перспективный двигатель в России. В отличие от последнего, на ПАК ДА их будет четыре штуки. Кроме того, как предполагает источник, машина должна быть способна поднять не менее 24 тонн бомбовой и ракетной нагрузки и долететь с ней на расстояние не менее 12 тыс. км.
В пределах родного неба
Можно предположить, что новая машина должна стать более функциональна по спектру применения, чем современный российский бомбардировщик Ту-160. В свое время его создавали как носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными боеголовками. То есть как средство ведения исключительно ядерной войны. В 2008 году была начата модернизация этих бомбардировщиков под задачи, не связанные с применением ядерного оружия.
Для бомбардировщиков были созданы новые крылатые ракеты Х-101 и Х-555 с неядерными боеголовками. Первая из них способна поразить цель на дальностях до 5 тыс. км. Вторая летает на расстояние до 3 тыс. км. Обе ракеты наводятся на цель по сигналу спутниковой навигации. Могут лететь на минимально возможном расстоянии от поверхности земли с огибанием рельефа местности, что делает крайне сложным их обнаружение и поражение современными средствами ПВО/ПРО.
Появление этих ракет меняет саму суть применения дальней авиации. Перед создателями Ту-160 стояла крайне сложная задача по прорыву вражеской воздушной обороны. Для этого для Ту-160 был создан уникальный двухрежимный двигатель, позволявший машине лететь в двух средах: воздушном пространстве и на высотах, близких к космосу. В атмосфере он работал как обычный реактивный, а при выходе бомбардировщика в разреженное воздушное пространство начинал работать как ракетный.
Благодаря этому Ту-160 спокойно мог отрываться от преследования истребителей противника и беспрепятственно входить в воздушное пространство над его территорией.
Сегодня с учетом развития системы НПРО США, как замечает вице-премьер Рогозин, сделать это будет крайне сложно, если не невозможно. Возможно, именно по этой причине в концепции создания ПАК ДА нет задач создания двухрежимных двигателей, а предлагается использовать «обычный» АЛ-41Ф. Его достоинство заключается в возможности длительной работы в сверхзвуковом режиме (для современных истребителей это возможно только во время кратковременных «форсажных» режимов работы), а также существенная экономия топлива в сравнении с уже имеющимися на самолетах российских ВВС двигателями.
В итоге новому бомбардировщику не потребуется покидать границы собственной страны, над территорией которой он будет прикрыт комплексами ПВО/ПРО, а также силами истребительной авиации. Оставаясь в родном небе, он сможет при необходимости наносить удар по чужой территории «дальнобойными» ракетами.


* * *


Перспективному авиационному комплексу дальней авиации – быть!


Первая информация о Перспективном авиационном комплексе дальней авиации (ПАК ДА) появилась еще в 2009 году. Тогда было объявлено о начале предварительных работ по теме. Контракт на проведение НИОКР по проекту ПАК ДА был заключен с компанией «Туполев». Тогда же командующий дальней авиацией генерал А. Жихарев обмолвился о том, что его ведомство хочет получить не модернизацию имеющегося Ту-160, пусть даже и очень глубокую, но абсолютно новую машину. В первую очередь желания командования дальней авиации подразумевают новый прицельно-навигационный комплекс, новое бортовое радиоэлектронное оборудование и полнейшую совместимость самолета со всеми имеющимися и перспективными видами вооружения.
После того памятного интервью информации о ходе ПАК ДА почти не было. Разве что прошлой осенью были скорректированы сроки окончания программы. На сегодняшний день в планы министерства обороны и фирмы «Туполев» входят первый полет в 2017-18 годах и начало серийного производства около 2025 года. Закрытость работ повлекла за собой массу обсуждений и споров, причем и на самом высоком уровне. Стоит отметить заочный спор начальника Генштаба генерала армии Н. Макарова и вице-премьера Д. Рогозина. По мнению первого, нашим военно-воздушным силам нужна новая машина со стратегической дальностью и такими же боевыми возможностями. Рогозин, в свою очередь, приводил доводы в виде современных и перспективных средств ПВО и ПРО вероятных противников. Поэтому, как считает вице-премьер, «традиционный» подход к развитию дальней и стратегической авиации уже устарел и нужно искать для нее новые перспективы и методы работы.
В четверг 14 июня президент России В. Путин посетил базу ВВС в городе Кореновске Краснодарского края. Помимо обсуждения модернизации военно-воздушных сил в целом и базы в частности, Путин высказался и по поводу перспектив дальней авиации. Оказалось, что военное и политическое руководство страны все же согласно с начальником Генштаба. Полноценная разработка нового самолета будет начата в самое ближайшее время. Ранее сообщалось, что аванпроект нового бомбардировщика-ракетоносца будет готов в этом году. Очевидно, президент и военачальники уже ознакомились с результатами предварительных работ по ПАК ДА, что, возможно, послужило одной из причин озвученного решения.
По понятным причинам, на данный момент в открытом доступе нет абсолютно никаких сведений относительно облика будущего самолета. Все это является благодатной почвой для домыслов и спекуляций. К примеру, еще прошлой осенью появлялась новость о двигателях нового самолета. Тогда со ссылкой на некий анонимный источник в Минобороны утверждалось о комплектовании ПАК ДА двигателями АЛ-41Ф1. В качестве доказательства этой версии приводились его характеристики тяги и расхода топлива. Однако простой подсчет показывает, что самолет, идущий на замену хотя бы Ту-22М3, должен иметь четыре таких двигателя. А ведь сам Ту-22М3 оснащается всего двумя ТРД по 25 тонн форсажной тяги каждый. Кроме того, время от времени появляются слухи о разработке нового турбореактивного двигателя, который придет на смену НК-32 (устанавливается на Ту-160). Такая разработка является ожидаемой, но официального подтверждения ее существования пока не было.
Еще более странная ситуация с внешним видом и аэродинамической компоновкой перспективного бомбардировщика. Как это часто бывает, уже после самых первых сообщений о существовании проекта ПАК ДА появились различного рода технические фантазии. В ход пошли «концепт-арты» нереализованных вариантов туполевского Ту-160, Т-4М и Т-4МС Сухого и т.п. Можно понять причину версий на основе этих проектов. ПАК ДА является новым самолетом, и он будет служить в будущем. Из таких соображений у многих экспертов и любителей авиации появляется нездоровая тяга к футуризму. В результате больше внимания обращают не на аэродинамическое совершенство или технологичность конструкции, а на ее необычный вид. Учитывая известную информацию о требованиях к ПАК ДА, можно сделать вывод о том, что перспективный бомбардировщик-ракетоносец будет «чем-то средним» между Ту-22М3 и Ту-160. Вероятно, от первого будут взяты габариты и взлетная масса, а второй «поделится» аэродинамической компоновкой.
В создании перспективного комплекса для дальней авиации отдельно стоит вопрос вооружения. Развитие средств противовоздушной обороны и самолетов-перехватчиков уже в самом ближайшем будущем не даст существующим бомбардировщикам даже приблизиться к рубежу пуска ракет. Соответственно, требуется повышать дальность последних. Но и здесь не все просто: если увеличивать дальность авиационных ракет, то в итоге можно прийти к такой ситуации, при которой ракетоносец будет взлетать, подходить к рубежу пуска, находящемуся в зоне ответственности собственной ПВО и под защитой последней производить отцепку груза. Возникает вполне справедливый вопрос: зачем тогда нужен самолет? К счастью для самолета (точнее, для его существования, но не для выживания в боевых условиях) при нынешних технологиях создание компактной ракеты авиационного базирования с межконтинентальной дальностью человечеству пока не грозит. Поэтому новый самолет должен обладать возможностями по прорыву вражеской противовоздушной обороны. Очевидно, что для этого бомбардировщик-ракетоносец должен иметь малую радиолокационную заметность и пониженное излучение тепла от двигателей. Кроме того, будущий ПАК ДА должен иметь самое современное оборудование радиоэлектронной борьбы, без которого он вряд ли сможет выйти на рубеж пуска ракет.
Стоит отметить, что создание подобной машины вполне реально. Однако на него уйдет много времени и очень много денег. Но это не та сфера, на которой можно экономить. По мнению председателя Общественного совета при Минобороны военного эксперта И. Коротченко, эти время и деньги являются той платой, которую необходимо вносить для поддержания мощи всего государства. В то же время, считает Коротченко, стоимость программы обязательно скажется на объемах выпуска и, скорее всего, будет построено три-четыре десятка ПАК ДА. Хотя, отмечает эксперт, точную цифру определят военные. Конечно, новые бомбардировщики будут достаточно дороги, но на будущей боевой службе им предстоит не дополнять имеющуюся технику, а со временем полностью заменить ее. Вряд ли даже сорока или пятидесяти подобных машин хватит для замены всех Ту-95МС или Ту-22М3, которые в настоящий момент являются основой российской дальней авиации. Эта же необходимость замены старой техники ставит перед конструкторами еще одну непростую задачу. Ту-22М3 и Ту-95МС, хотя и значатся дальними бомбардировщиками, имеют разные тактические ниши. Поэтому в ПАК ДА, если вскоре не будет начат еще один подобный проект, нужно будет совместить два очень разных самолета.
Хотелось бы надеяться, что руководство страны, министерство обороны и конструкторы фирмы «Туполев» не только понимают, какие задачи они ставят перед собой, но и видят способы их решения. Но пока о проекте достоверно известны только название и сроки реализации. Даже примерные характеристики еще не стали достоянием общественности. Поэтому все, что нам остается – ждать новостей и желать конструкторам удачи.
Кирилл РЯБОВ