Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
22 Dec 2011, 13:13Общество

Телевидение: от колыбели — до могилы

Если учитывать тот факт, что на Украине средняя продолжительность жизни мужчин составляет 61 год, а первый советский массовый телевизор КВН стал выпускаться с 1949 года, то можно утверждать, что у нас в стране свою жизнь прожило первое телепоколение. Поколение тех, для кого мерцающий голубой экран был естественной составляющей родного дома с раннего детства.




Наверное, только это телепоколение может рассказать, что представляло собой телевидение на заре своего существования и во что оно превратилось сейчас, когда ТВ из познавательно-просветительного инструмента превратилось в способ зарабатывания «бабок» и оболванивания народа. Даже страшно представить, что когда-то на телевидении передачи вели не Иван Ургант, Сергей Зверев или Александр Цекало, а писатели Сергей Смирнов (автор книги о защитниках Брестской крепости) или литературовед Ираклий Андроников, который великолепно рассказывал о классиках русской литературы. А самыми рейтинговыми передачами была не «Минута славы», а творческие вечера поэтов, причем со всего Советского Союза. Современный украинский поэт о своем творческом вечере на каком-нибудь захудалом телеканале может только мечтать, а в 60-е годы Андрей Малышко и Павел Тычина имели свои творческие вечера на всесоюзном телевидении в самый что ни на есть (как сказали бы сейчас) прайм-тайм.
А самым «скандальным», что можно было увидеть на голубом экране, был выпуск «ритмической гимнастики». Родители в те времена не боялись оставлять детей наедине с телевизором, понимая, что ничего ужасного их чадо не экране не увидит.
Сегодня же телевизор выполняет роль окна в доме — когда открываешь шторы и не знаешь, что увидишь за ними: то ли бомжей в мусорнике, то ли соседских бабушек. Ведь даже в детских передачах можно иногда такое увидеть, что впечатлений хватит надолго, поскольку телевизионщики «берут в оборот» представителей второго, третьего и так далее телепоколений чуть ли не с момента рождения.
Если зритель малыш, телевизор ему покажет заплывших жиром и абсолютно тупых телепузиков. Когда ребенок подрастет, телепузиков сменят какие-нибудь покемоны. Когда подросток попробует делить свое время между школой и домом, телевизор предоставит ему целый букет программ. Возраст тинейджеров — самый лакомый для телевизионщиков. Девушкам предложат поплакать при просмотре очередного подросткового сериала про «первую любоff», где очередной подонок мужского рода бросит небесное создание рода женского. Юношам покажут программу про то, как стать подонком мужского рода, чтобы потом бросить как можно больше небесных созданий рода женского. Все это, как правило, полируется обилием клипов с песнями весьма раздетых девочек или безвкусно одетых негров.
Для тех, кто с горем пополам пережил телеюность, телевизор предложит детективные сериалы, криминальные новости, рекламу пива, футбол и экстрим. Кстати, на телевидении экстремальные виды спорта все больше теснят традиционные, и в первую очередь из-за красоты картинки. Ну скажите, какая зрелищность в марафонском беге? И может ли марафонец так зрелищно шмякнуться или, не дай бог, еще более зрелищно сломать себе шею, как какой-нибудь роллер или скейтбордист? И плевать, что за марафонцем стоят годы упорных тренировок, что этот спорт — одна из вершин человеческого духа.
Для людей с поседевшими висками телевизор покажет свои специальные программы. Например, о том, какие нужно пить таблетки, чтобы думать о том, что ты здоров.
Единственная часть «населения» Земли, никак не затронутая телевидением — это покойники. Хотя и на эту аудиторию начались уже телепоползновения. Например, в США ряд погребальных контор запустил в производство суперкомфортабельные гробы, где среди прочих наворотов будет иметься и телевизор. Как уж тут без него? Ведь как ни крути, это символ уходящего поколения.
В результате массового впадания в телезависимость мы имеем то, что имеем. Вместо культуры — гламур, вместо массового спорта — экстрим, вместо воспитания — рекламу, а вместо юмора — пошлость. Учитывая же скорость превращения телевизора из милого домашнего любимца в информационно-развлекательного монстра, даже страшно представить, что ждет будущие телепоколения.
Алексей ИВАНОВ