Архивы публикаций
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
23 Jul 2007, 07:52Общество

Экологи старого Александровска наши предшественники заботились о природе больше, нежели мы сейчас

Из доклада директора Запорожского областного краеведческого музея, доктора исторических наук Георгия ШАПОВАЛОВА на II конференции общественного комитета “Старый Александровск”.
Хотел бы начать с наших традиций. Именно у нас, в Александровске, ещё в 1910 году было создано первое в Украине и во всей тогдашней Российской империи природоохранное движение. Именно тогда преподаватель Хортицкого училища Тодор Филиппович Бузук стал инициатором создания такого общества, которое получило название Хортицкое общество охоронителей природы.
Это было первое в Российской империи общественное движение. Академик Бородин дал ему высочайшую оценку. Он писал в статье, которая так и называлась “Хортицкое общество охоронителей природы”: “С особым удовольствием отмечаю замечательный и в высшей степени поучительный пример частной инициативы в деле сохранения нашей природы. Пример этот красноречиво свидетельствует о том, что может сделать самый скромный человек, если он обладает кроме любви к делу ещё и большой энергией для достижения положительной цели. Пока мы в Петербурге и в Москве разговаривали о сохранении памятников природы, скромный учитель сумел организовать симпатичнейшее общество”.
Это общество кроме того, что высаживало лес в районе Канкриновки, вело колоссальную работу по сохранению Хортицы, ещё и создало питомник. В нём в 1914 году (вы только вдумайтесь!) находилось, то есть, произрастало 6300 дичков саженцев, 3600 дичков сеянцев, 3000 привитых деревьев, 2300 окультивированных, 1400 – фруктовых маточных деревьев. Кроме этого, здесь имелось 200 деревьев американского клёна, 175 елей, 930 кустов жимолости. И ещё много растений, включая 800 кустов роз. И это всё для города Александровска.
Зная, что трудился тогда Бузук в школе немцев-менонитов (ныне Верхнехортицкий район), можем утверждать, что у нас, в Александровске, в начале прошлого века уже закладывалась европейская традиция обустройства парков, скверов, зелёных улиц, подворий в городской среде. И нам этот факт надо ещё осмыслить.
О том, что это было именно так, свидетельствует карта города Александровска. На ней нанесены скверы, улицы с озеленением и в том числе великолепнейший парк, который, в отличие от многих городов, Запорожье сохранило. Это – Александровский парк, в котором сейчас находится театр кукол – ниже Запорожского национального технического университета. Эта территория – целый квартал – была излюбленным местом отдыха горожан. Там было всё для отдыха: играл духовой оркестр пожарной части, работал так называемый биограф, предшественник кинематографа, были разбиты цветники, высажены ценные породы деревьев. Ещё в 50-е годы ХХ века парк таким и сохранялся. К сожалению, позже он принял вид, который имеет сегодня. Но подчеркнём, что это – территория самого старого городского парка времён Александровска. И я считаю, что именно этот участок не должен никому доставаться при приватизации земли, а остаться достоянием общественности, он должен быть возрождён как зелёная зона в самых лучших традициях. Если на берегу Азовского моря, на базах отдыха, в детских лагерях, на песках люди высаживают тысячи роз, то неужели в центре города мы не можем ради памяти дедов и прадедов, которые на этой земле жили, возродить замечательную зелёную зону?
В старом Александровске создавались руками людей не только новые зелёные зоны отдыха, но и бережно сохранялась окружающая среда, называемая естественной природой. Есть прекрасный опыт сожительства людей и первозданной природы. Я говорю о Дубовой роще. Город рос от крепости, разрастался, но Дубовую рощу нам с вами наши предки оставили. А ведь тоже хотелось, наверное, кому-то построить дворец поближе к реке! Но город, ратуша, земство бдили, чтобы выполнялись писаные и неписаные законы по отношению человека к природе. Именно поэтому роща нам досталась в наследие как остаток ещё казацких байрачных и плавневых лесов. От Дубовой рощи и до Херсона был Великий Луг запорожский. Теперь у нас есть этот его островок. Причём в областном центре находится – иди и дыши свежим воздухом.
Ещё в начале ХХ века Дубовая роща отличалась не только разнообразием растительного мира, но и животного. В воспоминаниях наших старожилов есть свидетельства о том, что здесь встречались зайцы, лисы и даже волки.
Именно с Дубовой рощей связана легенда о дубе Махно. Народная память сохранила её. И тогда же, во времена Махно, когда на улицах с помощью револьверов разбирались по классовому принципу, кто достойный идти в завтрашний день, город разрабатывает проект обустройства трёх новых скверов. Документы об этом есть в областном архиве.
Уже тогда власть учитывала приживаемость посадочного материала. В документе “Такса на посадочный материал, имеющийся в отпуску из казённых питомников Запорожской губернии осенью 1922 года” мы видим растения, которые наука рекомендовала высаживать. Это тополь, клён, акация белая, сосна, липа, шелковица, глядичия.
Зелёному строительству уделялось колоссальное внимание во время реализации проекта большого Запорожья вместе с Днепрогэсом. Именно тогда окончательно складываются традиции озеленения большого города, в частности нашего. Они и сейчас используются многими умелыми хозяевами в городах. Тогда уже практиковалась посадка деревьев десятилетнего возраста, чтобы быстрее новый город (шестой посёлок) озеленить.
Мы знаем, что деревья улучшают микроклимат города. Они улавливают пыль, копоть, дым, различные вредные газы, снижают скорость ветра, уменьшают уровень городского шума. Деревья зимой ослабляют морозы, а летом – зной. Они поглощают углекислоту и выделяют кислород, тем самым очищая воздух. Летом мы ищем именно тень от деревьев. Чем больше у нас такой тени будет, тем лучше станет нам всем.
Создание промышленного комплекса в Запорожье в 30-е годы (для этого строился и Днепрогэс), привело к тому, что при господствующих здесь юго-восточных ветрах происходит постоянная задымленность жилых районов. Поэтому озеленение города было первоочередной задачей. До 1941 года площадь зелёных насаждений, садов, парков, скверов, включая уличные посадки и дворики, составляла площадь 129,9 гектара с посадкой на них 18 тысяч 127 деревьев. Скажу, что сравнение количества зелёных насаждений на душу населения не в пользу нашего времени. В 50-е годы научно обоснованные методы озеленения были заменены волюнтаристским подходом под названием “массовое озеленение”. Тогда всё сводилось к заполнению свободных от застройки мест произвольно выбранными деревьями и кустарниками. Но именно в 50–60-х годах начинается новая эра озеленения промышленных зон. Каждому предприятию была поставлена задача: обеспечить вокруг зелёную крепость, и каждое предприятие чётко выполняло спущенные сверху партийными и советскими органами планы. Они были очень жёсткими. Об этом свидетельствует в частности решение Запорожского городского совета в октябре 1965 года. Руководителям “Запорожстали” (Юбко), “Коксохима” (Куликову), ДАЗа (Стульченко) и другим было указано на то, что они крайне мало внимания уделяют озеленению территорий, прилегающих к заводам. А главврач городской санитарно-эпидемиологической станции обязывался установить постоянный контроль за созданием лесозащитной зоны в границах промышленных предприятий.
Сегодня ситуация резко изменилась. Первые пять лет независимости прошли в раскачке при отсутствии реальной власти. Теперь мы переживаем период первичного накопления капитала. По большому счёту, уже всё расхватано, приватизировано. Теперь возникла проблема из двух составляющих: раньше руководителей партийные и советские органы понуждали делать озеленение, теперь понуждать некому. И хозяева предприятий на свой страх и риск уклоняются от решения социальных проблем. С другой стороны эти же хозяева или их представители, имея свободный капитал, вкладывают его куда угодно. Только не туда, куда надо было бы Запорожью.
Проблема колоссальная стоит перед городом. Мы видим, что сегодня возникают конфликты. Люди защищают деревья. Хотелось бы, чтобы на Дубовую рощу не было притязаний. В районе Кривой бухты уже несколько сотен деревьев снесены. При озеленении города не учитываются научные рекомендации: высаживаются липы и каштаны, которые неустойчивы к газам, к соли, которой посыпают дороги. Вместо огромных тополей садят нам карлики: шелковицу вверх корнями, иву, рябину. Сажают много, но нерегулярно и бессистемно. И через десять лет эти деревья придётся убирать как сухие или полусухие.
Думаю, что сейчас, как никогда, нужно всем заглянуть в историю и взять оттуда всё лучшее, что уже было в Александровске и Запорожье в сфере озеленения города.ние пожара завершено и локализовано распространение токсичных продуктов горения.