Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
16 Mar 2018, 14:28Общество
День воли в Беларуси как искусство компромисса
Главная тема марта в Беларуси — День воли, празднование 100-летия образования БНР, провозгласившей независимость 25 марта 1918 года. Оппозиция, в воображении которой современное государство несёт в себе потенциал преемственности от Белорусской народной республики, в 2018 году получила от власти добро на проведение юбилейных мероприятий в центре Минска. И это сразу позволило оппозиционерам и лояльной к ним прессе заявить о дрейфе руководства РБ в сторону белорусизации и дистанцирования от России. И то и другое заложено в основе несостоявшейся БНР.
Начинали «незалежники» в декабре 2017-го совершенно с другой целью — «для спасения родного края, и предотвращения его раздела и отрыва от Российской демократической федеративной республики», как было сказано в резолюции Первого Всебелорусского съезда в Минске. Однако после того, как это собрание сформировало свой собственный орган краевого управления, распустив действующую на тот момент власть (Совет народных комиссаров и Исполком Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта), большевики попросту разогнали съезд.
История реальной борьбы за белорусскую независимость укладывается в очень короткий временной промежуток — сперва за неё ратовали поляки, создавшие в мае 1917 года Польскую раду Минской земли, а затем поднявшие на знамёна идею вхождения Минска в Польшу; потом намерение Всебелорусского съезда взять власть в свои руки подпитало наступление Германии и Австро-Венгрии в феврале 1918 года на восток, причём белорусы сначала вместе с поляками разоружали большевиков, а после соревновались друг с другом за обладание Минском. В итоге город был разделён на две зоны — польскую и белорусскую, а перед самым вступлением немцев в Минск 21 февраля Исполком Всебелорусского съезда объявил себя властью на всей территории Беларуси.
БНР провозглашалась уже под германской оккупацией: включала эта химера целиком только Могилёвскую губернию, часть Гродненской, а также куски Виленской, Витебской, Минской, Смоленской и Черниговской губерний, где проживали этнические белорусы. По факту же БНР не обладала суверенитетом и не была признана не только Германией и другими странами, но даже и таким же квазигосударством на Украине — УНР. Да и сами власти республики не имели между собой согласия, не говоря уже об общем видении будущего с народом, проживающим на территории, которая на бумаге была записана за БНР.
Весь смысл создания Белорусской народной республики состоял в том, чтобы перехватить власть во время послереволюционный событий в Петрограде, а дальше слать телеграммы кайзеру Германии с поклонами и мольбами о помощи в становлении колонии. Ни о какой реальной независимости речь не шла: политические деятели БНР могли организовать издание почтовых марок, но не армию или сбор налогов. Не случайно в прошении кайзеру территория БНР признаётся подконтрольной Германии, а единственный сценарий «лучшего будущего» авторам сего послания видится «только под защитой Германской империи».
Такова реальность, которую нынешние белорусские «незалежники» пытаются выдать за исторический выбор. А после украинского переворота 2014 года идея разрыва с Россией в обмен на вручение суверенитета американскому «кайзеру» заиграла в Беларуси новыми яркими красками.
Грядущий юбилей оппозиция ощущает как некую поворотную точку в отношениях с властью: впервые для праздничных мероприятий предоставлены площадки в центе Минска, даже памятную шильду повесят на здании, где 100 лет назад была провозглашена независимость БНР.
«Рыхтуйце сцягі і добры настрой!» — радостно призывают белорусов организаторы. «Эта дата говорит о том, что сегодняшние решения белорусов, как властей, так и оппозиции, тоже когда-то будут рассматриваться как точка бифуркации, ключевая точка, от которой события в Беларуси могут пойти тем или иным путем», — говорит Дмитрий Бондаренко, координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь». Он выражает мнение белорусской оппозиции в том, что «День воли, безусловно, должен носить государственный характер», «мы — государство, исполняется 100 лет нашей независимости». Вот вам и альтернативная реальность, упакованная в обёртку «100-летия независимости»: гражданам Беларуси на голубом глазу предлагается считать, что своё начало государство берёт от никем не признанного образования, не просуществовавшего и года!
Жителей РБ пытаются убедить в том, что современная Беларусь — преемница БНР, флаг которой украшал территорию генерального округа Белоруссия рейхскомиссариата Остланд в период Великой Отечественной войны. Логическая цепочка преемственности в альтернативной реальности следующая: БНР-Остланд-РБ. Первые два периода — это и есть разрыв с Россией. Сюда же оппозиционеры хотят присовокупить и нынешнюю белорусскую независимость, поскольку без неё выходит не 100 лет, а всего лишь менее четырёх, причём за три из них гитлеровцами было уничтожено более 22% населения края.
«История Беларуси прекращает быть историей БССР», — вдохновенно сообщает белорусский политический обозреватель Артём Шрайбман, называя 25 марта «Днём воли к компромиссу», якобы найденному властью и оппозицией. Однако в чём компромисс?
«Возлагать цветы на столетие Октябрьской революции к Ленину вышли до тысячи человек. Некоторые — организованными группами и по спискам. Если День воли соберёт, скажем, в 20 раз больше, это будет неслабый сигнал о том, на какую идеологическую линию есть общественный запрос. Адвокатам белорусизации внутри власти будет проще объяснить тем своим коллегам, кому белорусизация до фонаря, почему государство должно активнее браться за этот процесс и «не отдавать популярную тему оппозиции», — цитирует TUT.by Шрайбмана. Выходит, государственная власть в Беларуси должна ухватиться за «идеологическую линию», заложенную в идее провозглашения БНР 100 лет назад, только потому, что 0,2% её сторонников выйдут под бело-красно-белыми флагами продемонстрировать своё желание сказать России «канчатковае бывай»?
На Украине желание меньшинства объявить страну преемницей УНР обернулось масштабнейшей трагедией. Не нужно быть провидцем, чтобы понимать, что идея преемственности Беларуси от БНР содержит в себе столь же разрушительное начало. И в том, что оппозиции удаётся пошагово приобщать к ней белорусскую власть, нет ничего хорошего для РБ. «К концу века, на выборах в 1994-м, кандидат ностальгии по БССР легко побеждает идейных наследников БНР. А сегодня эта же власть помогает им отмечать юбилей начала своей борьбы и по чуть-чуть крадет их «незалежніцкую» риторику. Сложно сказать, чего в этом процессе больше — смены поколений в элитах или последних четырех лет идеологического дистанцирования от «русского мира» с его крымско-донбасско-сирийскими красками. Но перемены невозможно не заметить», — рассуждает журналист Шрайбман на страницах популярнейшего в Беларуси информационного портала. Неплохо бы белорусской властной элите — как старой, так и новой — освежить в памяти исторические периоды дистанцирования от Русского мира, а заодно и припомнить, что хорошего они принесли белорусам.
Такая тренировка памяти не помешает всем тем деятелям в кабинетах власти РБ, которые дают себя втянуть в компромиссы, связанные с затеей на государственном уровне под бело-красно-белыми флагами праздновать «100-летие белорусской независимости».
Соб. корр. ФСК
* * *