Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
07 May 2018, 16:48Общество
Когда «Чернобыльский шлях» совпадает с «бархатной революцией»
26 апреля 2018 года в годовщину аварии на Чернобыльской АЭС в Минске снова прошла акция оппозиции «Чернобыльский шлях». После официально разрешённого Дня воли 25 марта, на который собралось примерно 11 тысяч человек, оппозиционеры рассчитывали стянуть на «Чернобыльский шлях» хотя бы одну тысячу. Но просчитались. Оппозиционные ресурсы сообщили о 400 участниках основного митинга и примерно 40 участниках «альтернативного». И дело тут не в понимании того, что очередной «шлях» уйдёт в пустоту, а в том, что на Дне воли были и торговые палатки, и концерт, а на «шляхе» ничего этого не ожидалось.
Оппозиционность сама по себе перестаёт быть в Белоруссии модной. Она должна иметь привкус развлечения, ещё лучше — карнавала. Тогда народ пойдёт.
Собственно, стрелки сценария «Чернобыльского шляха» давно переведены на строящуюся в Гродненской области в городе Островец Белорусскую (Островецкую) АЭС. Это российский проект, по которому строятся атомные станции в РФ (Нововоронежская АЭС-2 уже действует, строятся Ленинградская и Балтийская, планируется заложить ещё несколько АЭС данного проекта). На станциях, подобных Белорусской АЭС, предусмотрены повышенные гарантии защиты. Станция способна выдержать землетрясение, падение на неё самолёта.
Однако у экологов своя повестка дня, к которой с удовольствием подключается белорусская оппозиция. Естественно, что на «Чернобыльском шляхе» тема БелАЭС поднимается постоянно, как только стало о ней известно. Организаторы от партии БНФ напоминали, что «Чернобыльский шлях» ‒ «акция скорби и протеста против антиэкологических мер, принимаемых нынешней властью», поэтому «нужно приходить с лозунгами, которые касаются именно тематики “Чернобыльского шляха”«. Однако пожелание так и осталось пожеланием.
Вечером 26 апреля к месту сбора стали стягиваться участники «шляха», а на другой стороне проспекта группа оппозиции решила, что скорбь надо чем-то разбавить, и начала скандировать через мегафоны «Свободу политическим заключённым!», поджигая файеры. Часть плакатов с требованием освободить политзаключённых тут же влились в колонну «Чернобыльского шляха».
Перед началом шествия лидеры оппозиции давали интервью, в которых рассказывали, что угрозы Белоруссии несёт Россия. Белорусская АЭС была названа «российской ядерной бомбой», которая конструируется «по небезопасному проекту» и является «проблемой не только Белоруссии, но и всего мира». Белорусские власти, по мнению оппозиции, замалчивают многочисленные проблемы со строительством. Досталось и новым партнёрам белорусских властей — китайцам. Они построили в городе Светлогорске Гомельской области завод, который до сих пор не наладили. Как выразился один из лидеров оппозиции, «потравили людей и уехали отмечать китайский Новый год».
Среди демонстрантов, двинувшихся «Чернобыльским шляхом», появились люди с флажками Армении, заявляющие о «солидарности с народом этой страны» (армянская «бархатная революция» совпала по времени с белорусским «Чернобыльским шляхом»). Над колонной колыхался плакат «Живёт независимая Белоруссия!», в котором уж точно не было намёка на память о Чернобыле.
В это же время в Минске собрался ещё один оппозиционный митинг «Консервативно-христианской партии БНФ» (не путать с «Партией БНФ»). С экологией у них всё обстояло примерно так же, как и у путешествующих по «шляху». Собрали около 40 человек с характерными плакатами: «Чернобыль, Островецкая АЭС — геноцид белорусского народа», «Прогресс, регресс, Чернобыль, ЧАЭС и Островец — всем нам капец». Белорусскую АЭС назвали «непроверенной и ненужной». Один из выступавших заявил, что «в половину белорусских регионов поставляется загрязненная радиацией сельхозпродукция», и назвал это «экспериментом над белорусами». Потом, повышая градус политического протеста, провозгласил: «Мы не должны это допустить. Пример Армении показал: сегодня так, а завтра может быть по-другому».
«Пример Армении» явно к чему-то толкал демонстрантов. Подогрел своих поклонников лидер Консервативно-христианской партии БНФ, эмигрант Зенон Позняк, обращение которого было зачитано. Назвав чернобыльскую аварию «смертельным драконом Чернобыля» и «радиационным змием», Позняк сообщил, что «советские оккупационные войска» испытывали в Южной Белоруссии тактическое ядерное оружие, а чернобыльскую аварию «подготовили и сделали московские оккупанты». Президент и правительство Белоруссии были названы «антибелорусским режимом», который продолжает «чернобыльский геноцид». По уверениям Позняка, продукты с заражённых территорий, поставляются белорусам, а с чистых — «направляются в Россию, кормить “русский мир”, уничтожителей Украины и Белоруссии». Если бы белорусский эмигрант придавал значение фактам, он бы знал, что в Россию поставляются продукты в том числе из Гомельской и Могилёвской областей, пострадавших от аварии на ЧАЭС. Завершение обращения оппозиционера-эмигранта звучало, как заклинание безумца: «Пусть будут прокляты те люди и то царство, которое предопределило нам это истребление! Пусть превратятся в пепел их башни и города! Пусть настигнет их доля, которую они создали другим, не раскаявшись и не остановившись во зле. Вечное проклятие врагам человечества, которые ненавидят весь мир».
В конце концов организаторы этого микромитинга потребовали от властей остановить строительство АЭС и прекратить использовать заражённые после аварии на ЧАЭС земли. А закончилось представление призывом провести...»честные и прозрачные выборы».
Потом участники двух митингов объединились. Экологи снова заговорили о БелАЭС, описывая её как «российскую ядерную бомбу замедленного действия», которая рано или поздно взорвётся. Вообще, ожидания «взрыва» очень симптоматичны для белорусской оппозиции, визитной карточкой которой стало кликушество. Так, всё лето и половину осени 2017 г. белорусская оппозиция предсказывала, что после белорусско-российских учений «Запад-2017» российские войска останутся в Белоруссии. Самые «грамотные» утверждали, что русские танки прямо с учений пересекут границы Евросоюза и вторгнутся Европу. А в 2014 году оппозиционеры ждали русские танки, которые должны были повернуть на Белоруссию после взятия Киева.
В итоге митингующие приняли резолюцию, в которой требования остановки строительства Белорусской АЭС, прекращения освоения загрязнённых земель, переселения населения из зоны заражения аварией на ЧАЭС были разбавлены призывами прекратить «эскалацию социальной и политической напряженности в стране», обеспечить свободу слова, собраний и выборов. А строительство, оказывается, неприемлемо «из-за нарушений прав граждан, разрушения добрососедских отношений с другими странами Европы, неразрывной связи между атомной энергетикой и ядерным оружием». И всё закончилось криками «Жыве Беларусь!».
На ближайшее будущее белорусская оппозиция подготовила сюрприз: теперь 26 числа каждого месяца в городах от Минска до Островца будут проводиться акции «Островецкий шлях». И трагедия Чернобыля будет наложена на строительство российскими специалистами Белорусской атомной электростанции.
Александр Гронский
* * *