Выбор редакции
Лента новостей
Дональд Трамп атаковал «глубинное государство», которое пыталось его убить
09.02
Для киевских путчистов безоговорочная капитуляция, а не сделка
07.01
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
09 Jul 2018, 20:34Общество
Зачем британские разведчики едут в Боснию и Герцеговину?

Президент Республики Сербской (РС) в составе Боснии и Герцеговины (БиГ) Милорад Додик обвинил Лондон в отправке в БиГ под видом военнослужащих миротворческого контингента EUFOR сорока кадровых сотрудников британских спецслужб для вмешательства в президентские и парламентские выборы 7 октября.
«Этот шаг граничит со вторжением в нашу страну. В Боснию едут сорок офицеров британской разведки, переодетые в военнослужащих. Их задачей будет подслушивать, наблюдать и поставлять [выборочную] информацию СМИ», — заявил Додик.
Выборы 7 октября — важное событие в политической жизни БиГ. Избирателям предстоит выбрать сербского, хорватского и боснийского (мусульманского) представителя трёхстороннего президиума, поскольку в административном отношении БиГ делится на два энтитета (этнические административные единицы) — Республику Сербскую и мусульманско-хорватскую Федерацию Боснии и Герцеговины. Также будут избраны депутаты нижней палаты парламента и региональные представители членов президиума.
Между этническими лидерами отсутствует согласие относительно процедуры голосования, что грозит перерасти в конституционный кризис. Глава ЦИК БиГ Ирена Хаджиабдик назвала ситуацию «серьёзной проблемой». На этом этапе Лондон и решил предпринять превентивные меры для предотвращения усиления сербского влияния.
Республики бывшей Югославии (кроме Хорватии и Черногории) остаются на сегодня единственными странами на Балканах, не поглощёнными НАТО. Западные Балканы традиционно считались зоной политического и культурного влияния России, но англосаксы стараются привести к власти в регионе прозападных политиков.
РС в составе БиГ и собственно Сербия — объекты постоянного политического давления Запада. По итогам боснийской войны 1992-1995 годов западной дипломатии удалось расколоть территорию Республики Сербской коридором Брчко, разрезающим её надвое с выходом к границам Хорватии. Причём одна из двух частей разрезанной Республики Сербской остаётся в результате появления этого «коридора» территориально отъединённой от единокровной Сербии. Коридор Брчко превратил республику боснийских сербов в ослабленное государство и создаёт возможность быстрого вторжения на его территорию хорватских и боснийских войск.
Юридически Брчко принадлежит одновременно и Республике Сербской, и мусульмано-хорватской Федерации БиГ. На деле же реальная власть осуществляется помощником Верховного представителя ООН и ЕС по БиГ американским дипломатом Брюсом Бёртоном. За время после окончания боснийской войны все помощники Верховного представителя по БиГ были американцами. Официальная причина такого распределения полномочий — необходимость сохранения хрупкого мира в регионе, на территорию которого претендуют и сербы, и боснийцы, и хорваты. В реальности же Западу выгодно поддерживать в округе определённый градус напряжённости как гарантию от усиления сербского влияния.

Округ Брчко разрезает Республику Сербскую надвое и выходит к границам Хорватии
США и Великобритания продавливают изменения в Конституции БиГ с тем, чтобы упразднить систему энтитетов. Главной жертвой таких изменений будут сербы, которые благодаря существованию РС пока сохраняют за собой хоть какое-то влияние на положение дел.
Однако Республика Сербская видит своё будущее в союзе с Белградом и Москвой, а не Брюсселем и Вашингтоном. Ликвидация системы энтитетов окончательно отодвинет боснийских сербов на обочину политической жизни, власть лояльных Западу властей в Сараево не будет ничем уравновешена, и интеграция БиГ в НАТО пойдёт быстрее.
Во избежание откола Республики Сербской от БиГ здесь дислоцируется военная группировка Евросоюза (так называемая операция «Алтея»). Операция началась в 1995 году, когда в БиГ вошли 60 тыс. солдат НАТО. С 2004 года ответственность за проведение операции взял на себя Евросоюз, но присутствие НАТО в виде военного штаба в республике сохраняется. В октябре 2017 года Совет Европы заявил о поддержке территориальной целостности БиГ и продолжении миротворческой операции «Алтея» в рамках общей стратегии Европейского союза на Балканах.
На деле «Алтея» имеет мало общего с миротворчеством: все политические инициативы Брюсселя в Боснии и Герцеговине направлены не на примирение её народов, а на подавление сербов боснийцами и хорватами. За 23 года, прошедшие после окончания боснийской войны, межэтнический конфликт в БиГ остаётся не урегулированным, линии напряжения сохраняются, а один из трёх народов БиГ, сербы, является притесняемым.
В январе 2017 года США ввели против Милорда Додика экономические санкции из-за его призывов к отделению Республики Сербской от БиГ и призывов к боснийским сербам не служить в боснийской армии. Вашингтон и Брюссель стремятся как можно быстрее предоставить Боснии и Герцеговине план действий по подготовке к членству в НАТО без учёта позиции Республики Сербской и её руководства. Приезд сорока переодетых британских разведчиков — часть этой программы действий.
Владислав Гулевич
* * *