Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
07 Nov 2018, 16:00Общество

Лукашенко и минский мюнхенский сговор

Лукашенко и минский мюнхенский сговор

Александр Лукашенко выступил с инициативой лишить субъектности республики Донбасса, добывшие себе свободу с оружием в руках и заплатившие за неё кровью.

Пятый год на Украине идёт гражданская война, начавшаяся в 2014 году вскоре после инспирированного Западом государственного переворота. Отделившийся от мятежного руководства Крым через референдум мирно воссоединился с Россией. Самоорганизованным народным республикам Донбасса повезло гораздо меньше: ими не управляют наследники Петлюры, Донцова, Бандеры и Шухевича, однако почти каждый день население ДНР и ЛНР в буквальном смысле расстреливают.

Утром — Тачи, вечером — Брнабич

Хорошо, что не сжигают живьём — как в Одессе. Многие на Донбассе приводят это как аргумент, даже не задумываясь, насколько чудовищно это звучит. Пожалуй, сегодня никто не посмеет предложить французам порадоваться, что с ними не обошлись как с жителями Oradour sur Glane в июне 1944-го.

Тема обособившейся от Украины части Донбасса вновь была поднята 31 октября — 1 ноября в Минске на заседании Основной группы Мюнхенской конференции по безопасности. Выступая на открытии мероприятия, Александр Лукашенко озвучил две инициативы, прямо касающиеся Донецкой и Луганской народных республик, или, как их ещё называют представители киевских властей и спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик, «ОРДЛО».

Представителей этих республик Лукашенко в Минск не пригласил — в отличие от «президента Косово» (так указано в официальной программе мероприятия) Хашима Тачи. Приглашена была и Юлия Тимошенко, известная страстным желанием убивать сограждан ядерным оружием, которое, по счастливому стечению обстоятельств, ещё в 90-е было вывезено в Россию.

Лукашенко попытался решить судьбу населения ДНР и ЛНР, почему-то забыв о его мнении. Пресс-служба президента Белоруссии так донесла его слова: «Проще говоря, мы можем взять на себя ответственность за обеспечение мира в восточных регионах Украины и контроль на российско-украинской границе, а также сопровождать проведение выборов на Донбассе, исходя из понимания того, что эти регионы являются неотъемлемой частью Украины».

К сожалению, приглашённые на мероприятие СМИ не донесли реакцию на это предложение «президента Косово», а она представляется заслуживающей внимания, учитывая, что нынешнее руководство Белоруссии признаёт отторгнутый Западом от Сербии край Косово и Метохию неотъемлемой частью сербского государства. В тот же день Лукашенко, как ни в чём не бывало, провёл переговоры с также приглашённой на заседание Мюнхенской конференции премьер-министром Сербии Аной Брнабич.

Хозяин своего слова

Выступая с инициативами по ДНР и ЛНР, белорусский лидер запамятовал, что народные республики, в отличие от Республики Беларусь, добыли свою свободу и независимость с оружием в руках, уже очень дорого заплатив за них кровью и ежедневно продолжая ею расплачиваться. Пытаясь выглядеть более серьёзным, чем он есть, Лукашенко попытался поучить основных мировых игроков жизни и указать им на их место.

В частности, он заметил, что «великие державы теряют статус гарантов стабильности», и предложил заключить новый договор «Хельсинки-2». Что это такое — никто толком не знает, ибо инициатива проговаривается общими фразами, и её изложения в каком-либо внятном программном документе никто не видел.

Вероятно, учитывая геополитический вес постсоветской республики и желая занять место в повестке глобальной политики, советники белорусского лидера руководствовались следующей логикой: «Минские соглашения» по Донбассу провалились, даже «минскую площадку» для ничего не решающей Контактной группы вот-вот уведут куда-нибудь в Астану или Антарктиду — так почему бы не инициировать «Хельсинки-2»?

Ведь на «Минск-2» решились, так почему бы не увлечь США и ЕС новой идеей, привлекая к себе внимание хотя бы на время, пока над этой инициативой думают? Тем более, что Германия не прочь щедро профинансировать новую тему, способную отвлечь внимание от реальных европейских проблем, в частности, миграционного кризиса.

«Нам всегда есть что предложить партнерам», — заверил Лукашенко западных гостей. Очевидно, под этим подразумевался не лес-кругляк, калийные удобрения и нефтепродукты, произведённые из российской нефти, приобретаемой по «интеграционным» ценам. Поставщиков сырья на Запад хватает.

В качестве более серьёзного товара Лукашенко мог предложить США и ЕС лишь одно — политические услуги. Он прямо выказал желание «ощущать нашу большую востребованность со стороны основных мировых игроков» и констатировал: «Пропасть недоверия между Россией и Западом сейчас гораздо шире, чем в предыдущие сложные периоды новейшей европейской истории».

Лукашенко совершенно справедливо отметил, что война в Донбассе продолжается, и это общеевропейская проблема. Ни один из пунктов «минских соглашений не выполнен, и ни «нормандская четверка», ни трехсторонняя контактная группа ОБСЕ, ни Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на Украине, ни формат «Волкер-Сурков» не добились прекращения кровавой бойни, длящейся с 2014 года.

В Донбассе гуманитарная катастрофа, и с этим гордиевым узлом надо что-то делать — тут с Лукашенко не поспоришь. Вопрос в том, что именно делать, кому, когда и как. Лукашенко в очередной раз предложил направить в «горячую точку» Европы белорусов.

«Не торопитесь это отвергать. Мы не хотим перед вами здесь выпендриваться», — предупредил Лукашенко гостей заседании Основной группы Мюнхенской конференции по безопасности. «Чтобы воплотить предложения, которые я высказал, на практике, надо обсуждать их за столом переговоров с участием всех вовлечённых сторон. И давайте будем честны. Если нам не удастся привлечь за этот стол США — мы этот вопрос не решим», — заявил участникам конференции белорусский лидер.

Накануне он принял делегацию США и обсудил свою инициативу с помощником госсекретаря США по европейским и евразийским делам Уэссом Митчеллом. Лукашенко заявил американскому дипломату: «Лично я очень рассчитываю, что это будет действительно исторический визит, с которого начнется, пусть постепенный и медленный, выход из того состояния, в котором находятся белорусско-американские отношения». Незадолго до этого Митчелл также высказался по роли Белоруссии в геополитической стратегии США.

«Сегодня национальный суверенитет и территориальная целостность приграничных государств, таких как Украина, Грузия и даже Белоруссия, являются тем надежным бастионом, который защищает от российского неоимпериализма», — заявил 19 октября американский дипломат, представляя основные направления стратегии США в Центральной и Восточной Европе. Он также отметил, что Вашингтон хочет видеть страны Центральной и Восточной Европы сильными союзниками и партнерами. Стратегия Вашингтона осталась неизменной.

Таким образом, вряд ли глава МИД Белоруссии Владимир Макей пытался ввести в заблуждение своего шефа, и в этом контексте слова Александра Лукашенко трудно воспринимать как-то иначе. Белорусский лидер открыто предложил свои услуги США в ситуации жёсткого противостояния с Россией.

В этом нет ничего удивительного: вспомним, что Лукашенко поддержал государственный переворот на Украине практически сразу и очень активно, отказав Виктору Януковичу не только в какой-либо помощи, но и в легитимности. С киргизским коллегой Курманбеком Бакиевым по ряду причин он поступил иначе.

За несколько дней до «минской мюнхенской конференции» Александр Лукашенко провёл переговоры с Петром Порошенко. Встреча состоялась в рамках I Форума регионов Белоруссии и Украины в Гомеле. Тогда белорусский лидер совершенно иначе высказался о роли США в урегулировании кризиса в Донбассе.

«Мы готовы включиться в этот конфликт там, где сложно и где нет того доверия, которое должно быть. Мы готовы это сделать, но только ради одного — ради мира, — сообщил Лукашенко на совместном выступлении с Порошено. — Эту проблему — это очень важно, я сказал своему другу-президенту, это моё мнение, это моя точка зрения — эту проблему должны решить мы.

Мы — три славянских народа. Это наша беда, это наша проблема. Ни европейцы, ни американцы, ни кто-то другой — это мы должны решить эту проблему, чтобы она не была заморожена по примеру других некогда горячих точек на постсоветском пространстве», — заявил 26 октября Лукашенко. При этом он указал на цель — «сохранить единой и неделимой Украину», а Порошенко назвал своим «другом» — как когда-то Януковича.

«Республика Беларусь готова работать только в рамках договоренностей Украины и России, двух президентов», — уточнил Лукашенко, выступая на гомельском форуме.

Сравнивая выступления Лукашенко в Минске 31 октября и в Гомеле 26 октября, трудно не сделать вывод: за несколько дней Лукашенко кардинально поменял свою позицию относительно роли США в урегулировании военного конфликта в Донбассе. При этом его инициативы, судя по дальнейшему развитию событий, стали неприятной неожиданностью для Кремля.

Кремль и мечтатели

Не успело завершиться «мюнхенское минское» мероприятие, как последовала реакция Администрации президента России и МИД РФ. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отрицательно ответил на вопрос журналистов о том, обсуждал ли белорусский лидер свои инициативы по Донбассу с Владимиром Путиным.

«Дело в том, что у территории Донбасса есть руководство. Это две республики, которые, в первую очередь, должны сами определить тот режим контроля, который они посчитали бы уместным и возможным. Это решение руководства двух республик», — прокомментировал Песков первую инициативу Лукашенко. По второй инициативе он сделал заявление, не менее достойное перевода с дипломатического на обычный язык.

«Опять же, здесь нужно понять позицию руководства двух республик Донбасса, насколько они готовы к реализации подобной инициативы, — сказал Песков. — Насколько я понимаю, эта инициатива не обсуждалась, и какой-либо позиции со стороны заинтересованных стран мы не знаем».

Президент России устами своего пресс-секретаря совершенно ясно дал понять: завоевать народные республики Донбасса не получится, решение конфликта может быть выработано только в процессе переговоров, а переговоры могут быть успешными только при условии участия представителей ДНР и ЛНР. Ту же позицию в тот же день, 1 ноября, высказала на брифинге официальный представитель МИД РФ Мария Захарова:

«Хотела бы еще раз повторить, что решение в вопросе о проведении выборов глав провозглашённых республик и Народных Советов — за самим народом Донбасса. Как известно, о назначении выборов этого уровня было объявлено после убийства в Донецке в результате террористического акта главы ДНР А.В. Захарченко, которое — в этом нет никаких сомнений — было нацелено на дестабилизацию обстановки во всем регионе. Важно не забывать, что именно его подпись стоит под Минскими соглашениями».

Позиция России по Украине и Донбассу с 2014 года не изменилась. Позиция США — тоже. Реноме Лукашенко в ДНР и ЛНР за последние годы также не претерпело каких-либо значимых перемен, экономическая или политическая мощь Белоруссии не выросла, а о её культурном влиянии говорить и вовсе не приходится.

При всём уважении, не по сеньке шапка. Как всего этого не учли в Минске, вырабатывая тезисы выступления первого лица республики перед столь непростой аудиторией, как Мюнхенская конференция — на этот вопрос могут ответить только минские мечтатели.

Александру Лукашенко не мешало быть не только более последовательным, но и требовать от своих подчинённых лучшей проработки различных инициатив и предложений, обсуждения их с реальными геополитическими игроками. В противном случае можно попасть впросак, что произошло и на сей раз. Трудно сказать, чего в этой трагикомичной авантюре больше: горячности Лукашенко, недоработок Макея или непрофессионализма отдельных американских экспертов, давно пытающихся играть в адвокатов минского режима перед Вашингтоном.

Одну из своих инициатив — о вводе белорусских военных в зону донбасского конфликта, Лукашенко кулуарно и публично озвучивал с 2014 года. Вероятно, неспроста она оказалась невостребованной. Теперь он снова предлагает услуги белорусских военных, к которым доверия нет ни у ополченцев Новороссии, ни у киевского политического пула.

Вовсе не случайно в Стамбуле Петр Порошенко предложил президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану направить турецких солдат в состав миротворческого контингента в Донбасс. Такое предложение вдвойне заслуживает интереса, учитывая, что турецкие военные не ступали на южнорусские земли со времён Екатерины Великой.

В целом «минская мюнхенская» конференция октября 2018 года своим форматом обсуждения судьбы ДНР и ЛНР напоминает «Мюнхенский сговор» сентября 1938 года, на котором обсуждалась судьба Чехословакии. В юбилейный год вышло немало публикаций на тему Мюнхенского соглашения, после которого каток Второй мировой войны покатился по Евразии, и впереди были Хатынь, Корюковка и Oradour sur Glane.

О реальной войне в Донбассе европейский читатель информирован куда меньше, он мало что знает о трагедии в Одессе 2 мая 2014 года и, видимо, не придаст никакого значения инициативам Лукашенко, высказанным на минском заседании Münchener Sicherheitskonferenz.

Максим Самойлов

* * *