Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
07 Nov 2018, 16:08Общество
Александр Халдей. Почему не распадётся Украина
С 2014 года в России и на Украине живо обсуждается тема возможности распада обеих стран. Это стало увлекательным видом интеллектуального спорта — кто придумает лучший сценарий распада. Чемпион получал самое большое количество лайков и цитируемых перепостов. Однако время идёт, а ни Россия, ни Украина никакой склонности к распаду не обнаруживают.
На самом деле никакие экономические трудности и распри в элитах не влекут распада государства. Распад случается только вследствие военного поражения. Холодная война или горячая — не важно, но в случае обеих войн поражение и только поражение является причиной распада государства. Если вам извне подменили ценности в элите и она разрушила страну — это поражение в войне. Если вам ввели войска других государств — это поражение в войне. Само по себе государство не упадёт. Как бы ни нищенствовало население и как бы ни лютовала элита. Любая власть всегда в силах подавить внутреннее сопротивление — если только нет скрытого или явного внешнего воздействия в виде войны.
Россия не распадётся в силу естественных центростремительных тенденций, которые преобладают над центробежными. Элиты в России стремятся решать свои проблемы через завоевание позиции в центре, а не через разрушение центра и построение другого центра. И дело не в альтруизме элит, а в том, что ни одна элитная проблема не решается развалом центра, а сохранением его решается всё. Следовательно, борьба идёт за центр. Другое дело, что борьба за реконструкцию центра способна нечаянно развалить центр, но именно нечаянно. Это будет непредвиденным эксцессом, а не осмысленной стратегией.
В данном случае Россия и Украина ничем не различаются. Все внутренние конфликты, экономические или национальные, не влекут центростремительных тенденций, несмотря на экстравагантные заявления некоторых политических фигур. Регионы на Украине ругаются всегда, но идея сохранения государства всё же превалирует над идеей его роспуска. И это будет независимо от цен на газ и степень националистических репрессий. Украинцы спорят о типе государства, а не о том, быть государству или не быть.
Не распадётся Украина ещё и потому, что она является частью глобальной стратегии США в отношении Центральной Европы как опорного пункта борьбы за Евразию. Поэтому не стоит питать иллюзий, что Запада бросит Украину после ввода строящихся газопроводов. Для Запада Украина — далеко не только транзитная для газа территория. Для Запада Украина — ключевой плацдарм за доминирование в Средиземноморье и в Восточной, а значит и в Центральной Европе.
В Вашингтоне уже раскрывали значимость Азовского моря и порта Мариуполь не только для США, но и для Европы. Это главные опорные пункты НАТО, которое непременно рассчитывает туда прийти. Именно потому Путин остановил ЛДНР на пороге Мариуполя. Германия предупредила, что если возьмут Мариуполь, то никакого Северного потока-2 не будет, а будет жестокая блокада и экономическая война, далеко превосходящая нынешние санкции.
Такой геополитический сдвиг баланса сил в Европе мир переварить пока не готов. Он и так подавился Крымом. Если Россия пойдёт ещё дальше, это будет воспринято как военная угроза. НАТО непременно войдёт на Украину. Тут важно, кто первым это сделает. Это равносильно началу войны. Если войдёт Россия — войдёт и НАТО. Войдёт НАТО — войдёт и Россия. Потому все пока воздерживаются от движения первыми, но намерений не оставляют и войска подводят всё плотнее и плотнее. Не потому, что хотят завтра их стронуть с места, а потому, что стремятся удержать от этого соперника.
Даже если украинцы завтра вообще перестанут получать свет, газ, воду и перейдут на поедание травы, Украина не распадётся. Не потому, что все этого не будут хотеть, а потому, что ни у кого на это нет сил. Запад плотно контролирует украинские элиты и политическую ситуацию на Украине. Несмотря на то, что монополии на насилие у власти давно уже нет, банды необандеровцев, засевшие в каждом крупном регионе, пока надёжно предотвращают стремления регионов убежать из этого колхоза куда подальше. Это может купировать внутренние движения к расколу, но внешние, ту же Венгрию и ее интерес к Закарпатью, это остановить вряд ли сможет.
Для того, чтобы выхватить у Запада Украину, нужно победить его в войне. Гибридной и тотальной. Да, риторика России в адрес Запада будет дружественной, А ДЕЙСТВИЯ ВРАЖДЕБНЫМИ. И никакой новый президент после Путина уже не сможет снова подписать очередной акт капитуляции. Элита России Западу не верит и снова не впустит его в свой огород. Если у вас есть нефтяные вышки и атомная бомба, вы можете быть спокойны за своё будущее. Если вы бомбу отдадите, то потеряете всё.
В этом смысле все призывы Кудрина наладить отношения с Западом повисают в пустоте. У них больше нет адресата. Если у Кудрина детей нет или они ему безразличны, то у наших олигархов они есть и на ближайшие 10 лет у них нет никакой более важной задачи, чем передать власть и собственность по наследству, и так настроить систему, чтобы ни власти, ни собственности их детей ничто и никто не угрожали. Корысть делает элиты наиболее ярыми государственниками.
Это не та государственность, что у левых, но это и не та государственность, что у либералов. Государство будет кривоватым, но сильным, тогда как у либералов оно и кривое, и слабое. Левые же бездарно промотали своё государство и на ближайшие 70 лет могут только писать мемуары. Никакого участия в государственном строительстве они принимать не в состоянии. Это очень плохо, так как у левых рисков для государства было меньше, чем у всех остальных, но это факт. Сейчас растут правые силы, а левые продолжают находится в историческом нокауте, который им нанёс Хрущёв и из которого они так и не вышли.
А поскольку левые силы в прострации, а правые не в состоянии построить сильную и надёжно защищённую от рисков государственность, то ломать Запад в ближайшие 70 лет будет некому. И значит, противостояние по линии границы России и Украины продолжится.
Понимая это, Путин и не пытается делать что-то, ведущее к уничтожению Украины. Тотальной экономической блокады нет и не будет в будущем. Газопровод сохранится. ЛДНР не отдадут, но и себе не возьмут. Элиты понимают, что даже возврат Донбасса в состав Украины не станет основанием для отмены санкций. Потребуют Крым. Для стимула кому-то из олигархов отменят запрет на въезд. Но в целом санкции оставят и продолжат их использование. Пока Крым не вернут Украине. Крым же возвращать нельзя — вообще всю нефтянку отнимут. А если это делать нельзя, то нет смысла и возвращать Донбасс — всё равно санкции оставят. Такова логика элиты. Тут нет ни капли патриотизма, тут голый и циничный расчёт. И потому положение Крыма в составе России надёжно, независимо о того, кто в России президент.
Состояние «ни мира, ни войны» с Украиной — самое приемлемое для России состояние. Для этого России не нужно разваливать Украину. Со своими национальными неврозами и идеями фикс Украина надежно ослаблена и погружена в свои распри. Первым начинать войну Запад не хочет, Путин им такой подачи не сделает, Украина всерьёз начать войну без готовности Запада воевать вместо Украины не может, а значить судьба Украины — бессрочное загнивание. Как говорил, Остап Бендер — финансовая пропасть самая глубокая, в неё можно падать всю жизнь. Так что у Украины большая и устойчивая перспектива. Стратегия Украины — затягивание Запада в войну с Россией. Но Запад сам хочет воевать с Россией руками Украины. Пока они там друг дурга пытаются затянуть в войну, Россия получит фору по времени и имеет шанс решить, наконец, экономические проблемы.
Однако созданная в России система, как и советская, нереформируема. Любая попытка переделать её форму вызовет в ней трещину и распад на осколки. Сохранение же системы не позволяет ей решать проблему выживания. Когда риск потери выживания станет выше риска смены системы, систему сменят. Да, потеряют ещё кучу времени и ещё переберут 100 вариантов того, как всё менять, ничего не меняя. Создадут и распустят 100 фиктивных партий. Сложатся и распустятся 100 внутриэлитных альянсов и временных союзов. 100 политических ЧП случится и 100 радикальных оппозиционеров отправятся за решётку, чтобы потом оттуда выйти. Но в результате система будет медленно сдвигаться к переменам. И однажды она изменится.
На Украине же будет надёжно законсервировано нынешнее состояние падения в пропасть без достижения дна. Будут меняться политики, будут браться новые кредиты и объявляться новые дефолты. Будут становиться всё более правыми партии и всё более нацистскими рецепты выхода из кризиса. Так пройдут десятилетия. Когда Сурков говорил, что в лице Украины мы на ближайшие 200 — 300 лет получили врага, он говорил верно. Если за прошедшие 300 лет Россия не победила Запад экономически, то есть все шансы на то, что и в грядущие 300 лет этого так же не случится. В мире сохранятся все нынешние тенденции. Скорее всего через 300 лет в России так же будут решать проблему оторванных от народа элит и догоняющей модернизации, а на Украине будут так же решать, с кем же им всё-таки жить, с Европой в качестве её заднего двора или с Азией в качестве её шантажиста и предателя. Так было 300 лет назад, так есть сейчас и так будет ещё через 300 лет. Украина — это проблема, которая никогда не будет решена. Ни для нас, ни для Европы, ни для Украины.
Проклятая страна, спросите вы? Кто знает. Украина идёт путём формирования украинской нации и через 30 лет доказать украинцу его единство с русскими будет так же трудно, как теперь делать это с поляками. Когда-то так было с Римом. Расходясь по Европе, римляне за 200 лет стали германцами, французами, англичанами, испанцами. Прежняя идентичность была утрачена, новая сформирована. Члены одной семьи, однажды разъехавшиеся в разные страны, через 5-6 поколений воевали друг с другом за свои новые государства. Украина — это антироссия, всегда в какой-то своей части ею была и всегда ею будет. Как бы ни было больно нам это осознавать и неполиткорректно это говорить вслух.
Запад не является единственным автором украинского антирусского соблазна. Русофобия — это древнее дремлющее в душе каждого щирого украинца чувство, задавленное до поры, как чумная палочка в степях Астрахани. Уже во времена Мазепы это чувство было вполне оформлено. Что же вы ждёте от ближайших пяти лет, мечтатели? Русофобская Украина всегда будет видеть стремление России поглотить её в своей государственности и всегда будет сопротивляться этому стремлению. Сама, а не Запад её надоумил.
Запад просто окажет всю возможную помощь. Но желание у Украины своё, и если 70 лет Советской власти не смогли вытравить из значительного числа украинцев их национализм, то никакие ближайшие потрясения не остановят её в превращении в Антироссию. Таково её положение между двумя мощными цивилизационными центрами притяжения. Они всегда будут разрывать Украину на части и всегда она будет стараться не разорваться. Может терять куски и получать их назад, но в целом она сохранится. И сейчас нет никаких оснований думать, что Запад поддержит центробежные силы на Украине, которых пока и не просматривается.
Так что нынешняя Украина — это всерьёз и надолго. Нам надо быть к этому готовыми. Мы вернулись в Екатерининские времена и даже допетровские. И пока мы не победим в войне, Украина будет прозападной. А если победим, то самостийная Украина станет нам дружественной, но всегда это будет фальшивая дружба. До первого поворота. И никакие заклинания не изменят этого печального факта. Если мы не хотим удара ножом в спину, то никогда не должны этого забывать, как бы ни была сильна очередная официальная дружественная риторика.
Это не укрофобия и не пропаганда ненависти к заблудшему, но братскому народу. Это констатация возможных расходящихся векторов нашего исторического пути, разных исторических интересов, если история пойдёт по нынешнему пути. Это реалия жизни. Да, Россия и Европа ещё много веков будут воевать за Украину, видя в ней исключительно свой плацдарм. И ещё много веков Украина будет метаться между Россией и Европой, надеясь извлечь свою выгоду и предавая по очереди то тех, то других. Потому что самостоятельно существовать Украина не может, её непременно кто-то притянет. Словом, можно выключить телевизор и спокойно пойти заниматься своими делами. Ещё лет 300 в мире ничего нового не случится.
Альтернативная судьба Украины — это когда она станет частью общей Большой России под любым названием (сначала ментально, потом структурно). Проблема будет мгновенно решена, какие бы войска НАТО этому ни препятствовали. Поэтому надо сначала разрушить концепт «Украина».
Разруха начинается в голове. В голове она и должна закончиться. В реальности нет какой-то отдельной Украины — есть оторванная часть российского государства и огромного общерусского мира. Проблемы украинцев закончатся тогда, когда они согласятся с этой простой и очевидной идеей.
Александр Халдей
* * *