Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
13 Nov 2018, 16:49Общество
Турция возвращается за ленинским подарком
Цели политики Великобритании, Турции и в целом НАТО в Кавказско-Каспийском регионе остаются неизменными: контроль нефтяных и газовых ресурсов, маршрутов экспорта сырья, поддержание напряженности на южных границах России. В дело идет доктрина пантюркизма, которую, если складывается подходящая конъюнктура, поддерживает Запад.
Таковы основные оценки, сделанные в Москве на конференции Клуба левых историков и аналитиков, посвященной столетию британо-турецкой оккупации Баку и расстрела британскими интервентами в Каракумах руководителей Бакинской коммуны.
«Преемственность целей 1918-го очевидна и в 2018-м: нефть, теперь еще и газ, маршруты их транспортировки», — сказал модератор форума Владимир Корнеев. Он, как и другие участники, политологи и историки Дарья Митина, Вардан Багдасарян, Александр Колпакиди, Андрей Арешев, акцентировал внимание на все более изощренных фальсификациях истории Закавказья, особенно с конца 1910-х до середины 1920-х годов.
Той же линии, как отмечалось, держатся и некоторые российские эксперты, пытаясь подстроиться под западный дискурс. Отсюда прямые или косвенные намеки на стабильно агрессивный характер закавказской политики Москвы.
Современный парад из прошлого
15 сентября этого года в Баку состоялся азербайджано-турецкий военный парад, посвященный, как было заявлено, столетию освобождения города от иностранной оккупации турецкой Кавказской армией. Гостей демонстративно обрядили в военную форму Османской империи образца Первой мировой. Но хорошо бы разобраться, чья это была оккупация?
Алиев и Эрдоган намекали на первую Республику Армения (1918-1920), ибо были упомянуты националистические дашнакские формирования, а также на большевистскую Бакинскую коммуну. И ни слова о британской оккупации в 1918-м — начале 1919 года приморской части азербайджанской столицы, почти всех прилегающих нефтепромыслов и большей части продуктопровода Баку — Тбилиси — Батуми.
Ни слова не прозвучало об отказе британских войск предотвратить спровоцированную турецкими пантюркистами и их местными марионетками резню армян и русских, ассирийцев и греков, персов и лезгин в Баку и на Апшеронском полуострове. Не говорилось и о том, что тогдашним турецким вторжением был попран Брест-Литовский мирный договор (март 1918 года) РСФСР с «Четверным союзом» (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария).
Более того, в выступлении на параде Реджеп Тайип Эрдоган подчеркнул роль турецких пантюркистских военачальников того периода, возглавивших «освобождение Баку от оккупации», и не преминул сделать выпад против Армении: «Пустыми были и будут попытки тех, кто оккупировал территории Азербайджана, добиться открытия границ с Турцией».
Лондону не повезло с НЭПом
Политолог Дарья Митина, выступая на форуме, отметила все более нарочитое отрицание в зарубежье, даже в Туманном Альбионе, британского военного вторжения в Азербайджан и Закаспий в 1918-1919 годах. А в последнее время подобный взгляд проникает и в отечественную экспертную среду, что отражается в российских СМИ.
Этот тренд, по мнению Митиной, связан, помимо прочего, с растущими поставками вооружений из РФ в Азербайджан, уже достигшими пяти миллиардов долларов, как заявил Ильхам Алиев 1 сентября в Сочи.
Турция возвращается за ленинским подаркомСхожие оценки высказал Вардан Багдасарян, акцентировавший внимание на совето— и армянофобии при фальсификации истории Азербайджана, Грузии и советско-закавказских отношений. Расстрел комиссаров был обусловлен борьбой Бакинской коммуны против британской (или британо-турецкой) экспроприации каспийских промыслов.
Овладеть бакинской нефтью, как и путями ее транспортировки, было главной задачей политики Лондона столетие назад. Да и позже он не отказывался от этих замыслов: планом «Топливо» от 1940 года предусматривалось совместное вторжение британских, французских и турецких войск в Батуми и Баку.
Характерно мнение политолога Дональда Макклейна (1913-1983): «Англию и всю Антанту вынудили уйти из Закавказья в 1919-1921 годах быстрорастущее влияние и присутствие там кемалистской Турции и советской России, находившихся вдобавок во взаимном военно-политическом союзе». А попытки РККА в 1920-1921 годах «советизировать» Прикаспийский регион Ирана несли угрозу нефтяному монополизму британцев и в этой стране, «потому им пришлось уйти из Закавказья, не добившись контроля над каспийской нефтью и нефтепроводом Баку — Тбилиси — Батуми».
К тому же в 1920-х британские СМИ прогнозировали, что НЭП в СССР быстро приведет к возвращению английского нефтяного бизнеса в Закавказье и в том числе к возобновлению концессии трубопровода Баку — Черное море и Батумского НПЗ.
Но как впоследствии сетовал Ллойд Джордж, «Сталин и его сторонники смогли разгадать и такие планы, быстро упразднив НЭП. Именно Сталин настоял на выводе трубопровода Баку — Батум из возможных концессионных объектов и на сохранении за СССР Батума, который Ленин с Троцким предписали, было, передать Турции».
Кстати, действующим с конца 90-х трубопроводом Баку — Тбилиси — Джейхан, основным нефтеэкспортным маршрутом Азербайджана, управляет через дочернюю ВP Georgia ее крупнейший акционер — британская ВР Amoco (бывшая «Бритиш петролеум»).
Многие специалисты уверены, что она контролируется людьми, близкими к британской королевской семье, и потомками акционеров ротшильдовских компаний — Ост-Индской и Англо-Персидской нефтяной. Но азербайджанской добычи на заполнение трубы по-прежнему не хватает, и долгосрочный расчет строится на привлечение в нее казахстанской нефти.
ВР Аmoco управляет еще и нефтепроводом Баку — Тбилиси — Супса (черноморский порт Грузии) мощностью свыше 10 миллионов тонн. Он, как напомнил Андрей Арешев, работает тоже с конца 90-х, так что «возвращение Лондона в Закавказье вполне предметно».
Весьма характерно прозвучавшее 26 мая 2016 года заявление тогдашнего министра энергетики Азербайджан Натига Алиева: «Важность трубопровода Баку — Супса не только экономические выгоды. Он, будучи базовым в энергетическом коридоре на Запад, укрепил основы независимости и всестороннего сотрудничества Азербайджана и Грузии».
Обратим внимание, что Батумский НПЗ в 2010 году был продан всего за 15 миллионов долларов турецкой «Батуми петролеум», по ряду данных, аффилированной с той же ВP Аmoco.
Британский бизнес с начала 2010-х лидирует по инвестициям в Грузию. Деньги идут в основном в транспортную, в первую очередь портовую инфраструктуру.
Алексей Балиев, политолог
* * *