Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
05 Jan 2019, 20:15Общество

Герман Гессе. «Игра в бисер». Бисер детям не игрушка!

Герман Гессе. «Игра в бисер». Бисер детям не игрушка!

Неожиданно? Сейчас поясню. Отзыв получился многословный, вдруг у вас не хватит терпения читать. Но это вы, возможно, ещё не читали многостраничных рецензий критиков на эту книгу! Я тоже их не читал, и не собираюсь. Так что здесь сугубо моё мнение о книге. Кстати, я ещё две трети отзыва сократил до двух (последних) абзацев. Если будет скучно, можете прочитать только мою притчу «Игра», мне просто интересно — удались ли мои потуги? Вначале я хотел описать своё видение игры, но не получилось — плоско видно мыслю, но в притче немного удалось пояснить её задумку. А вдохновили меня к этому притчи Кнехта — вот, что у Гессе здорово получается!

Начинаю писать отзыв сразу после прочтения первого десятка страниц. Стоило только наткнуться на упоминание «паломников в Страну Востока», как предположил, что повествование в четыре измерения не уложится, наверняка больше будет. Тессеракт превратится, в лучшем случае, в пентеракт, в худшем — в декеракт. Ладно, не буду усложнять свой текст заумными словечками, просто буду читать, а параллельно выкладывать проснувшиеся мысли, если они конечно проснутся. А сложности вам хватит, когда начнете читать это произведение. Продираться сквозь стиль Гессе и находить своё «зерно» в его тексте вам будет стоить усилий. Но они есть, «зёрна», и какие! Уже первые страницы побудили желание открыть цитатник и начинать записывать, но я его уже давно забросил, даже собственные цитаты не коллекционирую (шутка!). Вот вам пятая по счёту цитата: «Многие тысячи тяжело трудившихся и нелегко живших в ту пору людей в часы досуга, оказывается, сидели, склонившись над квадратами и крестами, и заполняли их, соответственно правилам игры, определёнными буквами. Поостережёмся, однако, смотреть на это как на смехотворную и сумасбродную затею, воздержимся от насмешек. Людей, игравших в эти детские игры-загадки, читавших эти фельетоны, ни в коем случае нельзя назвать наивными детьми или охочими до всяких забав феакийцами, отнюдь нет. Они жили в вечном страхе среди политических, экономических и моральных потрясений, вокруг них всё кипело, они вынесли несколько чудовищных войн, в том числе и гражданских, и игры их никоим образом не были весёлым, бессмысленным ребячеством, но отвечали глубокой потребности: закрыть глаза, убежать от нерешённых проблем и ужасающих предчувствий гибели в возможно более безобидный мир видимости».

Итак, вступление, которое посвящено истории возникновения игры в бисер, пройдено. Чепчика на голове нет, а то бы подбросил! Продравшись через времена, имена, страны и стили, сделал вывод — число сущностей растет в геометрической прогрессии. Мало того — ещё и время неподвластно равномерной текучести. Я так и не понял, к какому времени отнести действительность происходящего. А сама игра — суть понятна, но как?! Как играть и чем? Основывалась она изначально на музыке — это хорошо, но я любитель, а не профессионал. Потом к ней добавилась математика, которую давно забыл, ограничиваясь пересчетом зарплаты или пенсии (это самый низкий уровень арифметики, чуть-чуть выше, чем 2+2). Потом к игре присоединились профессионалы и любители из других областей науки и искусства. Появился Орден игроков! Ага, начинается создание элит! Ладно, возможно, дальше что-нибудь и разъяснят. Не удержусь, ещё одну цитату приведу, уж очень она интересной показалась — в таком ракурсе я ещё оценки музыки не встречал. «Государства, находящиеся в состоянии упадка, и люди, созревшие для гибели, тоже имеют свою музыку, но музыка их не бывает ясной. Поэтому: чем неистовее музыка, тем меланхоличнее люди, тем большая опасность нависла над государством, тем ниже опускается государь». Там ещё много слов, но если объяснить короче, то суть примерно такова: если в окружающей вас музыке начинают преобладать бравурные марши — будьте готовы или к скорой войне, или к добровольно-принудительному труду на чьё-то благо.

Дальше автор начинает нас знакомить с историей жизни магистра игры Иозефа Кнехта. «Кнехт» означает «слуга». «Подобно многим другим ученикам элитарных школ, он или рано осиротел, или был изъят из неблагоприятной среды и усыновлен Воспитательной Коллегией». Дело — тёмное. Надо отдать должное — Иозеф себя в школе проявил с лучшей стороны, так что на его способности обратили внимание наставники, а с их подачи и один из Магистров Ордена. Так Иозеф попал в список «Золотой книги», или как её иногда называли завистники «Каталог честолюбцев». А попадание в список гарантировало последующее обучение в элитной школе. На процессе и сути обучения останавливаться не буду, скажу только, что и здесь Иозефу всё удалось, он перешел на следующую ступень обучения. Ему была даже оказана честь выбора следующей школы. Так из школы Эшгольц (Касталия) Иозеф направился в Вальдцель. «Вальдцель же порождает искусное племя играющих», — гласит старинное речение об этой знаменитой школе». Да, в этой школе готовят «игроков». Не футболистов, не гитаристов, а «бисеристов». А, как уже упоминалось, эта игра требует многих знаний искусств и наук. Требуется от игроков также способность сосредоточиться, отрешиться от окружающего, недаром так много внимания в школе отдаётся искусству медитировать. Кстати, в этой школе предоставлена возможность обучения «вольнослушателям». Что-то здесь они темнят — наверное, за хорошую плату. Это, как в наших высших учебных заведениях, смог своим умом и трудом заработать — учись бесплатно; лентяй или туповатый, но хочется — тряси родителей, как грушевое дерево. Что потом из этих «платников» получится — вопрос сложный, но то, что часть из них свою тупость не изживёт, знаю по опыту.

Иозеф учится, дружит, познает. Преподаватели у него разные, с кем-то из них у него даже случается противостояние, а с кем-то из учащихся соперничество. Все обычно и жизненно, если только забыть где и чему он учится. Но автор расслабиться не даёт, постоянно натыкаешься на мысли, над которыми приходится задумываться. «Из-за своих потуг преподать «смысл» философы истории загубили половину мировой истории...» По-моему, даже больше. За многим смыслом порой окончательно теряется суть. «Вместить в мир бамбуковую рощицу можно. Но удастся ли садовнику вместить весь мир в свою бамбуковую рощу, это, по-моему, сомнительно». Не менее сложно вместить и знания в голову! Но эта школа Кнехтом успешно закончена — свободен!?

Можно было продолжить и дальше следить за жизнью Кнехта, но боюсь ввергнуть вас в скуку, как порой и Гессе ввергал меня своим повествованием. Даже не спасала красочность языка. Не получилось у Гессе и его героя вырваться из плоскости бытия. Вот вроде бы и рост есть, и движение вперёд, но, как и прежде нет объёма. Кнехт в какой-то момент начал сомневаться в способности Ордена, Игры, самого себя вырваться из этого плоскомирья и плоскомыслия. На мой взгляд, Орден сделал большую ошибку (как и многие другие закрытые сообщества), отринув всё мирское. Да, они приобрели некоторую независимость, но сколько они потеряли! Потеряли любовь, потеряли первый крик своего ребёнка, потеряли радость продолжения себя в своём дитя. Потеряли, в конце концов, боль потерь. Кнехт понимает, что его жизнь движется по спирали, но вот то, что эта спираль плоская он понял слишком поздно. И Игра тоже не может вырваться из своей плоскости, сколько не добавляй в неё элементов, она становится элитарной и заученной. Это, как в шахматах — игра древняя, популярная, но уже настолько изученная, что главные её фавориты не могут в неё выиграть друг у друга (последний чемпионат это подтвердил). И Игра в бисер застыла в своём развитии. Если и предполагалось, что она даст толчок в понимании мироздания через глубокое ощущение прошлых достижений в искусстве и науке, то этого не случилось. И, думаю, не могло случиться — мастера игры так и остались на плоской Земле с плоскими желаниями и мыслями.

Что ещё интересного в книге, так это три притчи Кнехта. Они не страдают излишней многословностью и их всего три. И они — замечательны, хотя в них совсем не мой сюжет. Вот и я попробовал себя на этой ниве.

ИГРА.

Она была немного похожа на шахматы, го и маджонг. От шахмат у неё было поле, от го — стратегия, от маджонга — множество фишек с различными символами. Первыми её придумали любители музыки, им просто хотелось узнать, что получится, если немного «поправить» бессмертную музыку классиков. Следом за ними на таком же поле и с похожими правилами, но со своими символами стали играть математики. Цель у них только другая была — вдруг, случайно поставленная фишка, даст идею решения столь трудной задачи. В какой-то момент любителям музыки наскучило экспериментировать, и они обратились к седовласому старику, который — то задумчиво был погружён в чтение толстого фолианта, то наблюдал за тщетными потугами игроков:

— Мастер, что не так мы делаем? Почему нам скучно?

— Знаете, дети мои, — ответил он, — возможно, вашим экспериментам не хватает математической строгости. Попробуйте играть вместе с математиками.

Они объединили свою игру, на какое-то время она оживилась, но прошли годы и опять заскучали игроки. Вновь они обратились к старику:

— Мастер, а чего теперь нам не хватает?

Улыбнулся Мастер и ответил:

— Возможно, вам не хватает того, что также ласкает слух, как музыка, что так же строго, как математика — слова! Возьмите в игру мастеров слова, знатоков языков.

Так к игре присоединились филологи. Прошло много лет, и снова заскучали игроки, и снова обратились к старику:

— Мастер, мы многое познали, но нам опять стало скучно, дай совет.

Оторвался Мастер от чтения своей книги и говорит:

— Друзья, наверное, вам не хватает того, кто может заглядывать в будущее, кто не боится ошибок и экспериментов.

И пришли в игру физики. Прошли десятилетия, опять игра застыла, опять потребовался совет старика:

— Мастер мы опять скучаем, мы проверили всё что знали, исправили найденные ошибки, что дальше?

Говорит им старик:

— Не знаю, но попробуйте привлечь в игру художников и химиков, может они помогут.

Немного времени прошло, лет сто, опять идут игроки к старику за советом:

— Что-то не так в нашей игре, нет прогресса, нет интереса. И, скажи нам Мастер, как ты до сих пор жив, хотя уже не один десяток поколений игроков сменилось?

Ухмыльнулся старый Мастер:

— Слушайте, дети неразумные. Когда к любителям музыки присоединились математики, вы должны были понять объём — куб. Когда к вам примкнули филологи, вы обязаны были осознать время, это четвертое измерение. Вам бы открылся тессеракт и возможность говорить с предками и потомками. Физики вам должны были открыть пентекрат, возможность проникать в самые дальние глубины пространства. От химиков и художников вы должны были получить возможность проникать в сущность материи, это хексерат. Но вы не поняли игры, вы вместо построения объёма, ещё одного объёма в объёме, ещё..., продолжали играть каждый на своей плоскости куба, изредка путая фишки, что и позволило вам столько долго не скучать. Вы не вырвались из своего плоского мышления, не открыли новых горизонтов и объёмности мира. Может это и я виноват, может и мне уже надо присоединиться к вашей игре. Вину свою я отрицать не буду, но надо было вам пройти этапы, чтоб осознать, что бренность мира познать чрез плоскость мысли невозможно. Чтобы познать объёмность мирозданья, спешу я к вам присоединиться; познаем мы себя сначала, потом проникнем во времен пучины, затем откроются вселенной нам просторы и суть материи глубинный. Займу не плоскость я последнюю у куба, а чувственность добавлю в измеренья. Быть может, нам удастся вместе дружно найти всё то, что до сих пор скрывалось в объёмах той фигуры непонятной с названьем грозным — «хептеракт». И вот ответ вам на вопрос вторичный — я ваши чувства! Такой же старый и, что плохо — неизменный.

— Да что ж читал ты все эти годы? — воскликнули игроки, вдруг, хором, — Конфуция, Сократа, может Ницше, или ещё философа какого? Иль может Библию, Коран, а может Тору?

Тут старика пробил вдруг хохот:

— Уж стар я, чтобы читать сию премудрость сынов земли навек упокоённых. Читал я мудрость всех народов мира — их сказки!»

А картинки — ну, люблю я такие!

Олег Пендик

Герман Гессе. «Игра в бисер». Бисер детям не игрушка!

Герман Гессе. «Игра в бисер». Бисер детям не игрушка!

Герман Гессе. «Игра в бисер». Бисер детям не игрушка!

Герман Гессе. «Игра в бисер». Бисер детям не игрушка!

Герман Гессе. «Игра в бисер». Бисер детям не игрушка!

Герман Гессе. «Игра в бисер». Бисер детям не игрушка!

Герман Гессе. «Игра в бисер». Бисер детям не игрушка!

Герман Гессе. «Игра в бисер». Бисер детям не игрушка!

Герман Гессе. «Игра в бисер». Бисер детям не игрушка!

https://vk.com/id281310158
https://vk.com/knigijizn?w=wall-95322_714064