Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
11 Jan 2019, 17:05Общество
Вырождение элит и пассионарность
На первый взгляд, взаимоотношение пассионариев и элиты кажутся простыми — пассионарии борются с элитой, элита уничтожает или пытается использовать пассионариев в своих целях. В действительности все не так, как на самом деле. Элиты и пассионарии две составные части одного процесса — власти над этническими системами
Это моя третья статья, посвященная феномену пассионарности и если ранее был рассмотрен собственно феномен пассионарности, категории пассионариев, их взаимодействие с обществом, то теперь пришло время взаимоотношению пассионариев и элиты.
Во избежание вопросов, заранее поясню ряд моментов. Моя цель — сделать фундамент, на котором можно и понятно как, строить управление пассионарностью на уровне страны. Содержание существующих работ в данном направлении даже близко не позволяет решать этот вопрос.
Относительно неразделяемого мной эмоционального отношения многих к понятию «элита». Используя слово «система», я исхожу из предположения, что по контексту понятно о каком виде идет речь:
• простая система (четкая иерархическая структура, пример — элитная группа);
• «среда» (биоценоз, элита);
• «сфера» (хаотическая/ нелинейная динамическая система, атмосфера, этнос/ народ).
Так вот, для меня — элита часть даже не среды, а сферы, со своими закономерностями и законами. Элиты — следствие человеческой природы и законов формирования социума, и никуда мы от этого не денемся. У исследователя не может быть эмоционального отношения к факту наличия хищников, травоядных или грибов в лесу. Они просто должны там быть, а если как в Швейцарии уничтожить всех волков, то человек будет вынужден сам отстреливать около 200 лосей в год, т.е. быть точно таким же охотником.
Картинка перед статьей характеризует не элиты, а вырождение и утрату пассионарности...
Далее рассмотрим жизненный цикл элиты и его связь с пассионарностью.
Пассионарность и жизненный цикл элиты
Если элита слаба, как было в начале 20-го века в России, а ее представители не очень умны, то пассионарии, представляющие интересы и мнение большинства населения, захватывают власть в этнической системе (этнос/ народ/ нация и др.) и ликвидируют такую элиту. А далее ситуация развивается в логике 4-х поколений Ибн Хальдуна/ Будденброков. Первое поколение приходит из пустыни и захватывает город, второе поколение расширяет территории, завоевательными походами, третье поколение развивает науки и искусство, четвертое поколение вырезается пришедшими из пустыни кочевниками.
Первое поколение — пасионарии, «первая линия», «хардкор», не создают элиту, у них слишком высокий уровень самопожертвования, воли, служения идеалам, они хорошо помнят откуда они пришли и как с элитой боролись. Вот только люди стареют, теряют силы, а их наследники, приближенные и последователи уже не знакомы со столь же суровой школой жизни и жестким отбором. Собственно элиту формирует второе поколение, для легитимации перехода, укрепления власти и нейтрализации конкурентов. К этому моменту средняя пассионарность руководящей группы снижается, личные, семейные, родоплеменные связи становятся более значимы, чем идеалы. Но формирование элиты процесс непростой, в нем так же нужны вожаки и лидеры, так что будущие элитарии нуждаются в пассионарности, но уже не такой значимой, как их была у их родителей и учителей.
Еще через поколение к власти приходят внуки, которые с детских лет живут в полном достатке и не знают отказов, понятие воли и самопожертвования для них чуждо. Правнуки же оказываются не способны ни к чему дельному. Вера в собственную избранность и аристократичность зиждется исключительно на легендах о деяниях предков.
Изменение пассионарности элиты со временем.
Пассионарность последующих поколений все время снижается, до тех пор, пока не становится ниже среднего уровня общества. В стабильные времена, средний уровень пассионарности большинства народов находится между рангами «+1» и «-1», но в периоды войн, катастроф и испытаний вырастает/ падает, в зависимости от реакции населения. С одной стороны всегда есть место для трудового/ военного подвига, свершения (мобилизация), с другой апатия и страх входят в жизнь. На рисунках сделано упрощение для понимания, уровень пассионарности общества принят за константу, поскольку его изменения в разы меньше, чем у руководящей группы.
Смена поколений идет плавно, изменение уровня пассионарности происходит для всего властного слоя, а не только руководителя страны. Выбор у постепенно деградирующей элиты небольшой:
• если среди населения оказываются пассионарии высоких рангов, то происходит революция, с полным уничтожением элиты (пример — Россия, 1917 год);
• если среди население не оказывается пассионариев, то к власти пробиваются активные субпассионарии и система власти вместе с элитой продолжает разлагаться, ища новое дно (пример — гибель практически любой империи);
• если элиты слабы, но достаточно хитры — начинается политика «нулевой пассионарности», с уничтожением проявленных и созданием условий для невозможности появления новых пассионариев;
• если элиты умны, то проводится регулярный массовый (локальный не поможет) призыв пассионариев (континентальные элиты Европы) и/или создание системы воспитания, повышающей пассионарность (пример — Британия);
При низких и отрицательных уровнях пассионарности, элита, как система/ среда, начинает деградировать, становится аморфной, распадается на автономные более простые структуры. Примером этого служит ситуация в России с начала 90-х годов.
Таким образом, группа пассионариев высоких рангов уничтожают слабые и вырожденные элиты, позволяя своим наследникам сформировать новую элиту, вот только без регулярного массового рекрутинга пассионариев и/или создания системы воспитания элит, четвертое поколение уничтожается новой генерацией пассионариев.
Положение в России
Рассмотрим, как складывалась ситуация во взаимоотношении пассионариев и элит в России за последнюю сотню лет.
По итогам событий 1917 года, пришедшие к власти революционеры уничтожили предыдущую, деградировавшую элиту. С середины 30-х годов начались попытки формирования полноценной элиты, методом борьбы которой стал террор потенциальных соперников. Антитеррор в исполнении И.В. Сталина (первое поколение пассионариев), ВОВ с ростом пассионарности и включением героев войны в верхушку власти (восстановление страны) сделало невозможной формирование новой элиты вплоть до второй половины 50-х.
Изменение пассионарности руководства СССР.
На рисунке уровень пассионарности общества показан красной линией, понятно, что он так же меняется, особенно на фоне больших событий, но я не стал усложнять рисунок и показал уровень пассионарности, который был бы на момент деградации элит к 2000 году.
К концу 50-х уровень пассионарности снизился, и элита была сформирована. Далее мы можем вспомнить историю свершений и успехов — пассионарность снижается, масштаб падает. К 2000 году, т.е. следующему после «реформаторов» поколению во власти, произошел бы элитный кризис. Вот только фактическое предательство Горбачева и Ко ухудшило расклад, пассионарность элиты была подорвана рекрутингом людей с отрицательными рангами. Даже падение общего уровня пассионарности общества — отказ от идеалов и переход на потребительство, не смог сгладить масштаб проблемы.
И не нужно говорить, что советская и российская элиты не связаны между собой — конкретные люди потеряли статус, но практически все олигархи первой волны оказались родственниками партийной, комсомольской верхушки и торговой номенклатуры (тут сошлюсь на слова М.Л. Хазина).
Изменение пассионарности руководства России.
Уровень пассионарности элиты продолжал стремительно падать все 90-е годы. Для исправления ситуации в элиту были приглашены силовики, понятно, что их пассионарность в своей массе была на уровне рангов «+1» и «+2», более высоких по рангам пассионариев, вроде Льва Рохлина, просто убрали, но это было всяко лучше отрицательной пассионарности Гайдара и сотоварищей (картинка перед статьей показывает степень вырождения). Общий уровень пассионарности элиты вырос, но не превзошел уровень даже начала 80-х, элита России так и осталась аморфной.
Рассмотрим варианты развития ситуации далее:
• ничего не предпринимать, тогда после передачи власти следующему поколению (через 5-7 лет), уровень пассионарности достигнет критического уровня, а еще лет через 10 — гибель страны (не найдется пассионариев) или уничтожение элиты, с гражданской войной и неясными перспективами;
• массовый (это ключевое слово!) призыв в элиту пассионариев под запуск стратегии долгосрочного развития и идеологии, что сдвигает проблемы и дает время для решения вопросов;
• снижение пассионарности населения — гибель страны, поскольку внешний мир переходит в состояние активного кризиса и естественного роста пассионарности. Россия становится жертвой для других.
Таким образом, без массового призыва пассионариев в элиту инерционный сценарий обернется гибелью России в горизонте ближайшего поколения и/или непредсказуемыми, скорее всего негативными последствиями на фоне гражданской войны.
Призыв пассионариев в элиту
Ранее мы рассмотрели создание элит наследниками высокоранговых пассионариев. Но как происходит взаимодействие, если элиты еще не выродились, а масштаб пассионариев не позволяет «разрушить мир насилья, а затем».
Есть четыре способа вхождения в элиту:
• рождение в семье элитариев;
• брак с представителем элиты;
• заслуги перед элитой (Ротшильды несколько поколений были управляющими для ряда элитных семей);
• заслуги перед этнической системой.
Для каждого из вариантов существует свой минимальный барьер требований, так требования к детям элиты самые слабые (откровенных идиотов и вырожденцев отодвинут в сторону), а к имеющим заслуги перед этнической системой — наиболее высокие.
Третий и четвертый способ дает право лишь на личное членство в элите, их дети должны доказать свой высокий личный уровень, выше чем для вступающих в брак, но ниже, чем для входящих по заслугам перед элитой.
Первые два способа описываются в рамках родоплеменных отношений и нас в рамках данной статьи не интересуют, третий способ частично раскрывался в статье — Вхождение в элиту в эпоху перемен. Нас интересует четвертый — это путь пассионариев «по праву силы».
Пути вхождения в элиту.
На всех ли пассионариев распространяется данный принцип? Нет, только на идущих путем расширения материальной компоненты — героев (см. Очерк о пассионарности). Тех, кто выигрывает войны, вне зависимости от того, будет ли это вооруженная, торговая или психоисторическая война. За людьми этого уровня, к моменту триумфа, стоит команда поддержки и очень серьезные аккумулированные ресурсы, интересы значительной части населения. Игнорировать их желания у элиты не получается и самый простой способ — вписать их в свою систему. Начиная с ранга «+4» и выше такой пассионарий получает автоматический входной билет в элиту своей этнической системы (не всем это оказывается нужно). Ведь его личные достижения соответствуют, а личностные черты и качества превышают требования по вхождению в элиту. Ну а ранг «+6» и выше позволяет войти в мировую элиту, было бы желание.
Основная проблема идущих путем увеличения энергетической компоненты этнической системы (создание психоисторических смыслов) и информационной (научные открытие, технологии) во времени. Большая часть научных открытий оценивается лишь по прошествии времени, когда самих авторов нет в живых и/или от них никому и ничего уже не нужно. Зачем их вводить в элиту? То же современное авторское право защищает патентообладателей, а не авторов.
В случаи творцов психоисторических смыслов, приглашение происходит, когда их последователи входят в элиту. Входной порог для мыслителей выше «+5» (национальная элита), «+7» — мировая, но... если только дожил.
Несмотря на весь свой вклад, Маркс так и не стал членом мировой элиты, и не важно — хотел он этого или нет. Ленин был пассионарием меньшего масштаба, но место на национальном олимпе заслужил, ни как идеолог, а как правитель, при котором была спасена страна, правда продержалась бы эта система не долго, если бы Сталин ее не перестроил. Место Сталина в мировой элите ни у кого бы не вызвало вопросов, вот только оно ему было не нужно, он вообще планировал ее уничтожить.
Как обстоит ситуация с детьми призванных в элиту, получившим личное членство? Требование на соответствие предъявляется по более высокому уровню, выше, чем для вступающих в брак. Если второе поколение подтверждает притязания, то можно смело говорить о наследственном членстве в элите для всех потомков.
Чем хорош кризис для желающих войти в элиту? Входные требования снижаются на один ранг — вакансий больше, потребность в активных людях и генерируемых ими ресурсах выше. Ранее я описывал, как еще повысить шансы, но тот путь относится к заслугам перед элитой.
Как писалось ранее, запуск проектов развития в России выведет лично В.В. Путина на ранг «+6» и позволит войти в мировую элиту. Для страны это будет означать привлечение в элиту пассионариев тяжелой ситуации с вырождением элиты.
Заключение
Родоначальниками очень многих элитный семей и родов являются пассионарии, пришедшие к власти на волне борьбы и уничтожившие предыдущую элиту. Вот только дети, племянники, зятья, внуки, правнуки и т.д. великих людей оказываются вполне заурядными с точки зрения уровня пассионарности. Они могут быть талантливыми, вот только с волей, идеалами и самопожертвованием проблема. Прошедшим огонь и воду родителям хочется дать детям все, чего сами были лишены, а потом хватаются за голову — что делать с «золотой молодежью», новым поколением элиты.
Нужны ли существующей элите пассионарные конкуренты, стремящиеся к идеалам и готовые к самопожертвованию? Если ситуация стабильна и положению элиты ничего не угрожает, то нет. Если большая часть пассионариев нацелена на уничтожение текущего положения (что чаще и бывает) — категорически нет. Ну а как быть, если само существование элиты и этнической системы под угрозой?
Пассионарии намного больше отдают окружающему миру, чем используют для себя, плюс они принципиальны, независимы, энергичны и трудно контролируемы. Каков из этого вывод? С ними нужно учиться договариваться, принимать часть требований. Если пустить процесс на самотек, то в какой-то момент пассионарии ворвутся в жизнь общества, как пьяные революционные матросы в элитный ресторан в 1917 году, и станут родоначальниками новой элиты. А вот далее преемственность начинает размываться и ослабевать.
Если у существующих элит достаточно мозгов, то они не ждут своего вырождения, а принимают, встраивают пассионариев в свой состав постоянно, частично соглашаясь с их требования, взглядами. Если нет — повторяется история а-ля диктатура пролетариата и социально пораженные в правах классы.
Вот и получается, что в период кризисов, пассионарии получают дополнительные возможности лично войти в элиту. Наследственное членство в элите получают только их дети, если демонстрируют должный, приемлемый для элиты уровень талантов и способностей.
Пассионарий ранга «+4» (идущие путем героев) и выше получает автоматический пригласительный билет в элиту этнической системы. Ну а ранг «+6» и выше позволяет войти в мировую элиту, было бы желание. В эпоху перемен входные барьеры снижаются, так как идет массовый призыв.
Таким образом, пассионарии нужны элите, никак хищники травоядным, а как новый молодой вожак львиному прайду. Вот только иногда вместо молодого льва к прайду выходит саблезубый смилодон...
Андрей Школьников
* * *