Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
20 Mar 2019, 18:29Общество

Андрей Школьников. Глобальные, региональные и национальные проекты

Андрей Школьников. Глобальные, региональные и национальные проекты

В рамках обсуждений, периодически возникают вопросы, что такое глобальный проект, почему Китай не является глобальным проектом, есть ли глобальный проект у России и т.д. Данная статья направлена на освещения этого вопроса.

Разделение на национальные, региональные и глобальные проекты определяется наличием исторически сложившейся общности и образа будущего у системы психоисторических смыслов данного проекта. Если образ будущего есть только для своей этнической системы, то имеем дело с национальным проектом, для большого региона/ панрегиона — региональный проект, если для всего человечества — глобальный проект.

Абсолютное большинство этнических систем живет в рамках национальных проектов или без проектов в принципе, последнее характерно для народов, выпавших из истории (большая часть европейских народов). Лишь несколько этнический систем имеют психоисторические смыслы региональных и национальных уровней. Если у этнической системы нет смыслов высокого уровня, то ее удел — принятие чужих смыслов. Если региональные или глобальные смыслы не являются упрощенной, редуцированной версией национальных, то этническая система будет стараться вырваться из них и/или ей придется меняться.

Как правило, процесс изменений длится несколько столетий, например в ходе принятия новой религии. Был единый славянский народ, часть приняла православие и теперь мы знаем их как сербов, другие приняли католические смыслы и стали хорватами, ну а третьих потомков потуреченных, мы знаем как бошняков.

С другой стороны, если национальные смыслы сильны, то значительные изменения идут в обе стороны. Какая бы религиозная система не приходила на территорию современного Ирана, она претерпевала там изменение и локализацию.

У этнической системы, претендующей на ведущие роли в мире, должны быть уникальные национальные смыслы, интегрированные с ними религиозные/ схожие по глубине влияния региональные смыслы, а также упрощенная версия морально-нравственных ценностей для всего мира.

Андрей Школьников. Глобальные, региональные и национальные проекты
Уровни смыслов проектов

В свете этого, в России уже не получится возродить проигравшие более тысячи лет назад смысловые системы, как-то язычество или еще более древние предания старины глубокой. Православие вошло в код и традиции нашего народа так глубоко и настолько долго было связано практически исключительно с Россией, что уже трудно сказать, что претерпело больше изменений, национальные (русские) или региональные (православные) смыслы. А вот пытаться сейчас выкорчевать «чужеродное» приведет лишь к одному — еще одной психоисторической катастрофе русского народа, третьей за последнее столетие: 20-е годы (насаждение атеизма) и 90-е годы (уничтожение лево-консервативных ценностей).

Таким образом, попытки убрать значительную часть смыслов и встроить вместо них не просто чужеродное, а искусственно созданное, на основе сотни раз пересказанного, или что еще хуже — ушедшего в совершенно другую сторону (возрождение традиций народов Среднерусской равнины 4,5 тысяч лет назад исходя из традиций кастовой системы Индии), можно рассматривать не просто как вредительство, а как сознательную помощь врагу в психоисторической войне против России.

Но сказанное не отменяет необходимость серьезной очистки относительно недавних и отрицаемых большей частью народа наслоений. Я говорю про стяжательство, эллинизацию православия и экуменизм.

Глобальные проекты

Обратим внимание на глобальные проекты, те, что дают миру морально-нравственную систему ценностей. При этом эти смыслы должны положительно воспринимается и приниматься большей частью человечества и не требовать существенной корректировки или полного уничтожения региональных и этнических смыслов.

В этом смысле коммунистическая идея является глобальной, поскольку не требует отказа от национальности, традиций и значительной части религиозных принципов от большинства человечества. Понятно, что есть традиции, вроде рабства или ростовщичества, что должны быть ликвидированы, но они не принципиальны для большинства.

В каждом народе есть минимум 5% населения, что оказываются невосприимчивы к традиционным национальным смыслам/ кодам своего народа, как не строй систему воспитания. Если система ценностей деформирована или уровень жизни ниже, чем у окружающих, доля потенциальных ренегатов становится выше. Как и произошло в России, где большая часть диссидентов собирается под праволиберальными знаменами, отвергая левоконсервативные устремления большинства населения, зачастую декларируя открытое презрение.

Требовать 100% принятия смыслов глобального проекта человечеством не реально, вероятно, значение в 80% будет лучшим из возможных результатов. Человечество должно сохранять внутреннее разнообразие.

С точки зрения достижения глобальности, особый интерес представляют морально-этические системы смыслов, поскольку они позволяют сетевыми методами на время интегрировать национальные проекты, не разрушая основу последних. Вот только в силу своей широты и обобщенности, в случае прямой конфронтации с региональными или национальными, глобальные системы проигрывают, но это уже к параметру — «сила смыслов». Исправить ситуацию можно лишь давлением извне, со стороны глобального проекта, контролирующего большее количество ресурсов.

В этом разрезе ясна логика Китая — национального проекта. Соседние национальные проекты он поглощал за счет больших ресурсов. Приходящие на его территорию региональные и глобальные проекты, ввиду большого населения Китая, как правило, не могли/ не успевали привлечь извне достаточного количества ресурсов для окончательного решения вопроса. Вот Китай и взял привычку — сидеть на горе и ждать труп врага, проплывающего по реке. Теперь многое изменилось — глубина и скорость проникновения чужих смыслов выросла в разы, можно и не дождаться.

В чем природа выигрыша национальных проектов при прямом и равном столкновении? В системе ценностей индивида, национальные и религиозные (чаще всего региональные именно религиозные) смыслы на порядок более устойчивы идеологических. Вспомните, сколько миллионов людей, бывших искренними либералами стали консерваторами, а сколько пламенных коммунистов превратились в отчаянных либералов за последние три десятка лет в России.

А вот со сменой веры, не к приходу к Богу из безверия и наоборот, а именно переходу в другую религию, все на порядки сложнее и реже.

Получается, что на формирование глобального проекта в первую очередь может претендовать нерелигиозная, динамичная, психоисторическая система смыслов, что способна связать между собой более устойчивые и жесткие системы смыслов. В случае же попытки глобализации со стороны религиозной системы, мы будет наблюдать борьбы на уничтожение, очередной Крестовый поход или Священную войну.

Но как говорится, любое приобретение есть потеря, любая потеря есть приобретение. Так и в рассматриваемом случае, нерелигиозные психоисторические системы оказываются неустойчивы во времени, а религиозные наоборот — не способны к предложению глобального проекта.

Каков вывод? В общем случае, для успешного построения глобального проекта, необходимо играть на трех уровнях психоисторических смыслов:

• «национальный код» — традиционная совокупность языка, религии, культуры, традиций и т.д.;

• религиозная или схожая по глубине восприятия региональная психоисторическая общность;

• нерелигиозные морально нравственные принципы для всего человечества.

Ну и излишне говорить, что эти системы смыслов должны перетекать одна в другую и быть непротиворечивыми.

Помимо прочего, данная конструкция добавляет устойчивости для этнической системы, разрушение внешнего уровня не приводит к уничтожению всей системы смыслов. Сравните наш отказ от глобального Красного проекта, за которым оказалась духовная пустота, и фактический отказ Китая, за которым оказался национальный проект.

Уровень геостратегических проектов в мире

Далеко не каждый претендент на мировое господство реально к этому готов. Посмотрим на национальные и региональные проекты, в отличие от глобальных они не могут предложить идею общего будущего для большей части человечества, поскольку не способны выйти на уровень общих принципов и интересов, перерасти смыслы и интересы конкретной этнической системы или религии. Сравните описание будущего, что реально предлагает Китай или Исламский проект, в их представлениях есть место исключительно для китайцев или правоверных, соответственно. Все остальное человечество или должно принять чуждые от рождения ценности или тихо проживать на окраинах ойкумены в положении варваров.

Ниже представлена таблица геостратегичеких проектов, из которой видно, кто кем является. К глобальным можно отнести ассоциируемый с Россией условный «Красный проект», праволиберальный проект Фининтерна («Западный проект») и леволиберальный (пока непроявленный). В тоже время США так же представляет глобальный проект, основанный на научно-техническом прогрессе и капиталистических принципах.

Андрей Школьников. Глобальные, региональные и национальные проекты
Национальные, региональные и глобальные проекты

Как это не удивительно, но кризис капитализма не приведет к утрате США глобальности, поскольку всегда можно расширить региональный образ «Града на холме», построенного мигрантами и по этой причине доступного абсолютно всем, до глобального проекта. Автор думал поставить этот смысл в качестве глобального, но позже понял, что пока этот переход еще не произошел.

Нужно сказать несколько слов по остальным проектам, в частности автор не считает Иудейский проект глобальным, его внешняя оболочка, в виде 7 законов Ноя, суть авраамический мир, в который не впишутся миллиарды азиатских народов. Китая живет на уровне даже не регионального, а национального проекта. Попытка придумать концепцию единой судьбы искусственна и неискренна, автор не думает, что из этого выйдет что-то путное. Фининтерн и Индия не имеют целостных этнических смыслов, что сильно их ослабляет.

Отдельно скажем про Россию — у нас очень много вопросов и проблем. Смыслы «Русского мира» требуют проработки, региональный уровень отсутствует, на глобальном есть лишь воспоминания о Красном проекте, от которых мы отгораживаемся. Не початый край работы для мыслителей и идеологов, вот только не нужно тащить всякую гадость в дом...

Глобальный проект России

В СССР была допущена ошибка — борьба с традиционными религиями, в первую очередь христианством, хотя исламу в итоге досталось поболи — один медресе в Ташкенте на весь Союз. Коммунистические смыслы, суть тоже христианство, но без первой заповеди — «Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Марк. 12:30), остались без тыла, в виде религиозных, традиционных ценностей.

Выше в таблице показаны психоисторические смыслы для каждой стратегии России. Не сложно заметить, что вариант все сразу и ничего не надо делать — явно не наш случай.

Если мы отказывается строить «СССР-2», к сожалению, там высока вероятность гражданской войны и отсутствует теория, то психоисторические смыслы придется «собирать», переключаясь между разными стратегиями весь 21-ый век.

Пока автору видится такая конструкция: православный социализм для России, авраамический мир для союзников по панрегиону (в том числе и для ухода от Европы) и построение ноосферного коммунизма на Земле, с перспективой выхода в «Мир полудня» за пределами планеты. Вот только сказать гораздо легче, чем сделать.

Андрей Школьников. Глобальные, региональные и национальные проекты
Психоисторический смыслы России в конце 21-го века

Данная конструкция не означает, что не нужно проповедовать и втягивать в свою религиозную систему смыслов другие народы, формируя более устойчивые союзы, наоборот, но это не должно быть жестким требованием для общего будущего. С другой стороны, глобализация на принципах внешнего, нерелигиозного уровня крайне неустойчива, если внешний уровень не является общим для союзников. В этом плане, России будет не сложно построить устойчивую конструкцию с традиционными мусульманами или иудеями на основе законов Ноя/ заповедей Моисея. Но вот что делать с Японией, живущей вне авраамического мира? Нам принимать их упрощенные взгляды на мир или им наши? Как долго просуществует такая система?

Небольшое, но очень важное замечание — внешняя, глобальная система ценностей не должна отрицать внутреннюю. Она должны быть проще в рамках психоистории (но сложнее в социальных, экономических и других аспектах), но в тоже время обладать целостностью и доказать свою историческую значимость. Всевозможные экуменические попытки, с продавливанием отказа от части принципов и объединения, нужно направлять туда же, куда уходят фантазии про «обретенный» тайны язычества, перенос индуистских текстов под видом утраченных традиции прото-славян, идей непонятных гуру и т.д.

Если кому-то хочется ставить практические психоисторические эксперименты — дерзайте, соберите несколько тысяч единомышленников, поселитесь в соседних пустых селах в глубинке и за пару поколений создайте устойчивое автономное, а не паразитическое общество, разросшееся до масштабов нескольких областей. В истории были такие успешные прецеденты, причем ни однократно.

Проблема только в том, что творческий процесс большинства новоявленных гуру и мечтателей, заканчивается одинаково — очередная тоталитарная секта, свальный грех и разная чертовщина.

Хороший пример сочетания амбиций и отсутствия критического подхода нам дает бывшая Украина, какие только черти в президенты не собираются, как будто некоторых перед выбором поставили — или пить бросать или в президенты идти. Вот и желающие дать России новые психоисторические смыслы регулярно возникают, причем всем сразу давай эксперимент над страной творить, на меньшее не согласны...

Таким образом, задача России в психоисторической сфере видится совершенно нетривиальной — создать целостную и многоуровневую систему смыслов, пока лучшим видится вариант, как показано на картинке выше.

Резюме

Традиционное рассмотрение этнических систем сводится к обособленному изучению присущих их представителям культурных, духовных и религиозных традиций, особенностям мировоззрения, идеологическим предпочтениям и др. Автор использует понятие психоисторические смыслы, для обозначения всей этой совокупности гуманитарных и духовно-нравственных понятий, опосредующих будущее развитие.

В 21-ом века в борьбе за человечество сойдутся несколько проектов, вот только далеко не все из них имеют не то, что глобальные, а даже региональные психоисторические смыслы. В частности, Британия и Китай чисто национальные проекты, Исламский мир и Индия — региональные, ну а из глобальных представлены только США (пока капиталистический проект), Фининтерн (праволиберальный).

У России ситуация сложная, национальный проект («Русский мир») четко не сформирован, региональный проект отсутствует, а от глобального остались лишь отдельные реликты. Проблему надо решать и в качестве оптимальной видится следующая конструкция смыслов:

• национальный проект — православный социализм на основе «Русского мира»;

• региональный проект — присоединение к авраамическому миру;

• глобальный проект — ноосферный коммунизм и выход в «Мир полудня».

Задача построения такой системы требует Мыслителя и/или Пророка, оба слова с большой буквы. Автор данным критериям не соответствует и не претендует на них, поэтому данный вопрос остается за пределами рассмотрения.

Андрей Школьников

* * *