Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
09 Apr 2019, 10:12Общество
Атомная бомба в руках у Киева — блеф или реальность
Киев намерен разработать «мощные ракетные комплексы», которые «повысят ту цену, которую агрессор заплатит за свои авантюры в случае дальнейшей эскалации», заявил президент Украины Пётр Порошенко 20 марта во время посещения военного полигона в Хмельницкой области. Это оружие может быть использовано для доставки ядерных боеголовок, впрочем, некоторые эксперты уверены, что атомная бомба у Украины уже имеется.
«Одну маленькую ядерную бомбочку»
Ракетный зуд у президента начался в марте. Внезапно оказалось, что Украина тоже имеет отношение к Договору РСМД и после его ликвидации «нас больше не связывают никакие ограничения ни по дальности полета наших ракет, ни по их мощности — пусть враг об этом тоже знает», подчеркнул П. Порошенко 6 марта во время заседания СНБО. После чего многозначительно добавил, что больше не намерен повторять «ошибки Будапештского меморандума», по которому Украина отказалась от ядерного оружия.
Дальше — больше. «Нам нужно высокоточное ракетное оружие повышенного радиуса действия, способное в ответ на агрессию поражать цели далеко в тылу врага», — поставил 11 марта задачу отечественной оборонке глава государства. Затем 17 марта, выступая на Михайловской площади Киева, П. Порошенко пообещал в случае своей победы на выборах начать следующую каденцию «с обновлённой военной ракетной программы» и опять пригрозил России ударом вглубь ее территории.
Президентское бряцание оружием находит живой отклик у местной «партии войны», которая откровенно жалеет о потере Украиной безъядерного статуса. «У нас было 176 ракет. Мы были третьим потенциалом в мире по ядерному оружию. Одну бы ракетку оставили нам с пятком боеголовок, — и всё, у нас не было бы проблем», — сокрушается начальник разведки 92-й отдельной бригады ВСУ полковник Петр Недзельский.
Начальник разведки 92 отдельной бригады ВСУ полковник Петр Недзельский
Заполучить «одну маленькую ядерную бомбочку» хотели бы председатель Социалистической партии Илья Кива, член политсовета партии «Свобода» Игорь Мирошниченко и лидер «Национального корпуса», народный депутат Андрей Билецкий. Кстати, его коллега по Верховной раде Дмитрий Ярош утверждает, что «еще до Майдана говорил с физиками-ядерщиками. Профессиональные люди уверяли, что абсолютно реально вернуть минимальный ядерный запас с теми возможностями, которые мы имеем сегодня».
Утверждения, что ядерное оружие — это сложнейшие технологии и финансовые вложения, бывший народный депутат Иван Заяц назвал «сказками» и построил логику от обратного: «... если бы было так дорого, то не было бы появления этих ракет, этих систем в странах Третьего мира». О том, что у Киева «есть все мощности для того, чтобы разработать и выпустить своё ядерное оружие», заявил бывший представитель миссии Украины при НАТО генерал-майор Петр Гаращук. Что касается средств его доставки, то, по его мнению, днепровский завод «Южмаш» обладает уникальными технологиями, которым на сегодняшний день в мире нет аналогов. «Ракету под названием «Сатана» не выпустили ни США, ни Россия, ни Китай», — многозначительно отметил генерал.
В январе бывший глава Минобороны Анатолий Гриценко объявил, что сейчас днепровское КБ «Южное» ведёт разработку многофункционального ракетного оперативно-тактического проекта «Сапсан», который якобы «близок» к ядерным боеголовкам по поражающей силе. «С технической точки зрения восстановление ядерного потенциала Украины является абсолютно возможным», — считает доктор технических наук генерал-полковник Игорь Смешко, но предлагает не объявлять врагу о своих планах заранее.
«Южмаш»
21 марта военный историк Виктор Савинов заявил, что «само ядерное оружие у Украины как таковое есть», и пульнуть «в глубину территории противника» Киеву мешают лишь гуманные соображения.
Более скептически на проблему смотрит член комитета российского Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. Шумиху вокруг ядерного оружия он считает блефом, поскольку у Украины для его создания не хватит интеллектуальных, финансовых и организационных возможностей. Так может или не может Киев заиметь свою собственную атомную «бомбочку»?
Альтернативная история
Конечно, ни о каком возврате «третьего потенциала в мире по ядерному оружию» не может быть и речи. Даже удержать доставшееся от СССР наследство Киев был попросту не в состоянии. «Ядерное оружие было изготовлено на территории России, у Арзамаса... срок их действия истекал в 1997 году», а утилизация представляла собой сложный процесс, объясняет бывший президент Украины Леонид Кравчук. По его словам, запуск собственного производства ядерного оружия стоил бы Украине $80 млрд, а «у нас на счету не было ничего».
В 2012 году с молотка было пущено научно-техническое предприятие «Экоантилед», производившее тяжёлую воду, необходимую для получения оружейного плутония. Ходят слухи, что стратегический цех порезали на металлолом ещё до того, да и специалистов не осталось. Что касается ракет-носителей ядерных боеголовок, то «производственная линия для создания баллистических ракет SS-18 и двигателей для них была полностью уничтожена», констатировала пресс-служба КБ «Южное» в августе 2017-го, а других заводов по производству баллистических ракет на территории Украины не существует.
Технологические достижения УССР были построены на теснейшей кооперации с другими регионами единой страны, которые производили не менее важные элементы ядерного «пазла». Но сегодня «складывается ощущение, что [генерал] Пётр Гаращук (как и большая часть нынешнего украинского руководства) живёт в альтернативной реальности. Вернее, живёт-то он в суровой действительности, но разумом находится в вымышленном мире, где мифическая, альтернативная история, сказка про «великую Украину» переплетается с былью», считает член экспертного совета Института инновационного развития Сергей Губа.
Бомба на коленке
Впрочем, ядерное оружие — это не только технологичные термоядерные боеголовки на современных носителях, о которых Украина может только мечтать, но и более примитивные вещи. Это, к примеру, боеприпас образца 1950-х с обогащённым ураном-235, а на худой конец обычная «грязная» бомба. «Когда мы у себя в центре проводили анализ на предмет того, какие государства могут создать ядерное оружие, то пришли к следующему выводу: сегодня это по силам абсолютно любому промышленно развитому государству. Требуется только политическое решение. Вся информация вполне доступна, ничего не известного нет», — говорит научный руководитель Российского федерального ядерного центра — Всероссийского НИИ технической физики Евгений Аврорин.
Ключевой момент — наличие сырья, а с ним у Украины полный порядок.
Украинская ракетная программа
«Сейчас уже не секрет, что наиболее перспективная и продвинутая технология — это так называемые вертушки. Это очень небольшие устройства, и каждое из них в отдельности стоит очень недорого. Да, они очень низкопроизводительные... В то же время, чтобы получить несколько кг урана, необходимого для производства ядерного оружия, таких устройств много и не нужно. Дорого, повторюсь, стоит лишь массовое производство», — констатирует Е. Аврорин.
Ещё проще просто нашпиговать боеприпас радиоактивными элементами. Взрыв не будет сопровождаться световым излучением, ударной волной и т. п., но зато превратит территорию поражения во второй Чернобыль. «Если президент Украины примет решение о создании ядерного оружия, то «грязная бомба» с обычным взрывчатым веществом и радиоактивным элементом... может быть создана буквально за считаные дни», — считает военный эксперт Сергей Клёнов.
Такой заряд можно поставить на «Точку-У» (дальность 150 км) или противокорабельную ракету «Нептун» (модернизированная Х-35) с дальностью полета 300 км. С моря она легко добьёт до Ростова-на-Дону, Краснодара, Севастополя. Кроме того, «Нептун» можно посадить на сухопутную платформу и выстрелить по Калуге, Воронежу (с территории Черниговской области) и Волгограду (с подконтрольной части Луганской области), а если силами «Южмаша» увеличить дальность полета на 150 км (до 450 км), то можно попытаться «пульнуть» и по Кремлю. Попытаться — а там хоть не рассветай.
Можно массированно «шмальнуть» по Донецку, Луганску, Крыму или Белгороду радиоактивными снарядами РЗСО «Ольха» (модернизированный вариант РЗСО «Смерч») с дальностью стрельбы 120 км. Что уж говорить про такие средства доставки атомной «бомбочки», как дроны или беспилотники. И кто сможет сегодня поручиться за вменяемость украинских Бонапартов? Кто мог поверить пять лет назад, что Киев будет бомбить города и посёлки Донецкой и Луганской областей, накрывать их «Градами» и «Смерчами»? Это казалось полным безумием, но так вышло, что к власти в 2014-м пришли безумцы.
Нынешнее украинское руководство вкупе с генералами и полковниками образца Недзельского — это будет похуже «обезьяны с гранатой», поскольку ход мыслей у тех, кто собрался возвращать Украине ядерный статус, направлен на то, чтобы собрать бомбу буквально на коленке (и если вопрос технологий стопорит процесс, то от технологий можно и отказаться), а затем «пульнуть» если уж не по России, то по Донбассу. При этом не жалко ни местное население, ни своих военных (особенно после голосования в первом туре выборов) — всё можно будет списать на «войну с Россией».
На МАГАТЭ в случае с Украиной надежды нет — если уж режим не обращает внимания на рекомендации ООН и ОБСЕ, то и с МАГАТЭ Киев поступит ровно так же.
Так что дело не в технологиях и отсутствии денег.
Николай Коринь
* * *