Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
03 May 2019, 11:27Общество
Российское гражданство, Украина и один народ
Заочный обмен репликами между избранным президентом Украины В. Зеленским и действующим президентом России В. Путиным закончился безусловной победой последнего. Российский президент заметил: «Я много раз говорил, что украинцы и русские — братские народы и даже более того. Я вообще считаю, что это один народ... и если у нас будет общее гражданство, от этого только выиграют и русские, и украинцы».
Слова В. Путина («Мы вообще думаем о том, чтобы предоставлять в упрощенном порядке гражданам Украины наше гражданство») уже вызвали переполох и на Западе, и у киевских властей.
Сегодня Украина и Российская Федерация — два государства-соседа, но не только. Далеко не только. Исторически это две части некогда единой Большой страны, и в этом смысле, как и в смысле восточнославянского единства, слова российского президента об одном народе являются точным выражением исторической и социально-психологической реальности.
Москва на протяжении долгого времени после 1991 года стремилась всячески избегать любых шагов, которые официальный Киев, столица нового независимого государства, мог бы трактовать как недружественные. Однако в 2014 году, после февральского государственного переворота в Киеве, восстановление не только дружеских, но и партнёрских отношений отодвинулось в неопределённое будущее.
Показательна фраза Виктора Медведчука: «Мы не говорим, что должны снова целоваться или обниматься. Мы говорим о восстановлении прагматичных экономических отношений». Как говорится, хотя бы так. Однако со временем перевешивать стало иное, а именно то, что «самостийная» Украина изначально создавалась как антироссийский проект. После февраля 2014 года она полностью перешла под внешнее управление. Сегодня Украина нужна внешним управляющим в одном лишь качестве — как геополитический таран против России. Запомним слова, которые произнёс Курт Волкер, специальный представитель Государственного департамента США по Украине: «Мы пришли на Украину надолго».
Одним из аспектов этого «надолго» являются вялотекущие военные действия в Донбассе. Что толку взывать к Минским соглашениям, если под флагом приверженности им позиция Запада (и Киева) свелась к тому, чтобы вывернуть наизнанку внесённый в соглашения алгоритм разрешения конфликта — сначала установить украинский контроль над границей ЛДНР с РФ и только потом приступить к выполнению политической части Минских соглашений (особый статус самопровозглашённых республик и т. д.)?
Запад много раз демонстрировал способность легко нарушать любые взятые на себя обязательства. Смысл западной «коррекции» Минских соглашений состоит в том, чтобы сделать конфликт бесконечным, чтобы язва вооружённого противостояния у границ РФ никогда не затянулась.
И стратегию двусторонних российско-украинских отношений нужно строить, исходя из этого. Поэтому последовали и ответные экономические санкции РФ в отношении Украины, причём весьма чувствительные.
Восточнославянское единство — не пустой звук. И украинцы, и белорусы свободно владеют русским языком, который, будучи языком русского народа, является одновременно уникальным языком межнационального общения. Хотя в 1991 году людей разделили государственными границами, у них сохранилось восприятие единого Отечества — той Большой страны, народ которой одержал общую Победу в Великой Отечественной войне, восстановил разрушенное хозяйство, на своих плечах вынес Атомный проект, грандиозные «стройки века», выход в космос. И различия в образе жизни и мышления между составными частями одного народа — великороссами, украинцами, белорусами — не выходят за рамки региональных различий в любом крупном государстве.
Понятие «соотечественник» в постсоветском мире имеет разные смысловые оттенки, в том числе трудноуловимые. Статистика утверждает, что в последние годы более полумиллиона человек получили гражданство РФ в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Возможно, этой программе будет дан новый, более серьёзный импульс.
Это работа на длительную перспективу. Украину и граждан Украины она может коснуться в особой мере. И масштабы процесса могут быть впечатляющими. Ведь ситуация в украинской экономике близка к безысходной — все ведущие отрасли в стагнации, «драйверов» роста не просматривается, страна на пороге дефолта из-за непомерных долгов, которые нужно выплачивать, начиная с текущего 2019 года, а впереди — катастрофический износ инфраструктуры. В ближайшие 15 лет предстоит вывести из эксплуатации 80% блоков украинских АЭС, дающих 50% вырабатываемой в стране электроэнергии (в теплогенерации дела не лучше, но там хотя бы нет жёстких сроков вывода мощностей из эксплуатации), железные дороги не справляются даже с резко упавшим объёмом перевозок и т. д. и т. п. Не ошибётся тот, кто скажет, что при такой власти статус самой бедной страны Европы гарантирован Украине на десятилетия.
Уже сегодня, по оценкам украинского правительства, до 10 млн. граждан Украины временно или постоянно работают за рубежом. Преобладающий поток украинских «заробитчан» направляется в Польшу, что во многом связано с «историческими традициями» западных областей, где заробитчанство приняло повальный характер. И до 3 миллионов украинцев (по оценкам) зарабатывают на жизнь в России.
Для многих из тех, кто в связи c упрощённым порядком предоставления определённым категориям граждан Украины российского гражданства задумается о переезде в Россию навсегда, она станет намного привлекательнее, чем Польша. Переезд с Украины в Россию — это как переезд из одной области в другую, где неизмеримо больше шансов найти приличную работу, а не довольствоваться свинарниками и клубничными плантациями и где к тебе не отнесутся как к чужаку. Кстати, согласно опросу, проведенному лет десять назад среди поляков, по части неприязни к ним украинцы опередили всех — и русских, и немцев, и евреев. В Польше украинцы обречены на статус бесправных гастарбайтеров.
Вот и член президиума Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Богдан Безпалько приводил недавно данные опроса, по которому, несмотря на всю антирусскую пропаганду, 63% граждан Украины положительно смотрят на то, чтобы переехать в Россию на постоянное или временное место жительства, на работу.
Ну а что Украина? Грозит ли ей при режиме, вытесняющем из публичного пространства русский язык (родной для миллионов жителей Украины!), снова стать территорией без народа? Стать Диким Полем (только более протяжённым), каким была Новороссия до прихода сюда россиян? Или на «освободившееся» место придёт другой народ — не склонный жить в условиях, при которых проповедуются неонацизм и вражда ко всему русскому?
P. S. В среду 1 мая Владимир Путин подписал Указ «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке». Процедура получения российского гражданства для ряда категорий граждан Украины упрощена. Указ вступил в силу со дня его подписания.
Антон Каневский
* * *