Архивы публикаций
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
05 Feb 2008, 16:10Общество

Наставник запорожского «Мотора»АНДРЕЙ ПОРТНОЙ: «Спорт - это тоже политика»

Наставник запорожского «Мотора» может возглавить национальную сборную Украины.
Откровенно говоря, после того, как Андрей Портной, получив красную карточку, покинул площадку львовского «Будивельныка», закрались сомнения относительно того, состоится ли интервью, запланированное еще после первой игры запорожского клуба и «Галычанки». Но главный тренер «Мотора» сдержал слово, дождавшись корреспондента «СЭ» у выхода из спорткомплекса. Видно четыре года работы за границей, где общение с прессой считается неотъемлемой частью работы любого тренера, сделали свое дело. Андрей Портной, несмотря на эмоции, бившие через край часом ранее во время игры, выглядел невозмутимо спокойным.
НАШИ СУДЬИ МЕШАЮТ ИГРАТЬ
- В Афинах во время матча за олимпийскую бронзу между украинскими и французскими гандболистками была показана красная карточка Леониду Ратнеру. Наставник нашей сборной позже признался, что намеренно пошел на конфликт с судьями, которые просто не давали играть его подопечным. А вы осознавали, чем могут закончиться споры с Фемидой?
- «Мотор» проигрывал 0:4. Нужно было что-то предпринимать, и я взял тайм-аут, чтобы просто объяснится с судьями. Я не из тех тренеров, которые бросают свою команду в трудную минуту. А когда судьи на первых минутах без предупреждения сразу удаляют с площадки игроков, а потом выгоняют тренера, это настоящий произвол. Если бы команды играли на том же уровне, что судьи международной квалификации, зрители просто не увидели бы красивого гандбола. Арбитры не реагировали на многие нарушения, пропускали пробежки, но это еще полбеды. В то время как весь европейский гандбол сейчас борется с грубостью, наши арбитры почему-то закрывают глаза на толчки в спину, удары в лицо.
- Были ли вы уверены в успехе своей команды, когда покидали площадку львовского «Будивельныка»?
- «Мотор» по функциональной готовности и опытности игроков основного состава сильнее Галычанки». Но в таких ситуациях проверяется не только физическая сила, но и дух команды. Я показал в этих двух играх, что предвзятое судейство можно побеждать. Хотя главные действующие лица на площадке - игроки, судьи, а уже потом тренеры. Каждый должен заниматься своим делом. А если кто-то кому-то мешает, нужно разбираться.
«СПАРТАК» БРОСИЛИ ВМЕСТЕ С ТУРЧИНОЙ
- Вам не было страшно после четырех лет работы заграницей возвращаться в украинский чемпионат, и в частности в запорожский клуб, который славится своей тренерской чехардой?
- В «Кометале» до меня тренеры тоже не держались больше полугода. Дольше, всего два с половиной года проработал специалист из Румынии. Но я побил все рекорды, надеюсь сделать тоже и в «Моторе».
Самое главное работать честно. Меня ведь когда-то пугали, что после ухода Турчина, ни один тренер не задержится надолго в «Спартаке». А я тренировал команду тринадцать лет. «Спартак» - достояние не только украинского или советского гандбола, а мирового. Федерация и спорткомитет не имели права пускать все на самотек, должны были поддержать клуб, найти для него спонсоров. А вместо этого оставили наедине с проблемами женщину. Зинаида Турчина старается изо всех сил сохранить хотя бы то, что есть, и дай ей Бог здоровья.
- «Спартак» сохранил бы лидирующие позиции, если бы был жив Турчин? Или даже он не смог бы ничего изменить в условиях независимой Украины?
- Турчин - выдающийся человек. Думаю, что он был бы личностью в любом деле, будь то бизнес, или другой вид спорта. Такие люди в любые, даже самые тяжелые для страны времена, всегда держатся наверху.
- А вам льстит, что вас называют преемником Турчина?
- Я что-то такого не слышал, но если так, то горд этим, ведь действительно очень многому научился за время работы с ним.
«МОТОР» ХОРОШ ТОЛЬКО ДЛЯ ЧЕМПИОНАТА УКРАИНЫ
- Наверняка принимая предложение стать главным тренером запорожской команды, вы имели свое видение того, какой она должна стать в итоге. «Мотор» сегодняшнего образца приближается к представлениям Портного?
- С теми игроками, которые есть сейчас, можно решать задачи чемпионата Украины. Но для того, чтобы прилично выглядеть на европейском уровне, необходимо усилить некоторые позиции. Мне хотелось бы видеть авторитетного разыгрывающего и центрального защитника, а также усилить края, все-таки ушли такие опытные игроки, как Жанна Кашель и Людмила Пазич, Наталья Майлычко закончила свою спортивную карьеру, по крайней мере, в Украине. Она не выдерживала больших нагрузок после операции, а у нас не было времени ждать, пока легионер пройдет повторный курс лечения. Анастасия Сокол и Екатерина Валюшек за снижение спортивных показателей были переведены во вторую команду. Анастасия Подпалова готовится по индивидуальному графику, и будет играть уже в эти выходные в еврокубках с испанками.
- Вы согласны с мнением, что с соперником по 1/8 финала Кубка ЕГФ «Мотору» повезло больше, чем «Галычанке», которой предстоит встречав с норвежским «Бьясеном»?
- Я бы сказал, что не повезло обоим. «Бьясен» и «Орсан Эльда Престижио» представляют две разные школы. Испанцы играют в эмоциональный импровизационный скоростной гандбол. Норвежцы отдают предпочтение дисциплинированной, хорошо организованной игре.
- Руководство запорожского клуба ставило перед вами задачу выиграть в этом сезоне Кубок ЕГФ?
- Нет, мне дали два года для комплектации команды. Но я максималист и считаю, что глобальные цели нельзя решать без промежуточных.
- А что послужило главной причиной того, что вашей команде не удалось пробиться в главный турнир Лиги чемпионов?
- Нехватка международного опыта у ряда игроков основного состава, в частности у Дарии Гробовой и Ольги Лаюк. К тому же в последнем матче с «Альборгом» не пошла игра у Анастасии Подпаловой. Нам в итоге не хватило всего одного мяча. В следующий раунд прошла шведская команда, которую мы как раз обыграли, «Савсхоф».
БЫЛО МНОГО ЗАМАНЧИВЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
- В 2004/2005 годах вы потеряли реальный шанс стать обладателями главного трофея самого престижного в гандболе клубного турнира вместе с «Кометалом». А в прошлом сезоне возглавляемая вами македонская команда вообще вылетела из еврокубков на ранней стадии. Признайтесь, затаили обиду на виновника выше перечисленных несчастий датский клуб «Слагелсе»?
- Сейчас нет смысла иметь зубы на какой-то клуб. «Слагелсе» тем более уже заканчивает свое существование. Аня Андерсен теперь тренирует команду в Копенгагене. Клуб, на мой взгляд, после ее ухода продержится недолго. А что касается прошлого сезона, то наша судьба в еврокубках во многом зависела от матча между «Слагелсе» и «Будапештом». Датский клуб непонятным образом, проиграл венграм дома, а потом завоевал кубок Лиги чемпионов. Поймите, в турнирах европейского уровня есть свои подводные течения, на которые не могут повлиять клубы из стран третьего мира. Венгры все-таки в элите гандбола, уровень этого вида спорта у них намного выше, чем в Македонии. А сегодня спорт - это тоже политика.
- Не секрет, что для руководства македонского клуба на первом месте всегда стояло выступление в еврокубках. Должно быть, неприятно осознавать, что плодотворное сотрудничество сроком в четыре года закончилось из-за какого-то сомнительного матча, в котором от вас ничего не зависело?
- Я совсем не из-за этого ушел из «Кометала». Мне предлагали остаться, а также продлить контракт со сборной еще на два года до чемпионата Европы-2008, который будет проходить в Македонии. Я ведь вывел национальную команду этой страны через квалификационные турниры и плей-офф в финальную часть мировых и европейских первенств. Кстати, последние три года Македония в рейтинге стояла выше, чем Украина. Трижды меня признавали лучшим тренером этой страны. А на родину вернулся потому, что захотелось помочь украинскому гандболу. Хотя имел много заманчивых предложений в других странах Европы.
НЕ ДЕЛЮ ИГРОКОВ НА СВОИХ И ЧУЖИХ
- А кто на кого оказал большее влияние: вы на клуб или клуб на вас?
- Я рос вместе с клубом и его результатами. «Кометал» хорошая команда с именем, традициями, большими финансовыми возможностями, высокими задачами и амбициозным руководством. В Македонии мне было даже легче работать, чем на Украине. Там профессиональные отношения на всех уровнях: от детской секции до национальной сборной. Моей задачей было просто прийти на тренировку, игроки следовали всем указаниям. Дисциплина была такой же серьезной, как и премиальные в случае успеха. Руководство ставило большие задачи, но и решало их на всех уровнях. А мы здесь путаемся во внутренних дрязгах, отчего, естественно, страдает дело.
- В «Кометале» все время была большая украинская диаспора, вам легче было работать с нашими гандболистками или с представительницами других стран?
- Я не делил игроков на своих и чужих. У меня тренировались и русские, и бразильянки, и турчанки, и даже представительницы Конго. Моей задачей было создать коллектив, способный решать максимальные задачи. Игроки мне поверили - и мы многого достигли.
- В сезоне, когда «Кометал» дошел до финала самого престижного из еврокубков, на четвертьфинальной стадии у него были очень напряженные игры со словенским «Кримом». Скажите, это широкое представительство украинского гандбола в обоих клубах придавало соперничеству принципиальный характер?
- Да, те две игры проходили на таком высоком уровне, что до последней секунды не было ясно, кто пройдет в следующий раунд. Уровень словенской команды был выше. Но за счет характера и сплоченности, мы тогда победили «Крим», который перед этим выигрывал Лигу чемпионов. Получилось так, что за словенский клуб играли гандболистки, тренировавшиеся у меня в «Спартаке». Я знал сильные и слабые стороны каждой и использовал их в своей тактике.
У КОРЕЯНОК ДОЛЖНЫ БЫЛИ ВЫИГРАТЬ ТРИ МЯЧА
- Юлия Портянко - украинка, игравшая за «Кометал», со временем поменяла гражданство и стала защищать цвета сборной Македонии? Какой была ваша роль в этом?
- Портянко сама приняла такое решение. Она попала в нашу команду в статусе свободного игрока, я практическ с улицы забрал ее в «Кометал». Вce правильно, рыба ищет, где глубже, человек - где лучше. Спортивная жизнь коротка и если к концу карьеры ты не накопил средств, то фактически остаешься нищим. Портянко всего лишь одна из многих. В начале девяностых в одночасье ушло сразу одиннадцать игроков из «Спартака». И все они поменяли гражданство, кто живет в Германии, кто в Норвегии.
- Вы наверняка следили за выступлением украинской сборной на чемпионате мира во Франции. На ваш взгляд, могла ли она в том состоянии, в котором была, подняться выше тринадцатого места?
- А как вы считаете, если за последние девять минут игры с кореянками, соперник шесть минут находился в меньшинстве, и с площадки убрали одного из лучших разыгрывающих мира Хо. Это тактические недоработки тренеров, которые почему-то не наиграли стандартные комбинации при большинстве на тренировках. Я посчитал по атакам, мы должны были выиграть у кореянок три мяча, а в результате - один проиграли. Не может в решающие минуты вести игру сборной гандболистка, которая играет на углу в «Галычанке». Я ни в коем случае не хочу обидеть Викторию Борщенко. Но она классический крайний игрок. А если вдруг по каким-то причинам она оказывается в центре, это уже о многом говорит.
- Может быть, в той ситуации нашей команде не хватило как раз Анастасии Подпаловой, которую «Мотор» не захотел отпускать в сборную Украины?
- Ее бы там просто доломали. Подпалова в этот период была травмирована и лежала на вытяжке в больнице. Никто из докторов и тренеров национальной сборной, не пришел ее проведать и не поинтересовался ее здоровьем, даже пребывая на сборе в Запорожье. Леонид Ратнер сетует на то, что игроков не отпускают в сборную. А мне поведение клубов вполне понятно. Главный тренер вызывает игроков на сборы, за восемнадцать дней проводит только четыре тренировки, и за сезон ломает семь игроков. Клубы платят своим спортсменам большие зарплаты не для того, чтобы потом лечить их после пребывания в национальной сборной. Оксану Сакаду после принеприятнейшей травмы отправили домой одну без сопровождения, и транспортировкой занималась не украинская сторона, а организаторы чемпионата мира французы. И до сих пор к ней никто не приходил.
ЖДУ ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА
- Наши гандболистки и так знали, что они не нужны своей стране. Вы уверены, что после всего происшедшего на мировом первенстве такие, как Цыгица, Ляпина или Яценко вообще захотят играть за сборную Украины?
- Это уже будет зависеть от главного тренера национальной сборной и от того, какие он создаст условия для игроков, какими будут премиальные и страховка.
- А вы уверены, что все зависит исключительно от тренера?
- Давайте подойдем к этому вопросу с другой стороны, украинская сборная не попала на Олимпиаду. Кто из-за этого потерял свою должность? Леонид Ратнер. В федерации и министерстве все остались на местах. Если уж тренер отвечает за все в случае неудачи, значит, он должен сделать все, чтобы ее избежать.
- Леонид Ратнер неоднократно заявлял, что видит своим преемником Игоря Дядечка. Но, как стало известно «СЭ», 31 января на заседании президиума Федерации гандбола Украины именно вашу кандидатуру на должность главного тренера решили подать на утверждение в Министерство по делам семьи молодежи и спорта Украины...
- Дело в том, что сначала было проведено тайное голосование, в результате которого больше всех голосов действительно набрал Дядечко. При этом в тренерский совет были включены три человека, не имеющие на данный момент никакого отношения к непосредственной работе с гандбольными командами. К тому, же не был приглашен председатель тренерского совета Александр Кубраченко. На днях действительно состоялось заседание исполкома федерации, на котором за Дядечка проголосовал уже только один Ратнер. Большинство высказалось за мою кандидатуру, некоторые воздержались. Но главным тренером национальной сборной начну считать себя только тогда, когда поступит соответствующий министерский приказ.
- А вы не боитесь, что вам не с кем будет работать?
- Талантливые дети у нас были, есть и будут. Нужно только засучить рукава и всем вместе работать в одном направлении. И для начала заинтересовать тренеров, создать условия для игроков и только потом требовать результат.
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»