Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
10 Sep 2008, 12:00Общество
Владимир Сабодаж - чудак из Ясной Поляны
В маленьком селе Ясная Поляна, за пятьдесят километров от областного центра, сердцем которого считается остров Хортица, живет весьма необычный человек. Кто-то говорит о нем как о последователе казацких традиций, кто-то называет чудаком. Что же на самом деле представляет из себя современный Тарас Бульба, который вот уже более десяти лет не снимает вышиванки и шаровар?
Мечта детства
Первое, что мы видим, въезжая в село, - это старенький домик, с одной стороны обложенный новым кирпичом. За тыном маячит козырек конюшни. Ни дать ни взять казацкий хутор времен Запорожской Сечи. Настоящая идиллия здесь проглядывает во всем, даже кошки во дворе вальяжно нежатся на солнце бок о бок с собаками.
В хату, которая зимой отапливается дровами, а стены украшают рушники, Владимир Сабодаж переехал десять лет назад. И еще ни разу не пожалел о своем выборе.
- Я свободный человек, который не забыл своего прошлого, того, кем были мои предки. Мне душно в городе, природа там закована в асфальт и бетон. Это одна из самых главных проблем цивилизации, - считает мой собеседник.
Владимир мечтал стать настоящим казаком еще с детства, с упоением читая о подвигах чубатых ратников, об их жизни на хуторах и в куренях. Затем служил в дружине «Запорожская Сечь», играл в конном театре «Запорожские казаки». Свое брали и гены: предки Владимира родом с Полтавщины, где национальные традиции всасываются вместе с материнским молоком.
В армии наш герой увлекся рукопашным боем, и с тех пор физическая подготовка стала неотъемлемой частью его ежедневного распорядка.
Демобилизовавшись, Сабодаж окончил ПТУ, после чего самостоятельно занялся дальнейшим образованием, проштудировав заново историю родного края и страны. Изучая обычаи и нравы предков, Владимир все больше убеждался, что хочет жить именно так, как казаки: в степи, свободным и самодостаточным человеком.
- Со временем я понял: театр и дружины - не моя дорога, я стремился кардинально все поменять, - объясняет мужчина.
Дух закаляется в походах
Теперь Сабодаж живет в доме, построенном руками отца, и воспитывает сына настоящим казаком: сильным, ловким и обязательно острым на язык. Это, по его мнению, одна из главных черт людей, нашедших свою долю на Сечи и воевавших за свободу. Именно шутки и разнообразные смешные истории поддерживали боевой дух наших предков в походах.
Кстати, в походах (пусть и не кровавых) бывает и Владимир, причем не сам. Уже несколько лет он набирает отряды молодежи из местных парней и обучает их рукопашному бою, верховой езде, выживанию в полевых условиях. Так что Сабодажа можно по праву назвать современным Тарасом Бульбой.
- Настоящий казак в первую очередь должен быть свободным, обязательно придерживаться традиций и обычаев предков: уважать мать, жену, прославлять и защищать Родину. Это и есть главные заповеди пращуров. Человека же, который надел вышиванку и шаровары, чтобы поиграть на публику, нельзя называть казаком, - уверен Владимир.
Пока он «ходит в походы», его супруга присматривает за хозяйством и двором. Ведь тыл должен иметься у каждого воина - свой дом, куда каждый раз хочется возвращаться.
- У меня рабочий день начинается с рассвета и длится до самого заката, - улыбается Раиса Сабодаж. - Ухаживать за таким хозяйством - задача не из легких, но я привыкла. Мы с Владимиром живем душа в душу, лучше и представить сложно.
С Раисой Владимир познакомился в селе и теперь не представляет себя без своей второй половины. Весь домашний труд супруги делают вместе, одной слаженной командой: так и работа спорится лучше, и порядка больше.
Сабля и конь - лучшие друзья
Как истинный хозяин, Владимир занимается столярством и даже ковкой железа. Настоящая украинская тачанка, сделанная казаком, уже дважды участвовала в праздничной колонне на «Махно-фестивале» в Гуляй Поле, а сабли, которые мастерит Владимир, получили самую высокую оценку у профессиональных кузнецов.
- Мне часто предлагают деньги за мои клинки, но разве можно продать друга? Самые близкие товарищи казака - это его сабля и конь, те вещи, которыми никогда не торгуют. Я еще могу их подарить, но только людям, способным достойно носить оружие.
Наковальня в кузнице Сабодажа сделана по старинным казацким технологиям, секреты которых до сих пор хранит род Владимира. Подходит к ней Владимир, только когда появляется настроение, ведь металл должен не просто закалиться, а впитать силу духа своего хозяина. Перед тем как браться за работу, он обязательно «знакомит» железо с наковальней, оставляя их на некоторое время наедине: у друзей и работа движется быстрее. Да и вообще весь быт нашего героя пронизан казацкими традициями, которые большинство давно позабыли. Например, если хозяин входит в дом, то он обязательно должен поклониться и перекреститься перед иконой Божией Матери. Когда издох старый конь Владимира, он похоронил его по старинному обычаю, насыпав курган и поставив крест. Кроме того, казак уже закладывает фундамент под настоящий курень, о котором мечтал с того самого момента, как переехал в село. Но приняться всерьез за строительство получилось только сейчас.
Дух свободы
Питаются Сабодажи исключительно со своего огорода. Они не покупают даже хлеба, выпекая его собственноручно. Говорят, такая еда и сил прибавляет, и душу подпитывает, ведь, чтобы управиться по хозяйству, иногда целого дня мало. И после такой пищи хоть на бой отправляйся! Это мы испытали на себе. По обычаям прадедов, гостей в дорогу голодными отпускать нельзя, потому наш собеседник выставил на стол огромную миску вареников с вишнями, которые налепила Раиса. Кстати, посетители у семьи бывают часто, хотя старые знакомые из прошлой жизни с ними почти не общаются.
- Я не держу на них зла, я сам решил уйти из города, почувствовав, что на земле родителей смогу осуществить свою мечту, - делится Владимир. - Я родился казаком, так почему же должен забывать об этом? Наверное, только в нашей стране национальный костюм сделался маскарадным. Правда, сейчас многие начали носить вышиванки, но лишь как модную вещь.
Все, что мы увидели на казацком хуторе, разительно отличалось от того, к чему привыкли городские жители. А еще в маленькой хате витало нечто неуловимое, что ощущаешь, но не видишь, очень важное и ценное. Возможно, свобода, которой лишены мы, жители мегаполисов?..
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
По словам бывших коллег, Владимир выбрал экзотический способ жизни. Они считают его поступок крайностью, ведь чувствовать себя казаком легко и в городе.
- Нельзя переходить черту между реальностью и игрой, - рассуждает ведущий актер конного театра «Запорожские казаки» Олег Григорьев. - То, что я живу в квартире со всеми удобствами цивилизации, не мешает мне носить чуб и вышиванку. Конечно, каждый сам для себя выбирает, кем быть в жизни, но и бросаться в крайности тоже не стоит.
Мечта детства
Первое, что мы видим, въезжая в село, - это старенький домик, с одной стороны обложенный новым кирпичом. За тыном маячит козырек конюшни. Ни дать ни взять казацкий хутор времен Запорожской Сечи. Настоящая идиллия здесь проглядывает во всем, даже кошки во дворе вальяжно нежатся на солнце бок о бок с собаками.
В хату, которая зимой отапливается дровами, а стены украшают рушники, Владимир Сабодаж переехал десять лет назад. И еще ни разу не пожалел о своем выборе.
- Я свободный человек, который не забыл своего прошлого, того, кем были мои предки. Мне душно в городе, природа там закована в асфальт и бетон. Это одна из самых главных проблем цивилизации, - считает мой собеседник.
Владимир мечтал стать настоящим казаком еще с детства, с упоением читая о подвигах чубатых ратников, об их жизни на хуторах и в куренях. Затем служил в дружине «Запорожская Сечь», играл в конном театре «Запорожские казаки». Свое брали и гены: предки Владимира родом с Полтавщины, где национальные традиции всасываются вместе с материнским молоком.
В армии наш герой увлекся рукопашным боем, и с тех пор физическая подготовка стала неотъемлемой частью его ежедневного распорядка.
Демобилизовавшись, Сабодаж окончил ПТУ, после чего самостоятельно занялся дальнейшим образованием, проштудировав заново историю родного края и страны. Изучая обычаи и нравы предков, Владимир все больше убеждался, что хочет жить именно так, как казаки: в степи, свободным и самодостаточным человеком.
- Со временем я понял: театр и дружины - не моя дорога, я стремился кардинально все поменять, - объясняет мужчина.
Дух закаляется в походах
Теперь Сабодаж живет в доме, построенном руками отца, и воспитывает сына настоящим казаком: сильным, ловким и обязательно острым на язык. Это, по его мнению, одна из главных черт людей, нашедших свою долю на Сечи и воевавших за свободу. Именно шутки и разнообразные смешные истории поддерживали боевой дух наших предков в походах.
Кстати, в походах (пусть и не кровавых) бывает и Владимир, причем не сам. Уже несколько лет он набирает отряды молодежи из местных парней и обучает их рукопашному бою, верховой езде, выживанию в полевых условиях. Так что Сабодажа можно по праву назвать современным Тарасом Бульбой.
- Настоящий казак в первую очередь должен быть свободным, обязательно придерживаться традиций и обычаев предков: уважать мать, жену, прославлять и защищать Родину. Это и есть главные заповеди пращуров. Человека же, который надел вышиванку и шаровары, чтобы поиграть на публику, нельзя называть казаком, - уверен Владимир.
Пока он «ходит в походы», его супруга присматривает за хозяйством и двором. Ведь тыл должен иметься у каждого воина - свой дом, куда каждый раз хочется возвращаться.
- У меня рабочий день начинается с рассвета и длится до самого заката, - улыбается Раиса Сабодаж. - Ухаживать за таким хозяйством - задача не из легких, но я привыкла. Мы с Владимиром живем душа в душу, лучше и представить сложно.
С Раисой Владимир познакомился в селе и теперь не представляет себя без своей второй половины. Весь домашний труд супруги делают вместе, одной слаженной командой: так и работа спорится лучше, и порядка больше.
Сабля и конь - лучшие друзья
Как истинный хозяин, Владимир занимается столярством и даже ковкой железа. Настоящая украинская тачанка, сделанная казаком, уже дважды участвовала в праздничной колонне на «Махно-фестивале» в Гуляй Поле, а сабли, которые мастерит Владимир, получили самую высокую оценку у профессиональных кузнецов.
- Мне часто предлагают деньги за мои клинки, но разве можно продать друга? Самые близкие товарищи казака - это его сабля и конь, те вещи, которыми никогда не торгуют. Я еще могу их подарить, но только людям, способным достойно носить оружие.
Наковальня в кузнице Сабодажа сделана по старинным казацким технологиям, секреты которых до сих пор хранит род Владимира. Подходит к ней Владимир, только когда появляется настроение, ведь металл должен не просто закалиться, а впитать силу духа своего хозяина. Перед тем как браться за работу, он обязательно «знакомит» железо с наковальней, оставляя их на некоторое время наедине: у друзей и работа движется быстрее. Да и вообще весь быт нашего героя пронизан казацкими традициями, которые большинство давно позабыли. Например, если хозяин входит в дом, то он обязательно должен поклониться и перекреститься перед иконой Божией Матери. Когда издох старый конь Владимира, он похоронил его по старинному обычаю, насыпав курган и поставив крест. Кроме того, казак уже закладывает фундамент под настоящий курень, о котором мечтал с того самого момента, как переехал в село. Но приняться всерьез за строительство получилось только сейчас.
Дух свободы
Питаются Сабодажи исключительно со своего огорода. Они не покупают даже хлеба, выпекая его собственноручно. Говорят, такая еда и сил прибавляет, и душу подпитывает, ведь, чтобы управиться по хозяйству, иногда целого дня мало. И после такой пищи хоть на бой отправляйся! Это мы испытали на себе. По обычаям прадедов, гостей в дорогу голодными отпускать нельзя, потому наш собеседник выставил на стол огромную миску вареников с вишнями, которые налепила Раиса. Кстати, посетители у семьи бывают часто, хотя старые знакомые из прошлой жизни с ними почти не общаются.
- Я не держу на них зла, я сам решил уйти из города, почувствовав, что на земле родителей смогу осуществить свою мечту, - делится Владимир. - Я родился казаком, так почему же должен забывать об этом? Наверное, только в нашей стране национальный костюм сделался маскарадным. Правда, сейчас многие начали носить вышиванки, но лишь как модную вещь.
Все, что мы увидели на казацком хуторе, разительно отличалось от того, к чему привыкли городские жители. А еще в маленькой хате витало нечто неуловимое, что ощущаешь, но не видишь, очень важное и ценное. Возможно, свобода, которой лишены мы, жители мегаполисов?..
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
По словам бывших коллег, Владимир выбрал экзотический способ жизни. Они считают его поступок крайностью, ведь чувствовать себя казаком легко и в городе.
- Нельзя переходить черту между реальностью и игрой, - рассуждает ведущий актер конного театра «Запорожские казаки» Олег Григорьев. - То, что я живу в квартире со всеми удобствами цивилизации, не мешает мне носить чуб и вышиванку. Конечно, каждый сам для себя выбирает, кем быть в жизни, но и бросаться в крайности тоже не стоит.