Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
25 Apr 2007, 23:58Политика
Универсал национального распада
Виктор Андреевич Ющенко – вне всякого сомнения, параноидально-акцентуированный субъект. С точки зрения медицины – ничего интересного. С точки зрения истории – тоже. До настоящего параноика с манией преследования, как у Ивана Грозного, не дотягивает. Просто застряет на излюбленных идеях. Одна из них – «Універсал національної згоди». Лепит его на спину страны, как старшая сестра горчичник! От всего! И от сердечного приступа, и от переедания, и от чирьев. Просто других методов лечения не знает, ибо профессионального образования не имеет.
Но если кому-то в голову придет заставить жить страну по этому Универсалу, бардак начнется такой же, как если бы Строевой устав ввели в качестве основной нормы поведения в Нацбанке. Клерки точно стали бы разбегаться от такого Председателя правления.
Универсал возник, конечно же, не на пустом месте. Просто к прошлому году даже такому тугодуму, как Виктор Ющенко, стало очевидно: вместо единообразной страны он имеет, как минимум, две Украины – Восточную и Западную. А то и три! Ибо между схидняками и западенцами залегла еще и Центральная Украина с Киевом, за мозги которой и идет теперь битва.
Не замечать этого старались не только при Виктора Андреевиче, но и при Кучме, Кравчуке, а еще раньше, в 20-е годы, при большевиках, которые, присоединив к старой гетманской Украине бескрайние новороссийские губернии, пытались насильственно украинизировать Одессу, Донецк и Харьков. Новороссия – это вообще исторически не Украина. Ее заселили в XVIII и XIX веках после побед над Крымским ханством и Турцией. Никакого украинского языка в легендарные казачьи времена тут не было. Только сайгаки бегали и татары. Так что история началась в этих землях буквально с чистого листа – с переселенцев с севера, военных гарнизонов русской армии и одесско-мариупольского говора. Пытаться приучить этих людей к чтению чахоточной волынской Леси Украинки – бесполезно. Это южане – в отличие от галичан и галичанствующих, очень жизнерадосные и здоровые люди. Не их вина, что когда-то товарищ Сталин заставил их жить в одной республике с потомками австрийских унтер-офицеров из Львова и бандеровцев из-под Ровно.
Имея две страны в одной, можно принять это просто как факт. Как заметил недавно «прозревший» Леонид Кравчук, «у нас две религии, два языка и две истории»... В конце концов, галичане могут сколько угодно восторгаться своими дедушками из УПА. Я – не против. Пусть любят их на здоровье. Но мне оставьте моего – воевавшего под Сталинградом. Бельгийцы же как-то уживаются, несмотря на то, что между их валлонами и фламандцами разница на порядок больше, чем между дончанами и львовянами. У нас русский и украинский языки принадлежат хотя бы к одной группе – славянской. А у них вообще к разным. У валлонов – к романской. А у фламандцев – к германской. Понимают они друг друга, когда говорят «по-своему», как цыган болгарина. Тем не менее, правила совместного пользования общей «квартирой»—Бельгией – выработали внятные и соблюдают их четко. Сделали два языка государственными. Брюсселю – столице – определили особый двуязычный статус, и ничего! Распадаться пока не собираются.
А у нас в Универсале Виктор Андреевич пытается втиснуть все в ленинскую формулу: нация – это сообщество людей, объединенных языком, территорией и государственным устройством. Но как бы ни хотелось сторонникам украинского «унитаризма», это определение – не универсально. Оно имеет массу исключений. В Канаде – два языка. В Швейцарии – четыре. Тем не менее, это нации, и многоязычие их не разделяет. Евреи долгое время не имели своей территории, а говорили на всех языках, каких можно – от идиша и ладино до русского и китайского. Но кто станет сомневаться, что евреи до возникновения Израиля не были нацией? Неужели поляки перестали быть нацией, потеряв в конце XVIII века свое государство? Конечно же нет! И вся их история это доказывает. Следовательно, и для Украины ничего опасного в культурном многообразии нет. У нас даже классики – мультикультурны. Тот же Тарас Шевченко писал стихи в основном по-украински, а прозу – только по-русски. Что же его теперь в обязательном порядке на украинский полностью перевести?
Попытка украинизировать восток и юг Украины – Новороссию – приведет лишь к распаду страны. Это не страшилки. Это прогноз. От меня не зависящий – объективный. В Майдан с востока Ющенко и Тимошенко тоже не хотели верить, пока не увидели его под своими окнами. А до того им казалось, что привычку устраивать «майданы» имеет только Правобережье.
Восток не откажется от своего языка, как Галичина – от греко-католицизма. Можно, конечно, ради национального примирения обменяться – галичане снова переходят в православие, а мы начинаем говорить только на львовском диалекте. Но, боюсь, это невозможно. Лучше будет оставить все, как есть, и не пытаться перевоспитывать друг друга. И никакой Универсал тут не поможет. Он слишком тесен, как башмак 38-го размера, на ногу 45-го.
Поэтому нужно наконец садиться за стол и выписывать в виде законов страну с двумя языками и двумя историями. Только тогда у нее будет одно будущее. Писать можно прямо на обороте Универсала – чтобы бумага не пропадала.
Но если кому-то в голову придет заставить жить страну по этому Универсалу, бардак начнется такой же, как если бы Строевой устав ввели в качестве основной нормы поведения в Нацбанке. Клерки точно стали бы разбегаться от такого Председателя правления.
Универсал возник, конечно же, не на пустом месте. Просто к прошлому году даже такому тугодуму, как Виктор Ющенко, стало очевидно: вместо единообразной страны он имеет, как минимум, две Украины – Восточную и Западную. А то и три! Ибо между схидняками и западенцами залегла еще и Центральная Украина с Киевом, за мозги которой и идет теперь битва.
Не замечать этого старались не только при Виктора Андреевиче, но и при Кучме, Кравчуке, а еще раньше, в 20-е годы, при большевиках, которые, присоединив к старой гетманской Украине бескрайние новороссийские губернии, пытались насильственно украинизировать Одессу, Донецк и Харьков. Новороссия – это вообще исторически не Украина. Ее заселили в XVIII и XIX веках после побед над Крымским ханством и Турцией. Никакого украинского языка в легендарные казачьи времена тут не было. Только сайгаки бегали и татары. Так что история началась в этих землях буквально с чистого листа – с переселенцев с севера, военных гарнизонов русской армии и одесско-мариупольского говора. Пытаться приучить этих людей к чтению чахоточной волынской Леси Украинки – бесполезно. Это южане – в отличие от галичан и галичанствующих, очень жизнерадосные и здоровые люди. Не их вина, что когда-то товарищ Сталин заставил их жить в одной республике с потомками австрийских унтер-офицеров из Львова и бандеровцев из-под Ровно.
Имея две страны в одной, можно принять это просто как факт. Как заметил недавно «прозревший» Леонид Кравчук, «у нас две религии, два языка и две истории»... В конце концов, галичане могут сколько угодно восторгаться своими дедушками из УПА. Я – не против. Пусть любят их на здоровье. Но мне оставьте моего – воевавшего под Сталинградом. Бельгийцы же как-то уживаются, несмотря на то, что между их валлонами и фламандцами разница на порядок больше, чем между дончанами и львовянами. У нас русский и украинский языки принадлежат хотя бы к одной группе – славянской. А у них вообще к разным. У валлонов – к романской. А у фламандцев – к германской. Понимают они друг друга, когда говорят «по-своему», как цыган болгарина. Тем не менее, правила совместного пользования общей «квартирой»—Бельгией – выработали внятные и соблюдают их четко. Сделали два языка государственными. Брюсселю – столице – определили особый двуязычный статус, и ничего! Распадаться пока не собираются.
А у нас в Универсале Виктор Андреевич пытается втиснуть все в ленинскую формулу: нация – это сообщество людей, объединенных языком, территорией и государственным устройством. Но как бы ни хотелось сторонникам украинского «унитаризма», это определение – не универсально. Оно имеет массу исключений. В Канаде – два языка. В Швейцарии – четыре. Тем не менее, это нации, и многоязычие их не разделяет. Евреи долгое время не имели своей территории, а говорили на всех языках, каких можно – от идиша и ладино до русского и китайского. Но кто станет сомневаться, что евреи до возникновения Израиля не были нацией? Неужели поляки перестали быть нацией, потеряв в конце XVIII века свое государство? Конечно же нет! И вся их история это доказывает. Следовательно, и для Украины ничего опасного в культурном многообразии нет. У нас даже классики – мультикультурны. Тот же Тарас Шевченко писал стихи в основном по-украински, а прозу – только по-русски. Что же его теперь в обязательном порядке на украинский полностью перевести?
Попытка украинизировать восток и юг Украины – Новороссию – приведет лишь к распаду страны. Это не страшилки. Это прогноз. От меня не зависящий – объективный. В Майдан с востока Ющенко и Тимошенко тоже не хотели верить, пока не увидели его под своими окнами. А до того им казалось, что привычку устраивать «майданы» имеет только Правобережье.
Восток не откажется от своего языка, как Галичина – от греко-католицизма. Можно, конечно, ради национального примирения обменяться – галичане снова переходят в православие, а мы начинаем говорить только на львовском диалекте. Но, боюсь, это невозможно. Лучше будет оставить все, как есть, и не пытаться перевоспитывать друг друга. И никакой Универсал тут не поможет. Он слишком тесен, как башмак 38-го размера, на ногу 45-го.
Поэтому нужно наконец садиться за стол и выписывать в виде законов страну с двумя языками и двумя историями. Только тогда у нее будет одно будущее. Писать можно прямо на обороте Универсала – чтобы бумага не пропадала.
Олесь БУЗИНА, FromUA