Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
26 Oct 2011, 22:47Политика
Процесс эволюционной интеграции Украины с Россией устойчиво развивается
Первый заместитель главы администрации президента Украины Ирина Акимова заявила на днях, что соглашение о зоне свободной торговли с Европейским Союзом может быть парафировано, а затем подписано отдельно от соглашения об ассоциации. Более откровенно высказался по этому поводу в студии украинского парламентского телеканала «Рада» депутат от фракции Партии регионов Владимир Толстенко: «Я не вижу никакой трагедии в том, что соглашение о зоне свободной торговли с ЕС не будет подписано в декабре. Мы сначала парафируем договор, а потом уже будем смотреть по обстановке». Таким образом, главная угроза процессу российско-украинской интеграции отодвигается на неопределенное время.
Насколько решающее значение придавалось данному вопросу в Москве, можно судить из заявления Секретаря Комиссии Таможенного союза Сергея Глазьева, сделанного на следующий день после подписания важнейшего экономического соглашения между странами СНГ в Санкт-Петербурге: «Если Украина подпишет договор о зоне свободной торговли с ЕС, то это создаст серьезные трудности для функционирования зоны свободной торговли в СНГ». Еще больший интерес представляет оценка этого события экс-президентом Украины Виктором Ющенко. 19 октября на пресс-конференции в информагентстве «Интерфакс-Украина» он подчеркнул: «Так же, как Харьковский договор закрыл нашу интеграцию в сфере безопасности, так вчерашние договора (в Санкт-Петербурге) закрыли нашу интеграцию в сфере торговой политики в Европейский Союз. На одной территории двух зон свободной торговли быть не может». При этом Ющенко спрогнозировал, что в декабре текущего года может быть подписана политическая ассоциация с ЕС, но без соглашения о зоне свободной торговли. В таких случаях принято говорить: как в воду глядел. Практически данный факт означает резкое и весьма существенное повышение шансов на вступление Украины в Таможенный союз в перспективе ближайших полутора-двух лет.
Уместно задать вопрос: что же произошло? Ведь совсем недавно вопрос о подписании Украиной договора о зоне свободной торговли в Евросоюзом уже в декабре сего года считался решенным окончательно и бесповоротно. Заметим, что в окружении Виктора Януковича имеется достаточно влиятельных противников Таможенного союза (например, известный олигарх Дмитрий Фирташ, руководитель небезызвестной газовой монополии «Росукрэнерго», в случае российско-украинской интеграции теряющий все и потому активно лоббирующий «евроинтеграцию» через своих людей в администрации президента, которые занимают там руководящие должности). Со своей стороны ЕС шел навстречу Украине и устами главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу объявлял, что соглашение о зоне свободной торговли будет подписано уже в конце сентября. Но...
Основная причина изменения позиции украинского руководства — в совершенных европейской стороной просчетах.
Беспрецедентный нажим на президента Украины в связи с «делом Тимошенко» и, более того, неприкрытое шельмование Януковича и правящей Партии регионов в западной прессе все яснее показывают украинскому руководству истинное отношение к нему и Брюсселя, и Вашингтона.
Подчеркнем, что все это произошло за год до стратегически важных выборов в Верховную Раду. Имидж «евроинтегратора», который старательно создавался для Виктора Януковича в глазах общественного мнения, был подмочен сами же европейцами. Более грубый промах с их стороны трудно себе представить.
Застрельщиком кампании против Януковича выступил один из столпов американской демократии — «The Wall Street Journal». 18 октября там появилась статья с примечательным названием: «Президент Украины занимает вызывающую позицию» и еще более примечательным тезисом: «Президент Виктор Янукович отклонил растущее давление Запада, который призывает его пересмотреть приговор лидеру оппозиции Юлии Тимошенко. На встрече с полудюжиной западных журналистов в своем офисе Янукович выглядел непринужденным и несломленным критикой со стороны Европы и Вашингтона. Вызывающее поведение Януковича является вызовом Западу». Подчеркнем, что этот «привет с Уолл-стрита» был переведен и размещен на официальном сайте президента Украины... Эстафету продолжил бывший посол США на Украине (в 1998-2000 гг.) Стивен Пфайфер, который в интервью украинскому изданию «Тиждень» заявил: «Может ли Украина присоединиться к Европе, отворачиваясь от европейских демократических ценностей? ЕС может далее вести переговоры с Украиной относительно соглашения об ассоциации и всеобъемлющей и углубленной зоны свободной торговли, но трудно себе представить, что их подпишут, когда экс-премьер будет оставаться в тюрьме и будет отстранена от участия в политическом процессе». Далее в игру вступил посол Европейского Союза на Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра, выразивший уверенность, что «Украина не может продолжать жить в условиях, которые лишь кажутся демократическими».
Но превзошел всех заместитель председателя тимошенковской партии «Батькивщина» Григорий Немыря со своим заявлением о том, что Европейский Союз и США обсуждают возможность введения персональных санкций в отношении представителей власти Украины и членов их семей.
Чего же они все добились в итоге? Ответ на этот вопрос дал сам президент Украины. В интервью «Первому национальному» каналу украинского телевидения вечером 19 октября Виктор Янукович сказал: ««Мы сегодня занимаем позицию, с которой наши европейские партнеры не хотят считаться. Вот в чем проблема. Я говорил Еврокомиссии: раз вы не готовы — давайте подождем. Мотивации в соглашении об ассоциации нет. Они (европейцы) не хотят брать на себя конкретных обязательств, потому что не уверены в том, что будут расширяться. Складывается впечатление, что мы бедные родственники, которые напрашиваются». И тут же добавил, что к концу текущего месяца в переговорах с Россией по газовому вопросу будет достигнут окончательный компромисс.
Наконец, в Брюсселе поняли, что откровенно сваляли дурака. Высокомерные заявления о том, что визит Януковича отменен, сменились уже любезными по тону приглашениями посетить Брюссель в середине ноября. В представительстве Еврокомиссии на Украине сообщили о том, что на следующей неделе Киев посетит управляющий директор Службы внешних действий по вопросам Европы и Центральной Азии Мирослав Лайчек. Цель визита — участие в запланированном на 26 октября заседании совместного комитета Украина-ЕС. Но даже этих считанных дней оказалось достаточно для того, чтобы российская сторона смогла перехватить инициативу.
25 октября рабочие группы министерств финансов и центральных банков Украины и России встречаются, чтобы договориться о переходе на двусторонние расчеты в рублях. Такие сообщения появились в ряде российских и украинских изданий. Стратегическая важность этого шага совершенно очевидна. Тем более, что вопрос, как это принято говорить не то что назрел, а перезрел.
Впервые идея перейти на расчеты в рублях прозвучала сразу после президентских выборов 2010 года на Украине. Затем о ней снова вспомнили только в апреле 2011-го, когда, выступая в Госдуме, глава правительства Владимир Путин сообщил, что Украина просит Россию о переходе на рублевые платежи за газ. Он отметил, что на постсоветском пространстве российская денежная единица укрепляет свои позиции и вскоре может стать одной из резервных валют для стран СНГ. Напомнив, что с Белоруссией до 80% расчетов проводится в российских рублях, Путин подчеркнул: «Это не какие-то эфемерные планы, мы двигаемся в этом направлении и реально добиваемся результата. Постепенно, потихонечку. Курочка по зернышку клюет». Примечательно, что украинский президент в тот момент очень осторожно прокомментировал ситуацию, увязав тему рублевых расчетов с проблемой снижения цены на газ для Украины.
«Пересмотр расчетов за газ Украины и России в рублевом эквиваленте — это для нас вопрос вполне приемлемый. Мы можем пойти на это, но мы считаем, что наши партнеры российские при этом должны применить понижающий коэффициент к цене», — сказал Виктор Янукович.
В России тогда отказались рассматривать валютный вопрос в контексте поставок энергоносителей, а снижение цены газа предложили перенести в плоскость перспектив интеграции Украины в Таможенный союз. После чего вопрос на некоторое время «завис».
18 октября премьер-министр Украины Николай Азаров и его российский коллега Владимир Путин в ходе встречи в Санкт-Петербурге вновь подняли этот вопрос. Глава украинского правительства отметил, что чем скорее Украина сможет платить за российский газ в рублях, тем лучше. Он сообщил, что на политическом уровне решение принято, а технические детали будут согласованы в ближайшее время. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков уточнил, что на следующей неделе вопрос обсудят делегации министерств финансов и центральных банков Украины и России.
Как и следовало ожидать, украинские эксперты «оранжевого» толка забили тревогу. Так, Михаил Гончар, эксперт центра «Номос» заявил об опасности складывающейся ситуации: «Встанет вопрос о привлечении дополнительных объемов рублевой массы — и российские банки охотно предоставят кредиты на достаточно мягких условиях. В итоге Украина кроме газовой зависимости от России может столкнуться с финансовой». Но при условии беспристрастного подхода к существу вопроса и мнения высказывались иные. Например, аналитик Американской торговой палаты на Украине Александр Черный в интервью российской «Независимой газете» отметил: «Для наших экспортеров, которые продают за доллары или евро продукцию на западных рынках, а за газ смогут рассчитываться в рублях, ситуация может быть даже выгодна, поскольку при определенных условиях она позволяет сыграть на курсовой разнице». Однако наиболее «сенсационную» точку зрения высказал эксперт Института Горшенина Владимир Застава: «Украинско-российский конфликт являлся модерируемым спектаклем. Это вполне объясняет противоречивые действия украинской власти, которая, заявляя о стремлении к евроинтеграции, сделала все, чтобы реализация этой идеи стала невозможной. В итоге Украина может максимально отдалиться от Евросоюза, переориентировавшись на полную кооперацию с Москвой. Судя по последним событиям, именно этот сценарий и реализуется». Вероятно, этот эксперт — большой любитель конспирологического чтива...
Однако есть неоспоримый факт, вполне способный пролить свет на последние знаковые события в росссийско-украинских отношениях и недвусмысленно истолковать их. 19 октября один из бывших деятелей Майдана и опять же бывший генеральный прокурор оранжевого режима, а ныне депутат Рады от фракции «Наша Украина» Геннадий Москаль выступил с громким заявлением:
«По достоверной информации, которую я получил от украинской диаспоры в США, бывший президент Украины Ющенко, который недавно находился в Америке, подал документы для получения вида на жительство в США. Дальнейшая цель этого шага — получение гражданства США».
В ответ Ющенко пригрозил подать иск в суд «для защиты чести и достоинства». Интересно, что сумму моральной компенсации по упомянутому выше иску он оценил... в одну гривну. Москаль не замедлил воспользоваться этим, сделав едкое заявление: «Меня удивляет, что он свою честь и достоинство оценил в одну гривну. Ну, наверно, он и считает, что они стоят именно столько. Но я считаю, что это завышенная цена. Я считаю, что его честь и достоинство не стоят ничего — ноль копеек. И чего судиться, если вообще нет чести и достоинства»? Данная воистину замечательная характеристика «оранжевого фюрера», умудрившегося смешать в одну кучу западный либерализм с бандеровским нацизмом, к тому же данная депутатом от ющенковской же партии «Наша Украина», как нельзя лучше показывает истинную причину краха оранжевой революции и созданной ею мифологии. Мог ли политик, чьи честь и достоинство его же собственные соратники оценили в «ноль копеек», привести Украину к «светлому европейскому будущему»?
Между тем, история с разоблачением падшего героя Майдана получила продолжение. Геннадий Москаль уже пообещал обнародовать фотографии купленной Виктором Ющенко роскошной виллы в Чикаго, где он, по-видимому, намерен дожидаться «лучших времен». И это предстоящее бегство Ющенко в США (с учетом его «бурного прошлого» он имеет все шансы оказаться на нарах вместе с Тимошенко и Луценко) является лучшим подтверждением того, что тяжелые времена в российско-украинских отношениях прошли. Братские страны, связанные общей тысячелетней историей, делают уверенные шаги навстречу друг другу. Главное сейчас — избежать повторения прежних ошибок. И тогда Украина будет в Таможенном союзе.
Артем ИВАНОВСКИЙ, специально для Столетия