Выбор редакции
Лента новостей
Дональд Трамп атаковал «глубинное государство», которое пыталось его убить
09.02
Для киевских путчистов безоговорочная капитуляция, а не сделка
07.01
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
19 Mar 2012, 09:54Политика
Сильно пахнущие деньги для демократии. К законопроекту "Об отказе от помощи США"

[/justify][justify]11 марта парламент Египта постановил вынести на голосование законопроект об отказе от американской финансовой помощи. Гнев депутатов вызвало разрешение властей покинуть страну шестерым гражданам США, обвиненным в незаконной передаче денег местным негосударственным организациям и отдельным гражданам для организации протестов. Возмутились не только депутаты: накануне силы безопасности сошлись стенка на стенку с сотнями протестующих возле здания посольства США в Каире. Те поначалу хорошенько помяли бока собравшимся там же сторонникам нынешней военной администрации страны (десятки получили ранения), а потом, выкрикивая лозунги против правления военных и требования выгнать американского посла за вмешательство во внутренние дела, забрасывали камнями полицию...
Масла в огонь подлил отказ премьера Камаля эль-Ганзури ответить на вопросы депутатов о том, что собственно происходит с резонансным судебным процессом, ведь 25 февраля министерство юстиции выдвинуло в адрес 43-х сотрудников НГО обвинение в "нелегальном получении финансовой поддержки со стороны иностранных организаций без соответствующего разрешения египетского правительства".
По официальной версии, все они работали в таких хорошо известных во всем мире американских НГО как Международный республиканский институт (МРИ), Национальный демократический институт (НДИ), "Дом Свободы", а также в немецком Фонде Конрада Аденауэра. Действуя на территории Египта без соответствующей лицензии, те передали порядка 40 миллионов долларов США египетским НГО — "на развитие демократии и демократических институтов, защиту прав человека, свободы слова" и пр. Еще в конце декабре прошлого года следователи со спецназом посетили офисы упомянутых организаций в Каире, изъяв там всю документацию и компьютеры.
Вашингтон, конечно, был не в восторге от таких действий и сразу же пригрозил урезать 1,5 млрд долларов своей ежегодной помощи Египту, если власти не прекратят судебное разбирательство, а с обвиняемых американцев не снимут запрет покидать страну. Кстати, среди них оказался и Сэм ЛяХуд, сын министра транспорта США Рэя ЛяХуда, работавший в МРИ. Давление осуществлялось традиционными методами: шумная кампания в прессе о преследованиях, приватные телефонные звонки фельдмаршалу Тантауи и пламенные речи конгрессменов с угрозой немедленно подать законопроект о наказании долларом. Как известно, согласно Кемп-Дэвидским соглашениям 1978 г., проще говоря, за мир с Израилем, Египет ежегодно получает 1,3 миллиарда долларов субсидий на закупку американского оружия и еще порядка 2 с половиной миллиардов долларов в качестве экономической помощи.
Однако американские угрозы спровоцировали волну негодования египтян, которые восприняли это как давление на египетское правосудие и вмешательство во внутренние дела.
Следует особо отметить, что несмотря на ежегодного щедрого дареного коня, в Египте исторически весьма подозрительны, если не враждебны, к американским деньгам как движущей силе американской публичной дипломатии. В рассекреченной ныне советской дипломатической корреспонденции можно прочитать, как еще в 50-ых легендарный египетский лидер Гамаль Абдель Насер обстоятельно рассказывает советскому послу, за сколько американцы купили прессу в одной соседней стране, а в другой — профсоюзы, в третьей — все правительство вместе с монархом... Собственно, это и подтолкнуло его на введение однопартийности и изгнания из страны любого оппозиционера, дабы он не стал агентом влияния. Его преемник Анвар Садат с известной политикой "открытых дверей" пошел на либерализацию, но под жестким контролем, что продолжил и Мубарак, чьи идеологи назвали это "критическим патриотизмом". Формула была простой: "Постыдно, когда оппонентов правительства осуждают только лишь за то, что они критикуют правительство или президента. И совершенно законно, когда компетентные власти расследуют дела, в которых лица или организация подозревается в продвижении иностранных интересов", писала традиционно близкая ко власти газета "Аль-Ахрам".
В 2005 г., после известной "оранжевой революции", в Египте не на шутку заволновались. Упомянутая "Аль-Ахрам" писала следующее: "Некоторые политические обозреватели предполагают, что администрация Буша вернулась к тактике холодной войны. Радиостанции распространяют американскую пропаганду по всему Ближнему Востоку, как раньше они это делали в отношении Восточной Европы. Вашингтон одновременно с этим осуществляет проникновение в арабские неправительственные организации и политические партии. Похоже, что Украина стала своеобразным образцом, по которому США намерены распространять свободу и демократию в арабском мире". И это не было египетской правительственной контрпропагандой, поскольку именно это провозглашала устами тогдашней госсекретаря США Конди Райс неоконовская администрация Буша-младшего.
Мубарак к тому времени хоть и был — в американских терминах — "своим сукиным сыном", но находился уже в преклонном возрасте, когда американской дипломатии поневоле приходилось думать о преемнике. Сам он настаивал на своем сыне Гамале, ставшем преуспевающим олигархом. Но популярность Гамаля в обществе была до неприличия низкой, что делало невозможной общественную легетимацию передачи ему власти даже иллюстративно-демократическим путем: выдвижение правящей партией с последующей организацией нужных результатов выборов. Но что особенно тревожило, так это категорическое невосприятие Гамаля армейской верхушкой, которая видела в нем прямую угрозу себе: мол, Гамаль приведет во власть своих друзей, убрав из политики и бизнеса генералов. Первая проба создать альтернативу унаследования власти Гамалем состоялась в том же 2005 г. на президентских выборах, когда против Мубарака-старшего выдвинули про-американского либерала Аймана Нура. Но весомого результата он не получил, а вот неприятностей себе заработал: его судили за мошенничество с подписями в поддержку еще на стадии регистрации и дали 5 лет тюрьмы. Интересно, что Вашингтон предпочел о нем быстро забыть. Возможно, испугавшись, что преждевременной сменой Мубарака воспользуются исламисты из запрещенного "Мусульманского братства" (свежий на тот момент пример честной победы на свободных выборах в Газе их побратима "Хамас" стоял тогда перед глазами).
Пришедший к власти Обама сразу же существенно — в 5 раз — урезал деньги, традиционно выделяемые "гражданскому обществу" Египта. Какое это самое "общество", описал депутат Абдель Гаффар Шокр: "Проблема НГО Египта в том, что они не имеют не членов, ни фондов, и как правило, все коррумпированы". Более того, администрация Обамы запретила предыдущую практику выдавать деньги частным лицам.
Падение Мубарака в январе 2011 г. заставило отказаться от линии невмешательства: во-первых, легализировались "Братья-мусульмане", попавшие сразу же под подозрение, а не возьмут ли они деньги от злейшего врага — Ирана. Но военные, что ныне правят страной в этот неопределенный по времени переходной период, в свою очередь, доказали, что могут договариваться с "братьями", но не хотят, чтобы в политический процесс опять вмешивались США. Собственно, в этом и первопричина нынешнего конфликта.
Очевидно, что давление Вашингтона принесло определенные результаты. Американцы отпущены, суд отложен, судья-председатель взял самоотвод из-за конфликта интересов (мол, сын работает в фирме, связанной контрактом с американским посольством)... А что простой народ? А народ — против, засвидетельствовал опрос Гэллапа, проведенный еще в декабре до упомянутых обысков в офисах иностранных доноров демократии. 74% опрошенных высказались против американской помощи "гражданскому обществу", а 71% — против американской помощи Египту вообще.
Игорь СЛИСАРЕНКО
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:
Америкосы плетут сеть оппозиционеров в Запорожье
https://daynr.com/news/33066.html