Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
27 Nov 2015, 10:02Политика

Ядерная угроза Киеву

Ядерная угроза Киеву
Подрыв снабжавшей Крым ЛЭП угрожает безопасности Украины

Разрушение линии электропередач украинскими националистами и активистами крымскотатарского «меджлиса» нанесло серьезный ущерб экономике Украины. Прокуратура страны возбудила уголовное дело и обещает наказать виновных. Тем не менее, всё это не останавливает радикалов, они намерены продолжить «энергетическую блокаду» полуострова.

Около 70% электроэнергии Крым получал от Украины. Причем расплачивался живыми деньгами. Сейчас на полуострове введено чрезвычайное положение. Наладить энергоснабжение будет непросто. Но потери понесла и Украина.

По словам первого зам. директора «Укрэнерго» Юрия Касича, подрыв ЛЭП может быть опасен для атомных электростанций «незалежной». «Все эти события привели к необходимости аварийной разгрузки атомных электростанций Украины на 500 МВт. Это Запорожская АЭС и Южно-Украинская. Хочу отметить, что такие аварийные разгрузки АЭС — это очень опасно», — заявил он. Помимо этого без света могут остаться Херсонская и Николаевская области.

С одной стороны, мы видим очевидное вредительство радикалов, которые с криками «Слава Украине!» разрушают экономику и вообще возможности для нормальной жизнедеятельности в собственной стране. О том, чтобы убедить жителей Крыма вернуться под власть Киева, речи тем более не может быть.

Но есть все основания предполагать, что спланированная диверсия была одобрена непосредственно властями в Киеве. Во-первых, разрушение ЛЭП происходило несколько дней. Вначале разрушили две опоры, на следующий день — еще две. Радикалы спокойно позировали на фоне своих «подвигов». Во-вторых, поведение правоохранительных органов было каким-то «вялым». Вроде бы речь идет о возможной аварии на АЭС, а на задержание диверсантов были посланы совсем малые силы милиции. До сих пор радикалы продолжают ставить власти условия, прежде чем допустить до места диверсии ремонтные бригады. Либо власть не способна ничего сделать, либо откровенно потакает преступлению.

До конца не ясен и мотив самих радикалов. Так называемая «продовольственная блокада» Крыма, как потом выяснилось, имела целью получить легкие деньги. За право проезда с водителей грузовых фур боевики националистических батальонов брали «пожертвования». Но разрушенная ЛЭП точно уже не принесет никакой прибыли…

— У подрыва ЛЭП есть две причины, — уверен председатель Комитета госстроительства Новороссии Владимир Рогов. — Первая — видимая — вполне очевидна. На Украине давно говорят, что надо прекратить снабжать Крым электроэнергией. И не важно, что продажа электричества на полуостров обеспечивает наличие двух тысяч рабочих мест в энергетической отрасли страны и дает возможность получать реальные деньги, в отличие от внутреннего рынка, где долги только увеличиваются. Если рассуждать в рамках логики националистов, то все потери — допустимая плата за ущерб, наносимый «агрессору». Наиболее рьяные радикалы считают, что десятки тысяч жителей Херсонской и Николаевской областей могут сидеть без света.

Вторая причина — скорый визит на Украину американского вице-президента Джозефа Байдена. Перед Киевом стояла задача эскалации насилия в Донбассе и втягивание в прямое вооруженное противостояние России. В августе участились обстрелы, новое наступление украинской армии должно было начаться накануне Дня независимости. Но Порошенко срочно вызвали на ковер в Берлин. После этого он на некоторое время исчез из медиапространства, а обстрелы в Донбассе прекратились на несколько недель.

Европа не была заинтересована в конфликте, и Порошенко не рискнул идти на обострение отношений с Олландом и Меркель. Нынешний визит Байдена — своеобразная инспекционная поездка, Киев должен чем-то отчитаться. Ему нужны какие-то победы, но их нет. Всё это на фоне активизации региональных элит. Порошенко не производит впечатления главы нации, всё происходит вопреки его воле.

Если ЛЭП подорвали по его указанию, то значит, он интегрирован в процесс эскалации напряженности. Если это сделали без его ведома, то это сигнал Порошенко, что его хотят поменять на более решительного политика.

Корр.: — Но что скажет Порошенко своим гражданам, если от подрыва ЛЭП страдает Украина?

— Сейчас отмечается два года начала «майдана». Итоги крайне плачевные. Но тема «номер один» во всех ведущих украинских изданиях — обесточенный Крым. Пишут, как «ведрами» жители полуострова возят электричество с материковой России. Любое ухудшение в России на Украине воспринимается как очередная «перемога». Сейчас у сторонников новой власти появился новый аргумент. Раньше они пугали сограждан тем, что у них будет как в Донецке и Луганске. Сейчас будут пугать, что в случае неповиновения будет как в Крыму.

Не стоит забывать, что многие представители украинской власти живут по заветам Степана Бандеры. А он говорил, что в интересах страны, как он их понимал, можно убивать сколько угодно людей. Любая эскалация конфликта воспринимается властями как положительный фактор в деле построения «украинской нации».

— Подрыв ЛЭП привел к снижению мощности энергоблоков АЭС. Это опасно тем, что действия проводились в аварийном режиме, — говорит директор энергетических программ Национальной Академии наук Украины Валентин Землянский. — То есть, это внеплановая ситуация. Действия проводились по нормативам, но нормативы эти аварийные. Но атомная энергетика очень не любит каких-то внеплановых мероприятий.

— Нештатные работы предусмотрены, но это аварийный режим, — напоминает специалист по атомной энергетике Александр Уваров. — Если мощности некуда выдавать, то приходится останавливать энергоблоки. Проще говоря, вы вырабатываете электроэнергию, она должна куда-то уходить. Если энергию девать некуда (вы же не можете ее где-то «складировать»), то приходится отключать реактор. Это как режим экстренного торможения в автомобиле. С одной стороны, он предусмотрен, с другой, — он не нормальный. Всё хорошо, когда всё работает по плану. Такие отключения АЭС могут в дальнейшем сказаться на продлении ресурса станции. Атомные станции предназначены для работы в «базе», то есть станцию запустили, и она стабильно работает какое-то время. Любой аварийный сброс мощности уменьшают ее ресурс.

Старший научный сотрудник Института российской истории РАН Андрей Марчуков полагает, что диверсии — это попытка оказать давление на Россию:

— На Украине возбудили четыре уголовных дела по факту подрыва ЛЭП. С другой стороны, возможность прекращения электроснабжения Крыма, причем из-за терактов, была очевидна уже изначально после присоединения к России полуострова. Но тогда казалось, что ничего подобного не может случиться. Перспективы прекращения электроснабжения Крыма представлялись многим людям невозможными. Как видим, это произошло. Теперь восстановление электроснабжения за счет подачи энергии с Кубани будет полностью возобновлено только к 2018 году, а затрачено на это будет, по предварительным подсчетам, 47 млрд. рублей. До этих пор Крым будет находиться в подвешенном состоянии.

Что касается ущерба, понесенного Украиной, то интересы энергетики страны и ее промышленности, как и рядовых потребителей, националистов и крымскотатарских радикалов волнуют мало. Впрочем, как и их покровителей в Киеве.

Дело в том, что невысказанная цель украинских националистов — деиндустриализация и деурбанизация Украины. Националисты мечтают вернуть страну в некое сельско-самобытное и интеллегентно-заповедное состояние.

Деятелей крымскотатарского движения не волнует ничего, кроме власти. Украинские олигархические элиты заинтересованы только в добывающей промышленности и перевалках природных богатств в другие страны. Так что никого ущерб, понесенный экономикой, не беспокоит.

Не стоит забывать, что электроэнергию в Крым Украина продавала по более высокой цене, чем она продается в соседних европейских государствах. Покупая электричество у Киева, мы фактически поддерживали Украину.

Корр.: — За подрывом ЛЭП больше стоят идеологические или экономические мотивы?

— Действует комплекс факторов. На мой взгляд, заведенные украинской прокуратурой уголовные дела ничем не закончатся. Они будут расследоваться так же, как дела о массовом убийстве людей в Одессе или на Майдане.

Нынешний демонстративный акт подрыва ЛЭП многие хотели бы списать на действия украинских и крымскотатарских националистов. Но я думаю, что они не самостоятельные фигуры. Здесь больше элементов торга с российским руководством. Киев пытается давить на Москву через разрыв ранее действовавших экономических связей.

Корр.: — При этом Киев согласен даже на ущерб собственным интересам.

— Подрыв ЛЭП мог быть осуществлен в интересах Киева, а мог и в интересах тех, кто стоит за Киевом. В принципе, тем и другим нет дела до благополучия Украины, тем более до пострадавших регионов исторической Новороссии. Главное — давление на Россию. Нас хотят заставить пойти на компромиссы относительно Донбасса и в целом отношения к киевской власти.