Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
28 Nov 2017, 11:17Политика
Россия — Судан. Двусторонние связи в глобальной политике
На прошлой неделе Россию посетил президент Судана Омар Хасан аль-Башир. На его встрече с президентом России Владимиром Путиным обсуждались вопросы, которые говорят о том, что данный визит следует рассматривать не только с точки зрения двусторонних отношений, но и в рамках глобальной политики.
Республика Судан — одно из крупнейших государств Африки. Несмотря на то, что после отделения Южного Судана на территории страны практически не осталось крупных нефтяных месторождений (для того и отделяли!), в Судане имеются крупные месторождения других полезных ископаемых. Недавно Хартум объявил, что обладает крупнейшими в мире запасами меди, которые оцениваются в пять миллионов тонн. Особо значительны запасы золота (в 2017 году планируется добыть его 100 тонн), железа, хромитов. Имеются месторождения фосфатов, цинка, алюминия, кобальта, никеля. Разведаны большие запасы урана...
Общий объём торговли между Россией и Суданом пока невелик, но темпы её растут: в прошлом году рост составил 66 процентов, за первые девять месяцев текущего года — рост свыше 80 процентов. Судан является крупным покупателем российского зерна. В этом году РФ планирует увеличить объём продаваемого зерна на суданский рынок до миллиона тонн. Хорошие перспективы российско-суданского сотрудничества существуют в сферах энергетики, геологоразведки, добычи и обмена ресурсами.
Среди подписанных российско-суданских соглашений следует выделить договор о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Со стороны России его подписал генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв, а со стороны Судана — министр водных ресурсов, ирригации и электроэнергетики Муатаз Муса Салим. Подпись министра водных ресурсов на случайна — сообщается, что «Росатом» построит для Судана несколько малых плавучих атомных энергоблоков, а затем станцию мощностью в 1,2 тысячи мегаватт.
Следует также отметить подписание соглашений по сотрудничеству в нефтегазовой сфере, о выделении лицензионных блоков для проведения геологоразведки между компанией Kush for exploration & production Cо.Ltd и Министерством минеральных ресурсов Судана, а также концессионных соглашений на золотодобычу, которая будет производиться российской компанией «М Инвест».
Что же касается итогов визита аль-Башира в Россию с точки зрения глобальных проблем, следует отметить следующее.
Обращают на себя внимание выступления Омара аль-Башира против США. В 1998 году США бомбили столицу Судана, разрушив фармацевтическую фабрику страны «Аль-Шифа». Во время моих поездок в Судан я видел развалины фабрики — их сохранили как напоминание о том, что Судан находится в перманентной блокаде Запада....»Объяснение» бомбардировок американской стороной было откровенно издевательским: мол, бомбим завод по изготовлению химического оружия. Всем понятно, что такой завод не мог стоять в центре столицы, а уничтожать подобный завод бомбёжками — двойное преступление. Причиной бомбардировок была попытка Судана разорвать зависимость от американских фармацевтических корпораций. Источник их сверхприбылей — даже не в технологиях, технологии имеются и в других странах. Этот источник — содействие американскому бизнесу со стороны правительство США. Вот, например, какова разница в ценах на препараты для лечения рака, изготовляемые транснациональными корпорациями с американским преобладанием, с одной стороны, и индийскими фармацевтическими компаниями — с другой (подсчёты были сделаны в ЮАР, цифры приводятся в южноафриканских рандах): Абиратерон — 319R — 30R (разница — 947 %); Эрлотиниб — 863R — 81R (разница — 969 %); Сорафениб — 229R — 12R (разница — 1878 %); Ленанидомид — 3500R — 125R (разница — 2692 %). Бывший президент ЮАР Табо Мбеки рассказывал автору настоящей статьи о том, как к нему приезжал президент США, настойчиво убеждая закупать американские лекарства от ВИЧ. Отказ Т. Мбеки подчиниться закончился переворотом и принятым после этого решением Конституционного суда ЮАР о...»праве граждан ЮАР на американские лекарства». Конституционный суд не забыл перечислить не только конкретные лекарства, но и их производителей!
Впрочем, жалобы Судана на США проявились тогда, когда США сняли длившиеся несколько десятилетий санкции против этой страны. Дело в том, что снятие санкций не означает наступления дружбы, это лишь снятие ограничений для американского бизнеса по проникновению в страну. Санкции стали приносить ущерб бизнесу США, кроме того, они создали «режим наибольшего благоприятствования» для Китая, у которого не было в Судане внешних конкурентов.
Во время переговоров с российским президентом Омар аль-Башир отметил, что «то оружие, которое есть в Судане, — российского производства. Это касается сухопутных войск и нашей авиации». Он сообщил и о своих переговорах с министром обороны России: «Сейчас мы запускаем большую программу переоснащения наших вооружённых сил, и мы договорились с министром обороны РФ о том, что Россия будет оказывать этому содействие. Мы хотим усилить наше присутствие в России в качестве военных атташе. Что касается переоснащения наших вооружённых сил, мы также обсуждали с министром обороны, что будет обмен экспертами».
Особо следует обратить внимание на то, что президент Судана заявил о своей озабоченности ситуацией в Красном море: «Мы считаем, что вмешательство США в эти вопросы также является проблемой. И мы хотели бы обсудить этот вопрос с точки зрения использования баз на Красном море». В настоящее время военное присутствие США имеется более чем в двадцати странах континента, включая Южный Судан. 1 августа 2017 года свою первую военную базу за рубежом открыл в Джибути Китай — как раз напротив известной американской базы Camp Lemonnier...
Судан говорит о возможностях российского присутствия в Красном море как стабилизирующей силы, отдавая должное решающему вкладу России в спасение от американской агрессии целых государств. И прямо было сказано, что если бы не Россия, такого государства, как Сирия, уже давно не существовало бы.
Завершая своё выступление на встрече с президентом В. Путиным, президент Судана заявил: «У Судана большие, обширные связи в Африке, и мы можем в том числе оказать содействие России в развитии отношений с африканскими странами. Можно сказать, что Судан может быть «ключом» России к Африке. Мы являемся членом Африканского союза, у нас великолепные отношения со всеми африканскими странами, и мы готовы играть соответствующую роль. Также мы заинтересованы в развитии наших отношений с БРИКС»...
Александр Мезяев