Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
13 May 2018, 12:37Жизнь
Четыре пули для папы. Кто направлял руку «серого волка»?
13 мая 1981 года турок Мехмет Али Агджа, пришедший на площадь Святого Петра в Ватикане на встречу с папой римским, стрелял в Иоанна Павла II. Лишь по счастливой случайности тот остался в живых. Агджа был задержан на месте преступления, однако дело о покушении на понтифика так и осталось одной из загадок ХХ века.
В конце 70-х годов турецкие улицы захлестнуло политическое насилие. Молодые активисты левых и правых организаций регулярно совершали нападения друг на друга, зачастую такие уличные столкновения заканчивались большой кровью. Например, в столкновениях на площади Таксим в 1978 году погибло 40 человек.
Наиболее активную роль в уличном насилии играла организация «Бозкурт», также известная как «Серые волки», поскольку символом движения был выбран именно этот зверь. Организация появилась как молодёжное и полувоенизированное крыло Партии националистического действия. Которая, как понятно уже из названия, придерживалась радикально правой идеологии. Помимо обычного турецкого национализма движение активно пропагандировало также пантюркизм.
Знак «Серых волков»
Своими главными противниками «волки» считали коммунистов и вообще всех левых и активно участвовали в уличных столкновениях конца 70-х, в которых за несколько лет погибло более трёх тысяч человек с обеих сторон. Кроме того, они отметились громкими политическими убийствами, самым резонансным из которых стало убийство одного из самых известных журналистов страны — Абди Ипекчи. Именно тогда Агджа и стал известен широкой публике.
Мехмет Агджа родился в 1958 году. О его ранних годах известно немногое. В юности он участвовал в некоторых сомнительных с точки зрения закона делах, проще говоря, занимался мелким криминалом. Заодно работал с контрабандистами на их тропах между Болгарией и Турцией. Перебравшись в Стамбул, он присоединился к «Серым волкам». И вскоре прославился на всю страну сомнительным способом — убийством влиятельного журналиста.
Абди Ипекчи
Абди Ипекчи на протяжении 20 лет занимал пост главного редактора газеты «Миллиет» — одного из самых известных СМИ страны. Издание одновременно поддерживало и принципы Кемаля (создателя современного турецкого государства), и некоторые лево-либеральные установки. По этой причине газета пользовалась большой популярностью у различных национальных меньшинств Турции, а также у интеллигентной городской публики, разделявшей её умеренные взгляды.
1 февраля 1979 года Ипекчи, возвращавшийся в автомобиле домой с работы, был застрелен. Благодаря информаторам в рядах радикалов полиция быстро вышла на след участников убийства. Ими оказались Мехмет Агджа и Ораль Челик. Челик сумел бежать за границу, а вот Агджа был арестован, предстал перед судом и приговорён к пожизненному заключению.
Мехмет Агджа
Однако в тюрьме он пробыл всего полгода. Соратники по «Серым волкам» смогли организовать побег в Иран, откуда он перебрался в Болгарию, где были достаточно сильны позиции турецкой мафии. По некоторым данным, помощь в организации побега оказал влиятельный член «Волков» Абдулла Чатлы, криминальный авторитет, работавший на спецслужбы. Его неоднократно подозревали в том, что по заданию спецслужб он уничтожал неудобных политических активистов и криминальных авторитетов.
В Болгарии Агджа провёл несколько месяцев, после чего раздобыл фальшивые документы и транзитом через несколько стран прибыл в Италию, остановившись в Милане. Оттуда он выехал в Рим 10 мая 1981 года.
Покушение
На 13 мая была запланирована встреча папы римского с паствой на площади Святого Петра в Ватикане. На это значимое событие съезжались десятки тысяч католиков, желавших своими глазами увидеть главу церкви, помолиться с ним и получить его благословение, традиционное для подобных встреч.
В то время знаменитый «Папамобиль» не имел никаких серьёзных средств безопасности на случай покушения. Это был обычный Fiat Campagnola без крыши и какой-либо защиты от нападения.
Согласно дальнейшим показаниям Агджи (впрочем, он менял их едва ли не каждый день. Например, поначалу он утверждал, что был один и не имел сообщников), он прибыл на площадь вместе с Оралем Челиком, который уже был его сообщником в убийстве турецкого журналиста. Агджа будто бы должен был расстрелять папу из пистолета, а Челик тут же подорвать небольшое взрывное устройство. Взрыв отвлёк бы внимание и посеял панику, благодаря чему Агджа и рассчитывал скрыться с места преступления. Впрочем, позднее суду так и не удалось доказать причастность Челика к покушению.
13 мая в 17 часов и 17 минут Агджа произвёл четыре выстрела из браунинга. В этот момент папа проезжал на автомобиле через толпу восторженных почитателей, благословляя их. Все пули достигли цели, но ни одна не стала смертельной. Две пули попали в живот, ещё одна в руку и одна в указательный палец другой руки. Кроме того, две пули задели двух других людей, однако их ранения были лёгкими.
Агджа бросил пистолет и попытался бежать, однако его задержали находившиеся на площади люди, а также генеральный инспектор ватиканской жандармерии Камилло Чибин, ответственный за безопасность понтифика.
Папу экстренно доставили в больницу и прооперировали, после чего он пошёл на поправку.
Сомнительные показания
Мир был шокирован покушением на главу одной из самых могущественных церквей. Сразу же стали возникать различные версии того, кто мог стоять за покушением. Первое место в списке подозреваемых в западных СМИ занял КГБ. Доказательств причастности советских спецслужб не было, к тому же Агджа вообще был радикальным антикоммунистом и вряд ли пошёл бы на такое сотрудничество. Но какие-то версии надо было выдвигать, а вина на советские спецслужбы традиционно возлагалась в тех случаях, когда никаких подозреваемых не было. Дополнительно разжигал страсти и сам Агджа, упорно молчавший об обстоятельствах покушения и организаторах.
Поскольку никаких хотя бы косвенных доказательств в пользу этой версии не было, журналисты выдвигали версии, что папу решили убить из-за опасений, что он повлияет на ситуацию в Польше, где в тот момент на подъёме была «Солидарность». Но в Польше и раньше случались волнения, и куда более серьёзные, все папы традиционно были убеждёнными антикоммунистами и при этом никаких покушений не было.
К тому же ситуация в Польше оставалась под контролем и не казалась слишком угрожающей. В конце концов, трудно было поверить, что Леонид Брежнев может отдать приказ на убийство папы римского, если учесть, что на это не решился сам Сталин. Более того, это полностью противоречило традиционной для Брежнева политики разрядки на всех направлениях. Ведь именно при Брежневе впервые были установлены дипломатические отношения между Москвой и Ватиканом, которых не было более 50 лет.
В общем, дежурная версия о причастности КГБ постепенно ушла с передовиц газет. Но к тому времени осуждённый к пожизненному заключению Агджа внезапно заговорил. Если до суда он утверждал, что стрелял в понтифика по мотивам религиозной ненависти, то теперь он утверждал, что выполнял задание болгарских спецслужб и турецкой мафии, которые скооперировались в деле убийства папы.
Кроме того, теперь он утверждал, что является членом Фронта освобождения Палестины, что выглядело совсем уж странно, учитывая радикальный антикоммунизм «Серых волков» и марксистскую направленность палестинцев. Они всегда яростно отрицали, что Агджа проходил у них подготовку и как-либо был связан с ними.
На основании его показаний были арестованы трое турок и трое болгар. В качестве организатора покушения итальянская полиция подозревала сотрудника болгарской компании «Балканские авиалинии» Сергея Антонова, который работал представителем компании в Италии и будто бы одновременно являлся агентом болгарских спецслужб. Новая версия вызвала некоторое недоумение. Никто не мог понять, зачем маленькой Болгарии, далёкой от большой политики, организовывать покушение на папу римского, который вообще не имеет никакого отношения к стране.
Поэтому опять появилась версия о причастности КГБ. Будто бы решение приняли в Кремле, а непосредственное исполнение передоверили болгарским спецслужбам. Однако доверять такие дела посредникам вообще в высшей степени рискованно и сомнительно.
Версия рассыпалась через два года. Ни следствие, ни суд не нашли ни малейших доказательств причастности арестованных по делу людей к покушению на Иоанна Павла II, все они были признаны невиновными и отпущены на свободу.
Папа римский посетил в тюрьме Агджу и имел с ним долгий разговор. Однако турок так и не сообщил имена заказчиков преступления. Тем не менее понтифик публично объявил, что простил Агджу и будет за него молиться.
В конце 80-х по Европе прокатилась волна бархатных революций, подвергшая значительному изменению политический ландшафт континента. На этом фоне покушение на главу католической церкви позабылось. В 1997 году о нём вновь вспомнили после того, как несколько злоумышленников захватили самолёт компании Air Malta, потребовав освобождения Агджи. Преступников удалось обезвредить.
В 2000 году папа римский обратился к итальянским властям с просьбой помиловать преступника в честь двухтысячелетия с момента рождения Христа. Агджа был помилован после 19 лет нахождения в тюрьме и отправлен в Турцию.
Однако там его ждал новый срок за убийство турецкого журналиста и ещё ряд криминальных деяний типа ограбления магазинов. Поэтому в Турции Агджа провёл ещё десять лет в тюрьме и был освобождён только в 2010 году.
Агджа меняет показания
После освобождения Агджа стал менять показания едва ли не ежеминутно. Сначала он заявил, что подлинным организатором убийства был итальянский кардинал Агустино Казароли, к тому времени уже покойный. Казароли будто бы хотел улучшить имидж католической церкви на фоне сотрясавших её скандалов, и папа-мученик мог значительно повысить поколебавшийся авторитет церкви.
Впрочем, вскоре Агджа в очередной раз изменил свои показания. В своих мемуарах он написал, что в 80-е годы оговорил болгар, которые вообще не были причастны к этому делу. Основным заказчиком Агджа теперь называл Иран, куда он и бежал из турецкой тюрьмы. Будто бы едва ли не сам аятолла Хомейни выступил заказчиком устранения католического лидера, чтобы посеять хаос в Европе.
Впрочем, какие бы заявления ни делал Агджа, их рассматривали уже через призму других его странных поступков. После освобождения из тюрьмы он откровенно начал чудить. Если его намерения принять католичество и получить польское гражданство вполне можно было объяснить деятельным раскаянием за своё преступление, то заявления о том, что он — Иисус Христос, а также проповеди и пророчества о грядущем конце света вызвали подозрения, что у него не всё в порядке с головой после длительного пребывания в тюрьме.
Трудно сказать, чем вызваны постоянные изменения показаний Агджи — его психическими проблемами или стремлением привлечь к себе внимание и монетизировать свою известность.
Архив Митрохина
В середине нулевых итальянские СМИ опубликовали серию материалов о том, что причастность КГБ к покушению на папу неоспоримо доказана на основании материалов т.н. архива Митрохина.
Василий Митрохин был сотрудником архива КГБ. На протяжении службы он аккуратно переписывал дела сотрудников и разного рода внутренние документы, а после распада СССР попытался продать их американцам. Однако они после краткого ознакомления сочли документы не представляющими интереса. Зато англичане документы приняли. В конце 90-х архив Митрохина был опубликован. Впрочем, никаких потрясающих разум сенсаций там не оказалось.
Сильвио Берлускони
В Италии за этот архив ухватились в политических целях. Сильвио Берлускони собирался во что бы то ни стало победить своего сильного конкурента — левого политика Романо Проди. С этой целью он начал кампанию по его дискредитации. Несколько лояльных Берлускони депутатов и общественных деятелей создали т.н. Комиссию Митрохина. Главной её целью было доказать, что Проди являлся агентом КГБ. Заодно притянули старую и уже позабытую версию о «болгарском следе». Смысл заключался в том, что, раз Проди будто бы был агентом КГБ, а КГБ будто бы организовало покушение на папу римского, итальянские католики разом отвернутся от дискредитированного Проди. Сенсационные заключения комиссии публиковались в подконтрольной Берлускони прессе, при этом громкие заявления приводились без каких-либо серьёзных доказательств и аргументов.
Завершилась работа комиссии полным крахом. Проди выиграл выборы, а один из главных консультантов комиссии — Марио Скарамелла — был арестован. В ходе прослушки его телефонных разговоров выяснилось, что Скарамелла не вёл никакого расследования и даже не скрывал, что собирается попросту дискредитировать «заказанных» ему политиков и общественных деятелей. С этой целью он искал в Европе отставных сотрудников спецслужб из стран бывшего соцлагеря и уговаривал за вознаграждение сделать заявление о связях Проди с КГБ. Позднее он был приговорён к тюремному сроку за клевету и разного рода махинации.
За тридцать с лишним лет с момента покушения выдвигалось множество различных версий о причастности к нему тех или иных сил. Мало кто верил, что Агджа действовал в одиночку, хотя исключить этого также нельзя, особенно учитывая его не совсем адекватное поведение.
В качестве организаторов покушения называли болгарские спецслужбы, КГБ, кардиналов Ватикана, «Серых волков» (членом которых был Агджа), ЦРУ (будто бы хотевшее «разогреть» ситуацию в Польше), иранские спецслужбы, турецкую мафию, итальянских левых радикалов (мстивших за разгром «красных бригад»). Однако ни одна из версий не была сколько-нибудь убедительной и не имела серьёзных аргументов в свою пользу. Покушение на главу католической церкви так и осталось одной из главных загадок ХХ столетия.
* * *