Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
19 May 2018, 12:38Жизнь
Воины с невольничьего рынка
Из грязи в князи. В Средневековье элитные гвардейские части стран Ближнего Востока нередко комплектовались за счёт рабов. Бывшие невольники становились лучшими воинами, сословием избранных. А иногда даже приходили к власти.
Гулямы
В античности рабов в качестве военной силы использовали только в исключительных случаях. Например, римляне после катастрофического разгрома в битве при Каннах сформировали из невольников пару новых легионов.
В Средние века на Ближнем Востоке это явление, наоборот, было достаточно распространено.
Гулямы — воины-рабы — нужны были как противовес племенным ополчениям или феодальным армиям. Такие войска имели целый ряд серьёзных плюсов. Они не зависели от местных властей. Благодаря постоянным тренировкам солдаты приобретали высокие боевые качества. А потери можно было легко восполнить, докупив новых рекрутов на невольничьем рынке.
В Аббасидском халифате IX-X веков гулямы, набранные преимущественно из кочевников-тюрков Центральной Азии, были гвардией. Но, пожалуй, самый известный пример — это мамлюки в Египте и янычары в Османской империи.
В использовании такой армии были и минусы. Бывшие невольники, став организованной военной силой, превращались в источник проблем для властей. Так, гулямы тюркского происхождения в IX веке свергли четырёх арабских халифов в государстве Аббасидов. В Стамбуле неоднократно бунтовали янычары. «Чёрная гвардия» в Марокко в XVIII в. устроила тридцатилетнюю эпоху дворцовых переворотов. А мамлюки в Египте, Делийском султанате и турецком Ираке вообще создавали свои правящие династии.
Мамлюки в Египте
Из египетских земледельцев-феллахов получались не самые лучшие воины. Поэтому арабская династия Фатимидов, правившая в в X-XII веках, использовала рабов из Судана.
Затем рекрутов стали привозить из Причерноморья. Как правило, это были кипчаки либо — в более поздние периоды — черкесы. Их (кочевников) ценили как прирождённых всадников и лучников.
Юношей-рабов обращали в ислам, после чего они проводили всё своё время в военных тренировках (комплекс тренировок назывался «фурусией»). В первую очередь мамлюки были конницей. Их обучали ведению дистанционного (стрельба из луков) и рукопашного боя.
Фактически бывшие невольники превратились в военную касту, которая регулярно пополнялась за счёт вновь купленных рабов.
При этом воины предпочитали жениться не на местных женщинах, а на единоплеменницах, также привезённых из Причерноморья, или на дочерях своих сослуживцев.
В середине XIII века армия мамлюков захватила власть в Египте, и один из их эмиров принял титул султана. Правящие династии были парадоксальным образом «антидинастичны». Власть от одного правителя к другому переходила, как правило, не по наследству — султаном становился самый сильный эмир.
Военная мощь невольников
Мамлюкский султанат существовал с 1250 по 1517 годы. И помимо Египта контролировал Сирию, юго-восток Малой Азии и священные мусульманские города Мекку и Медину на Аравийском полуострове.
Египетские воины во главе с Кутузом и Бейбарсом смогли разбить монголов в 1260 году.
Так новые завоеватели из центральной Азии разбили кипчаков в Великой степи, а кипчаки, проданные в рабство, смогли остановить монголов в Сирии.
А в Индии ордынское наступление тогда же успешно отражали воины-рабы Делийского султаната.
Флот, созданный египетскими мамлюками в начале XVI века, пытался противостоять португальцам, появившимся в Индийском океане. А в Гуджарете (Индия) с португальской армией воевали рабы, которыми командовал мамлюкский полководец Малик Яйяз. Он, кстати, происходил из славян, и его даже иногда называют русским. Однако родом он был из Далмации (современная Хорватия).
Закат военной касты
Хотя конница мамлюков по своим боевым качествам превосходила турецкую, османы в 1516 году выиграли решающую битву у Алеппо (османо-мамлюкская война). Во многом это стало возможным благодаря широкому использованию артиллерии и ружей.
Можно быть хорошими лучниками, храбрыми воинами, искусными наездниками, но против лома нет приёма: у современной армии — а именно такой на Ближнем Востоке тогда была османская — больше шансов на победу.
Египет завоевали турки, но мамлюки как военная элита и костяк армии там сохранились. Более того, в подчинённом Османской империи Багдаде в начале XVIII века появилась аналогичная каста — гвардейские отряды кюлеменов. Опираясь на эту военную силу, мамлюкская династия грузинского происхождения правила значительной частью Ирака до 1831 года.
В Египте сословие просуществовало до начала XIX века. Части мамлюков разбила французская армия в 1798 году во время египетского похода Бонапарта.
Как и в начале XVI века, бывшие невольники, будучи хорошими воинами, опять проиграли более совершенной военной машине.
Оценка, которую мамлюкам дал Бонапарт, стала классической:
«Два мамлюка, безусловно, превосходили трёх французов, но сто французов не боялись ста мамлюков, 400 французов, как правило, побеждали 400 мамлюков, а 1000 французов всегда били 1500 мамлюков».
В начале XIX века эскадрон таких воинов был и в составе гвардии Наполеона. Правда, потери солдат, привезённых из Египта, постепенно восполняли французы и греки.
Одним из мамлюков — телохранителей Наполеона — был Рустам Раза, происходивший из карабахских армян. В детстве его захватили турки и продали в рабство в Египет. То есть система набора воинов из невольников не изжила себя и в конце XVIII века.
В 1806 году взбунтовавшуюся армию рабов разбили турки. А в 1811-м правитель Египта, албанец Мухаммед Али, устроил им резню, фактически покончив с этой военной кастой. Уцелевшие мамлюки бежали в Судан. На этом их история закончилась.
Михаил Поликарпов
* * *